Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:13, курсовая работа
Цель работы: изучить социально-педагогические проблемы здорового образа жизни детей. Задачи работы: - познакомиться с проблемой состояния здоровья школьников; - раскрыть понятие здорового образа жизни; - выяснить условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей; - показать тесную зависимость между пропагандой здорового образа жизни, просветительской работой, привлечением детей к спорту и количеством детей, приобщенных к физической культуре.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ…….6
1.1. Состояние здоровья школьников как социально педагогическая проблема. Здоровый образ жизни – необходимое условие развития детей……..6
1.2. Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей…………………………………………………………………………………14
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….19
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ ПРОПАГАНДОЙ ЗОЖ И ИЗМЕНЕНИЕМ ОТНОШЕНИЯ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………….20
2.1. Оценка состояния здоровья детей 3 А и 3 Б класса школы № 2 города Новоаннинского…………………………………………………………………….20
2.2. Коррекционная работа. Повторная диагностика…………………………21
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………………….32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….35
Постановка проблемы.
– Благодаря чему человек
может прямо держаться и
Под кожей и мышцами у человека находятся твердые кости – скелет (работа по таблице).
Значение скелета очень велико: он является опорой тела, защищает наши внутренние органы от повреждений.
Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было мышц. Наши кости скреплены друг с другом мышцами. Мышцы приводят в движение кости, значит, наше тело. Это происходит по команде мозга.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как хорошо быть стройными, ловкими, сильными и о том, что нужно делать, чтобы быть такими.
(Чтение текста с учебника “Природоведение” А.А.Плешакова, с.127).
От скелета и мышц зависит осанка человека.
По происхождению,
осанка – слово русское,
Каждый
человек с детства должен
При правильной осанке происходит нормальное движение, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
(Чтение текста с учебника “Ура, физкультура!”, с. 22).
Кости
детей мягкие, эластичные. Если ученик
за партой сидит, согнувшись, если
одно плечо держит выше
Кроме того, при неправильной посадке ученику трудно дышать, сдавленная грудная клетка мешает дыханию и правильной работе сердца.
Если он низко наклоняется над книгой или тетрадью, то это приводит к ухудшению зрения.
Осанка
вырабатывается в детстве.
На доске написаны прилагательные.
Стройный, сутулый, сильный, крепкий, толстый, неуклюжий, ловкий, бледный. (Ответы детей.)
Это интересно!
Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Ходите по комнате, положив на голову тетрадь или небольшую книгу. В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, тетрадь упадет.
Выработка
и закрепление правильной
1. Ходьба.
а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.
2. Упражнения с гимнастическими палками:
1 – палку поднять
вверх, правую ногу назад
2 – и.п.
3 – то же другой ногой.
1 – палку поднять вверх, прогнуться
2 – и.п.
1 – 2 – повороты туловища вправо и влево, без остановки, не сгибаясь. Дыхание произвольное.
1 –немного прогнувшись, прямыми руками поднять палку вверх;
2 – палку опустить вниз спереди;
3 – 4 – то же, назад вниз.
1 – 2 – приседания на носках, не сгибая спину.
1 – катаем палку ступнями
2 – ноги на ширине плеч, наклоны к ногам.
3. Березка.
4. Мостик (в парах).
5. Лодочка (раскачивание).
6. Ласточка.
ПРАВИЛА ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ.
Вывод:
Чтобы выработать правильную осанку, лучше всего научиться следить за своей осанкой и предупреждать все отклонения. Чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми и быть жителями Здоровяков, вспомним заветные слова:
Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
2.2.2. С целью приобщения и привития детей любви к физической культуре, укрепления здоровья нами был проведен праздник «День здоровья» (см. приложение 3)
2.2.3. С
целью укрепления здоровья, воспитание
правильного отношения к
Повторная диагностика
Спустя две недели после проведенной работы, нами было опрошено 20 человек из экспериментального класса. Им были заданы следующие вопросы:
1. Посещаешь ли ты спортивную секцию?
2. Занимаешься ли ты корригирующей гимнастикой?
3. Следишь ли ты за своей осанкой?
с целью выяснения того, сколько человек посещают спортивные секции и занимаются ли дети с нарушением опорно-двигательного аппарата корригирующей гимнастикой.
Количество детей, записавшихся
и посещающих спортивную секцию выросло
с 6 человек до 15. Все дети, имеющие
нарушения опорно-
В контрольном классе положение не изменилось.
Результаты опроса детей после представлены в приложении 2 и 2 А.
Для наглядного сравнения данных составили сводную таблицу 2.1, показывающую динамику изменения отношения к своему здоровью в экспериментальном и контрольном классах.
Таблица 2.1
Динамика изменения
отношения к своему здоровью в
экспериментальном и
Класс |
Имеют нарушения опорно- |
Занятия коррег-й гимнастикой |
Занятия в спортивной секции |
Сохранение правильной осанки | |||
До кор-й работы |
После кор-й работы |
До кор-й работы |
После кор-й работы |
До кор-й работы |
После кор-й работы | ||
3 А (экс-й) |
7 |
2 |
7 |
6 |
15 |
0 |
20 |
3 Б контр-й |
6 |
1 |
1 |
6 |
6 |
0 |
0 |
Вывод. Таким образом, благодаря мероприятиям, которые были направлены на то, что бы разъяснить детям, каким образом влияет движение на здоровье детей, и что можно сделать для того, что бы стать здоровыми, красивыми, сильными, принесли значительные результаты.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Во второй главе было проведено исследование, целью которого являлось установление зависимости между пропагандой здорового образа жизни, просветительской работой, приобщением детей к спорту и количеством привлеченных таким образом детей к оздоровительным мероприятиям и занятиям физической культурой.
Выяснилось, что в 3 А и 3 Б классах имеются дети с нарушением осанки, выявлены дети с плоскостопием, однако, корригирующей гимнастикой занимаются единицы. Из 20 человек только 6 человек из одного и другого класса посещают спортивные кружки.
После того, как в экспериментальном классе были проведены мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, просветительскую работу, на привитие любви к физической культуре, приобщение родителей к совместным спортивным мероприятиям, положение в 3 А классе изменилось в лучшую сторону. Все дети, которые имеют нарушения осанки и плоскостопие, стали посещать врачебно-физкультурный диспансер, 15 человек занимаются в спортивный кружок.
В 3 Б классе положение не изменилось.
Мероприятиям, которые были направлены на то, что бы разъяснить детям, каким образом влияет движение на здоровье детей, и что можно сделать для того, что бы стать здоровыми, красивыми, сильными, принесли значительные результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вопросы укрепления физического и духовного здоровья человека, формирования здорового образа жизни на сегодняшний день приобретают особенное значение.
Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни.
Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.
Важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление
- оптимальный двигательный
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Школа должна помочь будущим взрослым научиться сохранять свое здоровье, здоровье будущих детей, избегать разрушительных вредных привычек.
Во второй главе было проведено исследование, целью которого являлось установление зависимости между пропагандой здорового образа жизни, просветительской работой, приобщением детей к спорту и количеством привлеченных таким образом детей к оздоровительным мероприятиям и занятиям физической культурой.
После того, как в экспериментальном классе были проведены мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни, просветительскую работу, на привитие любви к физической культуре, приобщение родителей к совместным спортивным мероприятиям, положение в классе изменилось в лучшую сторону. Все дети, которые имеют нарушения осанки и плоскостопие, стали посещать врачебно-физкультурный диспансер, 15 человек занимаются в спортивный кружок.
Информация о работе Социально-педагогические проблемы здорового образа жизни