Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей. Задачи работы: - познакомиться с проблемой состояния здоровья школьников; - раскрыть понятие здорового образа жизни; - выяснить условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей; - показать тесную зависимость между пропагандой здорового образа жизни, просветительской работой, привлечением детей к спорту и количеством детей, приобщенных к физической культуре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…….6
1.1. Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей……..6
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………………14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….20
2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннинского…………………………………………………………………….20

2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика…………………………21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35

Файлы: 1 файл

курс-я Соц-пед. проблемы ЗОЖ.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

Вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни на сегодняшний день приобретают особенное значение.

В настоящее время  в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая  ситуация и положение состояния здоровья населения. Особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков.

Понятие здоровья отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Наиболее полно взаимосвязь  между образом жизни и здоровьем  выражается в понятии здоровый образ  жизни.

 Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни  входят следующие составляющие:

- отказ от вредных пристрастий  (курение, употребление алкогольных  напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим;

рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ  МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. Оценка состояния  здоровья детей 3 А и 3 Б класса  школы № 2 города Новоаннского


 

Многочисленными исследованиями показано огромное влияние двигательной активности ребенка на состояние  здоровья детей.

Для того, чтобы привлечь ребенка к занятиям физической культурой  необходимо постоянно вести пропаганду здорового образа жизни, давать сведения детям о своем теле, рассказывать о роли занятий физической культуры на организм человека. Необходимо прививать  любовь к занятиям физической культуры, приобщать родителей к совместным мероприятиям, направленным на укрепления здоровья.

Во второй главе было проведено исследование, целью которого являлось установление зависимости  между пропагандой здорового  образа жизни, просветительской работой, приобщением детей к спорту и количеством привлеченных таким образом детей к оздоровительным мероприятиям и занятиям физической культурой.

Для проведения эксперимента мы взяли детей их двух классов (3 А класс – экспериментальный  и 3 Б класс – контрольный).

Метод исследования: изучение медицинских карточек детей по поводу заболевания опорно-двигательного аппарата, анкетирование с целью выяснения о том, занимаются ли дети с заболеванием опорно-двигательного аппарата корригирующей гимнастикой, посещают ли спортивные секции, следят ли за своей осанкой.

Цель: изучить состояние здоровья опорно-двигательного аппарата детей, определить количество детей, занимающихся в спортивных кружках, выяснить, следят ли дети за правильной осанкой.

В результате изучения медицинских карточек детей мы выявили, что в

3 А классе, состоящем  из 20 человек, имеются нарушения  опорно-двигательного аппарата у  7 человек: сколиозы (искривления,  скручивания позвоночника), плоскостопие. Из 7 человек только двое дома занимаются корригирующей гимнастикой во врачебно-физкультурном диспансере. Остальные дети не принимают никаких попыток исправить положение. Из 20 человек 6 человек посещают спортивный кружок. Никто из детей не следит за своей осанкой.

В 3 Б классе было выявлено 6 человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Только один из них занимается корригирующей гимнастикой  во врачебно-физкультурном диспансере. Из 20 человек 6 посещают спортивный кружок. Никто из детей не следит за своей осанкой.

Результаты опроса экспериментального и контрольного класса представлены в приложении 1 и 1А .

Вывод. Итак, мы выяснили, что в обоих классах имеются дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. Занимаются корригирующей гимнастикой только несколько человек. Никто из детей не следит за своей осанкой.

2.2. Коррекционная  работа. Повторная диагностика.

 

2.2.1.  С целью формирования  у детей представлений  о  здоровом образе жизни, о скелете  человека, как опоре организма,  о правильной осанке и умении  сохранять ее в покое и движении,  воспитания бережного отношения к своему здоровью, формирования у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья м провели в экспериментальном классе  урок  по теме: «Что такое здоровье? Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!»

 

 

 

Урок по теме: «Что такое здоровье? Опора тела и движение. Осанка – стройная спина!»

Цели:

  1. Формирование у учащихся понятие о здоровом образе жизни.
  2. Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
  3. Предупреждение формирования у детей вредных привычек.
  4. Воспитание товарищеской взаимопомощи и взаимовыручки.
  5. Дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении.
  6. Профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
  7. Воспитать умение владеть своим телом в покое и движении.

Оборудование:

1.Плакаты:

Деньги потерял  – ничего не потерял. Время потерял  – много потерял. Здоровье потерял  – все потерял.

Здоровье сгубишь – новое не купишь.

Береги здоровье смолоду!

2. Таблица “Скелет – опора тела”, опорные знаки “Правильная осанка”, шапочки с красным крестом, гимнастические палки, мешки-массажеры для стопы ног.

Ход урока

1. Самокоррекция.

– Здравствуйте, ребята! Встаньте прямо. Начнем урок с самокоррекции.

Смотрим прямо, дышим  ровно, глубоко.

Смотрим влево, смотрим  вправо.

Спинка ровная у нас,

А осанка – высший класс!

2. Оздоровительная  минутка.

  • Растираем ладони, каждый пальчик;
  • Умыли ручки, потерли щечки: от середины лба к вискам и вокруг под глазами до переносицы, от переносицы к ушам;
  • Погладим руки, плечи в направлении к плечам;
  • Погладим живот круговыми движениями по часовой стрелке;
  • Хлопаем ручками по телу, начиная с ног;
  • Массаж спины друг друга;
  • Массаж стопы (ходьба по камушкам);
  • Дыхательная гимнастика: глубокий вдох – 5 с., задержка дыхания – 3с, медленный выдох – 5с.

3. Беседа на  тему: Что такое здоровье»

Учитель рассказывает детям, что такое здоровье, что состояние  здоровье человека в большой степени зависит от объема движений. Если движений мало, то такой человек не может быть здоровым. Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце и сосуды, готовя к жизни, но и развивает мышцы — периферическое сердце, — которые при необходимости приходят на помощь организму.

     Преподаватель объясняет, какими формами двигательной активности и в какое время суток необходимо заниматься. При этом надо учесть  утреннюю гимнастику, уроки физической культуры в школе, занятия в спортивных секциях, физкультурные паузы и минуты, прогулки, подвижные игры, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Чтобы ребенок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно — один час ежедневно. А пульс его должен подниматься до тренирующего эффекта, а значит, не меньше 140 ударов в минуту.

    В связи с тем, что  дети много время проводят  за партой, и у них могут  возникнуть проблемы с опорно-двигательным  аппаратом. 

      Было  объяснено, что такое опорно-двигательный аппарат. Опорно-двигательный аппарат - это наши кости: скелет, которые обеспечивают опору всему телу и его частям; это мышцы, которые обеспечивают движение, и нервная система, которая управляет нашими движениями.

Рассказано о наиболее распространенных заболеваниях опорно-двигательного  аппарата: сколиозы (искривления, скручивания  позвоночника), плоскостопие и травмы (вывихи, переломы, ушибы, растяжения мышц и связок).

Объяснили причины рассмотренных  заболеваний:

1. Врожденные - т.е. когда дети сразу рождаются с неправильным скелетом (например, тот же сколиоз).

2. Неправильное поведение  - не следят за осанкой и  не улучшают ее; неправильно выбирают  обувь (либо совсем без каблука,  либо с очень высоким каблуком); пытаются поднимать очень большие  тяжести; балуются в неподходящих местах и получают травмы.

3. Не занимаются физическими упражнениям. Например, плоскостопия никогда не будет у того, кто много и правильно ходит, бегает, укрепляет мышцы стопы и голени. А у кого эти мышцы слабые, то они не могут удержать вес тела и стопа постепенно становится плоской.

Если дети не будут исправлять недостатки своего опорно-двигательного аппарата сейчас (например, осанку), то когда будут взрослыми, у них могут развиться страшные болезни: очень сильные сколиозы, когда туловище человека буквально скрючено, остеохондрозы, артриты и т.п.

Опросили учащихся о  тех дефектах опорно-двигательного  аппарата, которые они выявили у себя самостоятельно или на медицинском осмотре: сутулость, сколиоз, плоскостопие, низкий уровень гибкости и силы. Напомнить им об основных направлениях формирования осанки: постоянного контроля за собой; развития гибкости отделов позвоночника (шейного, грудного и поясничного), плечевого и тазобедренного суставов: развития силы мышц разгибателей туловища, мышц шеи и брюшного пресса.

Объяснили школьникам основные правила профилактики плоскостопия:

1. Избегать подъема  больших тяжестей в их возрасте.

2. Правильно подбирать  обувь.

3. Избегать длительного  поддержания положения стоя, особенно при физическом утомлении (когда снижен тонус мышц стопы).

Указали, кому из детей, учитывая дефекты их опорно-двигательного аппарата, необходимо больше выполнять те или иные упражнения.

Рассказали детям о  том, что для профилактики любых  болезней и особенно опорно-двигательного  аппарата необходимо больше двигаться, заниматься каким-либо видом спорта, принимать участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Детям же, уже имеющим  нарушения опорно-двигательного  аппарата, необходимо регулярно выполнять  корригирующие упражнения, ходить на занятия в физкультурный диспансер.

4. Актуализация знаний.

– Ребята, сейчас мы с  вами повторим о том, как человек  воспринимает окружающий мир.

а) Цифровой диктант.

1. С помощью этого  органа мы различаем звуки,  шум и шорох.

2. При помощи этого  органа мы узнаем предметы  по запаху.

3. Этот орган расположен в черепе, с его деятельностью связана правильная работа всех внутренних органов.

4. Орган дыхания.

5. Что приводит в  движение кровь?

6. Какой орган защищает  наше тело от различных повреждений?

7. Орган, которым мы  различаем горькую, сладкую, кислую, соленую пищу.

8. С помощью этого  органа мы видим предметы, воспринимаем  их форму, величину, цвет.

На доске:

  1. Головной мозг
  2. Сердце
  3. Язык
  4. Уши
  5. Глаза
  1. Легкие
  2. Кожа
  3. Нос

Ответ: 4, 8, 1, 6, 2, 7, 3, 5.

Взаимопроверка.

б) Игровая  ситуация “Консилиум врачей”.

К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской  помощи. (Надевают шапочки.) Сегодня  перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке.

Посоветуйтесь и окажите  первую помощь больному.

(Примерный рассказ учащихся):

1) рану промыть чистой  водой, кожу вокруг ранки обработать  йодом или зеленкой. Затем нужно  перевязать чистым бинтом или  приклеить бактерицидным пластырем.

  • Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убивают микробов, которые могут проникнуть в организм).
  • А можно рану обработать йодом или зеленкой? (Нет, получится ожог.)

2) К ушибленному месту  нужно приложить холод (лед,  грелку с холодной водой, тряпку, смоченной холодной водой).

Информация о работе Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни