Социально-педагогическая реабилитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 13:14, реферат

Описание работы

Цель данной работы - изучить специфику социально-педагогической деятельности в учреждениях для несовершеннолетних.
Задачи - на основе теоретического материала выявить и рассмотреть:
- этапы социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра;
- социально - педагогическую деятельность в учреждениях государственного попечения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
1. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних ……….4
в условиях реабилитационного центра ……………………………………….4
2. Социально - педагогическая деятельность в учреждениях ………………10
государственного попечения ………………………………………………….10
Заключение ……………………………………………………………………..17
Список использованных источников ………………………………………….18

Файлы: 1 файл

Реабилитация.docx

— 47.80 Кб (Скачать файл)

Детский дом семейного типа устроен  таким образом, что роль родителей  выполняют специально подготовленные к тому люди родители-воспитатели, а  время пребывания и задачи, которые  ставятся перед семейным детским  домом, совпадают с задачами обычного детского дома.

Основными задачами детских домов  являются: 

  • создание благоприятных, комфортных условий, приближенных к домашним, способствующих нормальному развитию ребенка;   
  • обеспечение охраны здоровья детей;   
  • обеспечение социальной защиты ребенка, его медико-педагогической и социальной адаптации;   
  • охрана интересов и прав воспитанников;   
  • освоение детьми образовательных программ, получение достойного образования в интересах личности, общества и государства;  
  • формирование общей культуры воспитанников, их адаптация к жизни;   
  • формирование потребностей у воспитанников к саморазвитию и самоопределению;   
  • создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ. 

В государственной системе  попечения детей-сирот существует особый тип учреждения — приют. Специфика  работы приюта состоит в том, что  это учреждение временного пребывания детей, оставшихся без попечения  родителей. Цель данного учреждения — устроить детей, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации, на временное  проживание с целью последующего устройства в другие социальные институты - возвращения в семью, усыновления, установление опекунства и пр.

 Изменение социально-экономической  ситуации в стране требует  принципиально новых подходов  к решению многих проблем таких  учреждений: проблем воспитания  и образования детей, их профессионального  самоопределения, адаптивно-реабилитационных  проблем.

 Основные цели деятельности  для государственных учреждений, в которых воспитываются дети, оставшиеся без попечения родителей:  осуществление социальной защиты  детей, находящихся в этих учреждениях;  осуществление мероприятий реабилитационного,  медицинского и социального характера;  организация получения детьми  общего образования.

 Рассмотрим социально-педагогическую  деятельность в детском доме  как наиболее типичном учреждении  государственного попечения детей,  оставшихся без родителей. Потребность  и необходимость в социально-педагогической  деятельности в детском доме  постоянна в силу наличия у  воспитанников широкого спектра  социальных, медицинских, психологических,  педагогических проблем и отсутствия  у детей должного социального опыта [12, С. 218].

 Рассматривая социально-педагогическую деятельность необходимо определить цель такой деятельности, субъекты и объекты этой деятельности. Цель деятельности — социализация ребенка. В качестве субъектов этой деятельности выступает коллектив воспитателей: социальный педагог, социальный работник, логопед, воспитатель, психолог, музыкальный работник, инструкторы по труду и физической культуре, администрация детского дома.

Объектами, на которые направлена социально-педагогическая деятельность, выступают воспитанники детского дома: каждый индивидуально и весь коллектив  воспитанников в целом. Начиная  свою деятельность в детском доме, социальный педагог должен хорошо представлять, с какой категорией детей ему  придется работать.

 Рассмотрим краткую  характеристику детей разных  возрастов, которые могут находиться  в детском доме. Проблемы детей,  находящихся в детских домах,  довольно подробно исследованы  учеными М. И. Лисиной, В.  С. Мухиной, А. М. Прихожан, Е.  О. Смирновой и др.

 Для детей дошкольного  возраста, как отмечается в исследованиях  ученых, доминирующей и подчас  неудовлетворенной выступает потребность  во внимании и доброжелательности  со стороны взрослых. Стремление  к сотрудничеству и к совместной  деятельности со взрослыми у них недостаточно развиты. Мотивы, побуждающие детей к общению, вызваны тем, что ребенка привлекает сам взрослый человек, дети охотно принимают обращения и предложения взрослых. И эти контакты, как правило, сводятся к поиску внимания и расположенности взрослых.

 Особенно заметные  отличия в развитии общения  у воспитанников детского дома  и детей, живущих в семье,  проявляются в личностном общении,  в основе которого лежит потребность  во взаимопонимании и сопереживании.  Это вызвано, главным образом,  тем, что в детском доме по  сравнению с семьей значительно  меньше практика общения ребенка  и взрослого: ребенок получает  меньше личного внимания со  стороны взрослых, воздействия которых в детском доме скорее адресованы группе детей, нежели отдельному ребенку. Для детского дома характерно наличие сменяющихся взрослых с разными типами поведения, тогда как в семье ребенку со стороны взрослых задается одна и та же программа поведения. Наконец, в детском доме значительно беднее эмоциональная насыщенность общения взрослого с ребенком. Следует также отметить и более регламентированный характер деятельности ребенка по сравнению с семьей.

 Для воспитанников  младшего школьного возраста  характерны ярко выраженные мотивы, непосредственно связанные с  их повседневной деятельностью  в детском доме: выполнением режима  проживания в детском доме, правил  поведения в детском доме и  в школе, тогда как у семейных  детей этой возрастной группы  мотивы их деятельности и общения  значительно богаче и разнообразнее.  Такая ограниченность и бедность  мотивационной сферы связаны  с условиями проживания детей  в детском доме и их недостаточно  полным общением со взрослыми. Особенно ярко это проявляется в различных конфликтных ситуациях: ситуациях запрета, столкновения интересов взрослого и ребенка, ребенка и коллектива воспитанников, обвинений со стороны сверстников, непонимания ребенка взрослыми и сверстниками и других. При этом поведение воспитанника может отличаться агрессивностью, неумением и нежеланием признать свою вину. То есть у ребенка в конфликтных ситуациях выступают защитные, далеко не конструктивные формы поведения. Таким образом, ученые обнаружили специфику развития интеллектуальной, потребностной и поведенческой сфер личности воспитанников детского дома.

 В подростковом возрасте  эти причины вызывают определенные  трудности в утверждении подростка  в среде сверстников, в развитии  его собственного «Я».

 К интеллектуальным, поведенческим,  мотивационным характеристикам  воспитанников детского, дома прибавляются  проблемы, связанные со здоровьем  ребенка. Фактически здоровых  детей в детских домах почти нет, дети имеют хронические заболевания, часто встречаются среди них инвалиды. Кроме того, у многих детей наблюдается интеллектуальная недостаточность - задержка психического развития ребенка, а также олигофрения. Для воспитанников детского дома характерны, такие явления, как токсикомания, наркомания, расторможенность сексуальных влечений и др.

 Наряду с этими медико-психолого-педагогическими проблемами в детском доме у воспитанника возникает множество социальных проблем: личные — получение личных документов (паспорта, свидетельства о рождении, свидетельства о смерти родителей и др.); материальные (получение пенсий, пособий, алиментов), получение жилплощади (большая часть детей не имеет своего жилья и прописки), трудоустройство выпускников и их дальнейшее профессиональное образование.

 Цель социально-педагогической деятельности - социализация воспитанников детского дома. Эта цель может быть реализована путем выполнения различных задач. Работа социального педагога происходит в тесном контакте с другими специалистами, работающими в детском доме.

 Деятельность социального  педагога начинается с определения  социального статуса ребенка.  Путем изучения документов, бесед,  тестирования социальный педагог  узнает ребенка, выделяет проблемы, которые предстоит ему решить. Социальный педагог собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т. д. Чем точнее определяется «диагноз социального заболевания» ребенка, тем легче определить вид помощи, которую может оказать социальный педагог воспитаннику. Воспитание ребенка в детском доме происходит в коллективе, поэтому наряду с изучением каждого ребенка социальный педагог изучает и детский коллектив в целом [16, С. 48].

 Следующая задача социального педагога - составить индивидуальную программу развития воспитанников, т. е. фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Для этого социальный педагог вместе с воспитателем анализирует все документы, которые есть у ребенка, его проблемы, ищет пути выхода из создавшейся ситуации.

Сложный воспитательный процесс  в детском доме требует от воспитателей уяснения не только его сегодняшних, текущих задач, но и раскрытия  тенденций развития как ребенка, так и коллектива, в котором он находится. Одна из главных задач при этом - формирование гуманных отношений, которые выражаются в бескорыстной моральной помощи всем, кто в этом нуждается; в уважении другого человека, в чуткости, эмоциональности, отзывчивости на чужое горе и чужую радость, на переживание другого; в бережном отношении к достоинству человеческой личности.

 Проблемы адаптации  ребенка, попавшего в детский  дом, реабилитации детей девиантного поведения, интеграции воспитанников в общество являются важными в деятельности социального педагога. Реабилитация ребенка происходит с помощью медиков, психологов, педагогов, социальных педагогов и других специалистов детского дома [5, С. 118].

Медицинская реабилитация полагает проведение комплекса оздоровительных  и лечебных мероприятий.

Психологическая реабилитация связана с проведением занятий  по снятию тревоги, беспокойства, напряжения ребенка в детском доме.

Педагогическая реабилитация полагает проведение дополнительных занятий  по программе общеобразовательной  школы, а также коррекционных  занятий.

Социальная адаптация  полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Социальная адаптация происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

 Вместе с психологами  социальный педагог занимается  проблемами профессионального самоопределения  выпускников (беседы о профессиях, экскурсии на предприятия, беседы  о системе получения профессионального  образования и др.); освоения ими  различных социальных ролей человека  в обществе (патриот, член общества, член семьи, потребитель, профессионал  и др.), ознакомления со структурой  и функциями семьи; формирования  адаптивных механизмов, позволяющих  приспособиться выпускнику к  жизни после выхода из детского  дома (например, проведение бесед  на тему «Как подготовиться  к вступительным экзаменам?»,  «Как пользоваться разными видами  транспорта?», «Как заполнить  документы на коммунальные платежи?»  и т. п.). Социальный педагог  использует для решения этих  задач деловые игры, упражнения, тренинги, поощрения, наказания,  беседы и др. [11, С. 36].

 Еще одна важная задача, которую  выполняет социальный педагог в детском доме, - представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах. Реализуя эту посредническую функцию, социальный педагог охраняет и защищает права воспитанника, обозначенные как в международных актах, так и в наших отечественных федеральных и региональных законодательных актах. Так, социальный педагог занимается жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством и продолжением его дальнейшего обучения. Эти общие положения деятельности социального педагога конкретизируются в зависимости от типа детского дома, возрастной категории детей, их медико-социально-психолого-педагогических проблем.

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема дезадаптации детей и подростков - одна из наиболее серьезных проблем современности, требующих безотлагательных поисков продуктивного решения на практическом уровне. Дезадаптация выражается  в нарушении физического и психического здоровья ребенка, разрыве его социальных связей с семьей и другими институтами социализации; деформации личностных структур, сужении важнейших видов деятельности, необходимых для нормальной социализации. В связи с этим возникает необходимость в проведении социально-педагогической реабилитации, которая имеет комплексный характер, так как в своем арсенале использует медицинские, психологические, педагогические, социально-правовые меры. Эффективность ее во многом зависит от правильности и своевременности поставленного диагноза и в соответствии с ним организованных мероприятий в рамках индивидуальной программы реабилитации.

Комплексный подход к психолого-педагогической реабилитации обеспечивается за счет взаимодействия различных специалистов: психологов, специалистов по социальной работе, педагогов, врачей и др.

Информация о работе Социально-педагогическая реабилитация