Социально-педагогические условия эффективного взаимодействи в системе деятельности социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:54, реферат

Описание работы

Критерии успешности, средства и способы, необходимые для успешности общения, могут быть выведены по аналогии с критериями эффективности групповой деятельности.
Отсутствие конфликтов не является надежным показателем успешности по двум причинам:
а) вместо открытых конфликтов может наблюдаться напряженность, замаскированная под внешне спокойным тоном, формальным контактом;

Файлы: 1 файл

эффективное проф. взаимодействие.docx

— 35.72 Кб (Скачать файл)

Социально-педагогические условия эффективного взаимодействи в системе деятельности социального педагога.

1. Понятие, критерии  и уровни успешности общения

Критерии успешности, средства и способы, необходимые для успешности общения, могут быть выведены по аналогии с критериями эффективности групповой деятельности.

Отсутствие конфликтов не является надежным показателем успешности по двум причинам:

а) вместо открытых конфликтов может наблюдаться напряженность, замаскированная под внешне спокойным тоном, формальным контактом;

б) конфликты в современной  социальной психологии не рассматриваются  как абсолютное зло, за ними признается определенная позитивная роль, поэтому каждый партнер общения должен владеть всеми способами выхода из конфликтных ситуаций.

Успешность любой групповой  деятельности в социально-психологическом  аспекте определяется:

достижением целей (в неформальном межличностном общении ими являются контакт; психологическая близость, доверительные отношения);

удовлетворенностью (процессом  общения, когда в процессе общения  не возникает чувства досады, длительных пауз и т.п., а также результатом  общения);

отсутствием трудностей (в  первую очередь напряженности, скованности, внутренних преград, зажатости и пр.).

Успешность общения проявляется  в достижении и сохранении психологического контакта с партнером в целях  стабилизации межличностных отношений  на их оптимальной стадии развития через достижение совместимости, согласия, взаимной приспособленности и удовлетворенности путем гибкой корректировки целей, умений и состояний, способов взаимодействия в соответствии с меняющимися обстоятельствами.

Основными психологическими критериями успешности общения следует  считать легкость, спонтанность, свободу, контактность, коммуникативную совместимость, адаптивность, удовлетворенность.

Общительность относится  к числу наиболее общих и первичных  черт характера. По мнению Ананьева Б.Г., Мерлина В.С., общительность в значительной степени связана с типом высшей нервной деятельности человека, его темпераментом. Это одна из коммуникативных черт личности, к которым также относят контактность, мораль и нравственность во взаимодействии, экспрессивность, инициативность и т.д. Общительность связана с эмоциональным и общим самочувствием человека перед вступлением в общение, в момент самого контакта и после него. Эта черта характера предполагает наличие коммуникативных навыков, обеспечивающих легкость общения и облегчающих партнеру контакт: умение слушать, высказаться в нужный момент, поддержать беседу и менять тему, знакомиться, находить правильную форму обращения к партнеру; она обычно сопряжена с такими умениями, как владение жестикуляцией, богатство мимики, выразительность интонаций и поз. Противоположной чертой является замкнутость, крайним выражением которой является аутистичность.

В психологии для  характеристики общения используются понятия:

коммуникабельность - некоммуникабельность. При этом речь идет о качественных характеристиках контактов, их глубине, интенсивности, соблюдении социальных норм;

общительность - замкнутость. При этом речь идет количественных характеристиках: широте, экстенсивности, контактности (потребность в контактах, легкость, спонтанность);

экстраверсия - интроверсия: направленность общения (на внешний мир или на свой внутренний мир);

Коммуникативность - владение средствами установления контакта.

 

2. Общительность,  контактность, коммуникативная совместимость

Выделяют ряд  уровней успешности в общении:

1. Уровень мастерства  и свободы. Этот уровень предполагает высокую совместимость, контактность, гибкость, адаптивность, саморегуляцию, отсутствие отчужденности, т.е. включенность в социальные связи, отсутствие фрустрированности и напряженности.

2. Уровень лидерства - предполагает смелость, активность, чувство собственного достоинства, владение разнообразными способами влияния, без чувствительности прибегают к манипулированию в общении.

3. Радикально-партнерский  уровень - характерен для людей, умеющих выслушать, найти общее решение, эмпатичных, имеющих хороший самоконтроль.

4. Рационально-консервативный  уровень - характерен закрытым, консервативным, расчетливым, мечтательным, плохо контролирующим эмоции людям.

5. Агрессивно-авторитарный  уровень - на этом уровне авторитарность сочетается с высокой агрессивностью, негибкостью, тревожностью из-за сниженной самооценки, повышенной конфликтностью, нетерпеливостью, раздражительностью, отсутствием партнерской ориентации.

6. Уровень невротического  одиночества и застенчивости - характерен для глубоко одиноких, невротичных, трудно адаптирующихся людей. Хотя они мечтают о легкости в общении, но самокритичность и неуверенность не дают им реализовать имеющиеся навыки и умения. Это застенчивые, сенситивные, необщительные скептики и холодные люди.

Важнейшими условиями  успешности общения являются: контактность, коммуникативная совместимость, адаптивность и стиль общения.

Контактность - это специфическое социальное умение, в основе которого лежит природная общительность, способность формировать доверительные отношения. Контактность возникает благодаря сочетанию в человеке перцептивных, интеллектуальных, коммуникативных способностей. Биологическое основание контактности - это сангвинический темперамент и экстраверсия. Контактность проявляется в способности мобилизовать все средства для достижения контакта (владение состоянием, телом, мимико-выразительными средствами), в умении изменять меру своей открытости и избираемые средства воздействия, во владении коммуникативной ситуацией в целом. Это социальное умение обладает двойственностью, с одной стороны, положительными сторонами - настроенностью на контакт, мобилизацией всех средств общения, рефлексией и обратной связью, а с другой - отрицательными характеристиками - эгоцентричностью, ориентацией на заражение других своими интересами и состояниями, преобладанием бессознательных побуждений. Контактность может быть агрессивной и навязчивой.

Коммуникативная совместимость - это частный вид совместимости, возникающий на основе взаимопонимания и согласованности общей позиции, характеризующийся отсутствием неблагоприятных последствий коммуникативного взаимодействия в виде напряженности, досады, психологического дискомфорта.

Адаптивность также является важным фактором общения. Наличие этого качества говорит о готовности к пересмотру привычных решений при умении сохранять настойчивость, способности гибко реагировать на меняющиеся обстоятельства, уверенности в своих принципах, следовании социальным нормам, гибком владении своими состояниями.

Стиль общения - это индивидуальная стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия - в деловых и личных отношениях, в руководстве, воспитательных беседах, в способах принятия и осуществления решений, в избираемых приемах психологического влияния на людей, в методах разрешения деловых и межличностных конфликтов. Стиль общения имеет внешние (экспрессивные) характеристики, своеобразную эмоционально-волевую окраску, определяемую темпераментом, психофизиологическими и личностными особенностями человека, арсеналом используемых им вербальных и невербальных средств. Стиль общения проявляется в:

а) доминирующей мотивации  личности (потребность в общении  и принятии, в эмоциональной поддержке, в самоутверждении);

б) способности к сопереживанию  и пониманию других людей (мягкость, доброжелательность, терпимость или жесткость, рационализм, эгоцентризм, приписывание недостатков другим, предубежденность);

в) уровне собственного достоинства (навязывание своего мнения, навязчивое самооправдание, естественность, признание своих ошибок или амбициозность и отстаивание своих взглядов, даже если они неверны);

г) направленности личности и избираемом в связи с этим характере воздействия на людей (манипулятивный, демократический, партнерски-уступчивый).

На коммуникативную привлекательность  влияют способность руководить собой, умение следовать законам поведенческой  стратегии.

В основе любой профессиональной деятельности лежит четко осознаваемая цель, способствующая ориентации и  концентрации наших сил и активности на том, что должно быть достигнуто. Поведенческая стратегия успешного профессионала должна опираться на этические нормы делового имиджа, представляющие собой совокупность определенных поведенческих принципов:

первый принцип - это честность  и порядочность в деловых отношениях;

второй основополагающий принцип - это терпимость.

Такая поведенческая стратегия  помогает «гасить» конфликтные ситуации, рождает взаимное доверие. Такт в деловом общении - это умение применять нормы и цели поведения к конкретному человеку, в любой ситуации рассматривать партнера как самоценную личность с учетом пола, возраста, темперамента, привычек и т.п. Кроме того, при этом имеет значение вежливость и внимательность в общении;

третий принцип - это деликатность, предполагающая мягкое внимательное отношение к людям, приветливость, заботу о них. Но главным свойством подобного отношения является умение тонко чувствовать, тонко воспринимать состояние окружающих, проявлять заботу к их нуждам и способность вовремя прийти на помощь;

четвертый принцип - это справедливость, которая означает объективную оценку личностно-деловых качеств людей  и их деятельности, признания их индивидуальности, открытость критике, самокритичность;

пятый принцип - это деловая  обязательность.

Критерии выбора моделей поведения для успешного  общения

1) Соответствие социальным  нормам, установленным в данной  культуре. В процессе воспитания человеку прививаются понимание законов общества, в котором он живет, морально-нравственные принципы. В результате человек перестает в своих действиях руководствоваться только принципом своих потребностей, желаний, а начинает учитывать окружающую его действительность.

2) Нравственная безупречность.  Правильная трактовка таких понятий,  как честность, справедливость, совестливость обеспечат в профессиональной деятельности выбор верных моделей поведения.

3) Умение учитывать конкретную  ситуацию, в которой личность  действует.

4) Постановка четкой цели, привлечение к ее реализации  всей своей силы воли, знаний  и умений.

5) Хорошая самооценка  себя, своего поведения и деятельности  при способности к самокритике.  Тщательный анализ своих психологических  характеристик.

Выбор моделей поведения  с учетом гендерных характеристик  личности.

Мужчины ценят в женщинах внешнюю привлекательность. Женщины  должны в деловой сфере считаться  с этим. Вместе с тем мужчины  должны помнить, что для женщин самые  привлекательные в них качества это интеллектуальная незаурядность, мужественность и благородство.

Моделирование поведения (модель в переводе с французского - образец) следует понимать как осмысленность  своих действий в процессе общения. Если эти действия будут обдуманы заранее, а тем более «уложены» в соответствующие модели, общение будет более эффективным. Успешный выбор моделей поведения - это воспроизводство таких их вариантов, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной. Деловая сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что все субъекты общения выступают в официальных статусах, обусловливающих выбор их поведенческих моделей.

Важное влияние на стиль  общения и его успешность оказывает  знание темперамента человека. Он обусловливает высоко или низко экспрессивный стиль общения, открытость или закрытость в общении, специфичность жестикуляций и т.п.

3. Управление чувствами  и эмоциями в социально-педагогическом  взаимодействии

Чувства и эмоции зависят  от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные отношения, которые становятся предметом чувств и эмоций. 

В эмоциях и чувствах проявляется  также удовлетворенность или  неудовлетворенность человека своим поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства —  это своеобразное личностное отношение  человека к окружающей действительности и к самому себе. Чувства и эмоции не существуют, вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

Источниками эмоций и чувств, служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме. Своеобразие эмоций и чувств определяется потребностями, мотивами, стремлениями, намерениями человека, особенностями его воли, характера. С изменением какого-либо из этих компонентов меняется отношение к предмету потребности. В этом проявляется личностное отношение человека к действительности.

Мир чувств и эмоций очень  сложен и многообразен. Тонкость его  организации и многогранность выражения  нередко не осознаются самим человеком. Сложность психического анализа испытываемых чувств объясняется также тем, что отношение к предметам и явлениям зависит от той познавательной деятельности или волевой активности, которую проявляет личность.

Основные характеристики чувств и эмоций

Эмоции - особый класс психических процессов и состоя связанный с  инстинктами,  потребностями и мотивами,  отражающий в форме непосредственного переживания (удовлетворен радости, страха и т.д.) значимость действующих  на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

Чувства - устойчивое эмоциональное отношение человека явлениям действительности, отражающее значение этих явлений связи с его потребностями и мотивами. В отличие от собственно эмоций и аффектов, связанных с конкретными ситуациями, чувства выделяют явления, имеющие для человека стабильную потребностно - мотивационную значимость.

Эмоции и чувства находятся  в сложном взаимодействии, процессе развития конкретного человека (в онтогенезе) чувства проявляются позже, чем собственно эмоции, возникают как результат обобщения отдельных эмоций. Однако сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций.

Информация о работе Социально-педагогические условия эффективного взаимодействи в системе деятельности социального педагога