Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:13, курсовая работа
Цель работы: изучить социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей. Задачи работы: - познакомиться с проблемой состояния здоровья школьников; - раскрыть понятие здорового образа жизни; - выяснить условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей; - показать тесную зависимость между пропагандой здорового образа жизни, просветительской работой, привлечением детей к спорту и количеством детей, приобщенных к физической культуре.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…….6
1.1. Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей……..6
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………………14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….20
2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннинского…………………………………………………………………….20
2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика…………………………21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни на сегодняшний день приобретают особенное значение.
В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.
Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Наиболее полно взаимосвязь
между образом жизни и
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление
рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-
2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннского
Многочисленными исследованиями показано огромное влияние двигательной активности ребенка на состояние здоровья детей.
Для того, чтобы привлечь ребенка к занятиям физической культурой необходимо постоянно вести пропаганду здорового образа жизни, давать сведения детям о своем теле, рассказывать о роли занятий физической культуры на организм человека. Необходимо прививать любовь к занятиям физической культуры, приобщать родителей к совместным мероприятиям, направленным на укрепления здоровья.
Во второй главе было проведено исследование, целью которого являлось установление зависимости между пропагандой здорового образа жизни, просветительской работой, приобщением детей к спорту и количеством привлеченных таким образом детей к оздоровительным мероприятиям и занятиям физической культурой.
Для проведения эксперимента мы взяли детей их двух классов (3 А класс – экспериментальный и 3 Б класс – контрольный).
Метод исследования: изучение медицинских карточек детей по поводу заболевания опорно-двигательного аппарата, анкетирование с целью выяснения о том, занимаются ли дети с заболеванием опорно-двигательного аппарата корригирующей гимнастикой, посещают ли спортивные секции, следят ли за своей осанкой.
Цель: изучить состояние здоровья опорно-двигательного аппарата детей, определить количество детей, занимающихся в спортивных кружках, выяснить, следят ли дети за правильной осанкой.
В результате изучения медицинских карточек детей мы выявили, что в
3 А классе, состоящем
из 20 человек, имеются нарушения
опорно-двигательного аппарата
В 3 Б классе было выявлено 6 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Только один из них занимается корригирующей гимнастикой во врачебно-физкультурном диспансере. Из 20 человек 6 посещают спортивный кружок. Никто из детей не следит за своей осанкой.
Результаты опроса экспериментального и контрольного класса представлены в приложении 1 и 1А .
Вывод. Итак, мы выяснили, что в обоих классах имеются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Занимаются корригирующей гимнастикой только несколько человек. Никто из детей не следит за своей осанкой.
2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика.
2.2.1. С целью формирования
у детей представлений о
здоровом образе жизни, о
Урок по теме: «Что такое здоровье? Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!»
Цели:
Оборудование:
1.Плакаты:
Деньги потерял – ничего не потерял. Время потерял – много потерял. Здоровье потерял – все потерял.
Здоровье сгубишь – новое не купишь.
Береги здоровье смолоду!
2. Таблица “Скелет – опора тела”, опорные знаки “Правильная осанка”, шапочки с красным крестом, гимнастические палки, мешки-массажеры для стопы ног.
– Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо. Начнем урок с самокоррекции.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка – высший класс!
3. Беседа на тему: Что такое здоровье»
Учитель рассказывает детям, что такое здоровье, что состояние здоровье человека в большой степени зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое сердце, — которые при необходимости приходят на помощь организму.
Преподаватель объясняет, какими формами двигательной активности и в какое время суток необходимо заниматься. При этом надо учесть утреннюю гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.
В связи с тем, что
дети много время проводят
за партой, и у них могут
возникнуть проблемы с опорно-
Было объяснено, что такое опорно-двигательный аппарат. Опорно-двигательный аппарат - это наши кости: скелет, которые обеспечивают опору всему телу и его частям; это мышцы, которые обеспечивают движение, и нервная система, которая управляет нашими движениями.
Рассказано о наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного аппарата: сколиозы (искривления, скручивания позвоночника), плоскостопие и травмы (вывихи, переломы, ушибы, растяжения мышц и связок).
Объяснили причины рассмотренных заболеваний:
1. Врожденные - т.е. когда дети сразу рождаются с неправильным скелетом (например, тот же сколиоз).
2. Неправильное поведение
- не следят за осанкой и
не улучшают ее; неправильно выбирают
обувь (либо совсем без
3. Не занимаются физическими упражнениям. Например, плоскостопия никогда не будет у того, кто много и правильно ходит, бегает, укрепляет мышцы стопы и голени. А у кого эти мышцы слабые, то они не могут удержать вес тела и стопа постепенно становится плоской.
Если дети не будут исправлять недостатки своего опорно-двигательного аппарата сейчас (например, осанку), то когда будут взрослыми, у них могут развиться страшные болезни: очень сильные сколиозы, когда туловище человека буквально скрючено, остеохондрозы, артриты и т.п.
Опросили учащихся о тех дефектах опорно-двигательного аппарата, которые они выявили у себя самостоятельно или на медицинском осмотре: сутулость, сколиоз, плоскостопие, низкий уровень гибкости и силы. Напомнить им об основных направлениях формирования осанки: постоянного контроля за собой; развития гибкости отделов позвоночника (шейного, грудного и поясничного), плечевого и тазобедренного суставов: развития силы мышц разгибателей туловища, мышц шеи и брюшного пресса.
Объяснили школьникам основные правила профилактики плоскостопия:
1. Избегать подъема
больших тяжестей в их
2. Правильно подбирать обувь.
3. Избегать длительного поддержания положения стоя, особенно при физическом утомлении (когда снижен тонус мышц стопы).
Указали, кому из детей, учитывая дефекты их опорно-двигательного аппарата, необходимо больше выполнять те или иные упражнения.
Рассказали детям о том, что для профилактики любых болезней и особенно опорно-двигательного аппарата необходимо больше двигаться, заниматься каким-либо видом спорта, принимать участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
Детям же, уже имеющим
нарушения опорно-
– Ребята, сейчас мы с вами повторим о том, как человек воспринимает окружающий мир.
а) Цифровой диктант.
1. С помощью этого органа мы различаем звуки, шум и шорох.
2. При помощи этого органа мы узнаем предметы по запаху.
3. Этот орган расположен в черепе, с его деятельностью связана правильная работа всех внутренних органов.
4. Орган дыхания.
5. Что приводит в движение кровь?
6. Какой орган защищает
наше тело от различных
7. Орган, которым мы
различаем горькую, сладкую,
8. С помощью этого органа мы видим предметы, воспринимаем их форму, величину, цвет.
На доске:
|
|
Ответ: 4, 8, 1, 6, 2, 7, 3, 5.
Взаимопроверка.
б) Игровая ситуация “Консилиум врачей”.
К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской помощи. (Надевают шапочки.) Сегодня перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке.
Посоветуйтесь и окажите первую помощь больному.
(Примерный рассказ учащихся):
1) рану промыть чистой
водой, кожу вокруг ранки
2) К ушибленному месту
нужно приложить холод (лед,
грелку с холодной водой,
Информация о работе Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни