Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 18:54, реферат
Критерии успешности, средства и способы, необходимые для успешности общения, могут быть выведены по аналогии с критериями эффективности групповой деятельности.
Отсутствие конфликтов не является надежным показателем успешности по двум причинам:
а) вместо открытых конфликтов может наблюдаться напряженность, замаскированная под внешне спокойным тоном, формальным контактом;
Основные характеристики эмоционально-чувственного переживания включают:
• определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);
• знак (какое значение -
положительное или
• предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);
• модальность, или содержание и качество эмоции и чувства (например, удивление, радость, тревога, печаль и т.д.).
Именно наличие знака отличает эмоционально-чувственные переживания от всех иных реакций организма на окружающую среду. Посредством эмоций человек выделяет опасное и неопасное, приятное и неприятное, производит выбор модели поведения, соответствующей его актуальным потребностям, а в межличностных отношениях - выбор партнеров, способы и средства взаимодействия с ними.
Эмоции и чувства как действия обычно выделяют следующие формы, в которых проявляется организующая функция эмоций:
• выразительные движения, или реакции - следствие эмоционального возбуждения (т.е. они носят, как правило, реактивный характер), это внешнее проявление эмоций. Каждая эмоция сопровождается физическими изменениями в мимике, теле, голосе, во внешности в целом. Тем самым наши чувства дают знать, как люди, идеи и среда воздействуют на нас;
• эмоциональные действия - совершаются для того, разить или редуцировать эмоциональное состояние;
• высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях - выполняют функцию посредника между индивидом и его эмоцией.
Способы управления чувствами и эмоциями
Управление эмоциями и чувствами в первую очередь предлагает их осознание и контроль их формы проявления. В межличностном общении управление эмоциями предполагает как консоль за собственными переживаниями, так и способность распознавать, верно, интерпретировать и воздействовать на переживания партнеров по общению.
Когда мы говорим, что человек осознает то или иное свое состояние, то имеем в виду:
то, что у человека некоторый факт зафиксирован настолько отчетливо, что он способен учитывать его в своих практических действиях;
то, что он способен выразить этот факт в знаковой форме.
Именно на этом уровне возможен контроль над эмоциями, а именно:
• способность предвидеть их развитие;
• понимание факторов, от которых зависит их сила, продолжительность и их последствия.
Осознание эмоций происходит благодаря процессам научения. Человек учится выделять в первоначально недифференцированной массе переживаний некоторые специфические переживания связанные, например, с голодом, беспокойством, гневом, страхом. Этот процесс осуществляется при активном содействии других людей, приобретая тем самым сугубо социальный характер.
Важнейшим средством осознания эмоций является их название (вербализация). Важным моментом в осознании собственных эмоциональных реакций и состояний является принятие или непринятие их в данной культуре. Наряду с речью важнейшим инструментом осознания и управления переживаниями является выявление и овладение их предметной областью. осознание эмоционального процесса предполагает как способность дать вербальную характеристику самой эмоции, так и понимание связей между эмоцией и вызвавшими ее факторами, с одной стороны, и между эмоциями и действиями, к которым она побуждает, с другой. В психологии эмоций даже используется понятие "эмоциональный интеллект", которое охватывает следующие способности:
1) распознавание собственных эмоций;
2) владение эмоциями;
3) самомотивация;
4) понимание эмоций других людей.
Что же касается отношений между людьми, как правило, предполагает четкие нормы, обязательные для всех членов данной культуры. Это создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате выразительные движения приобретают характер специфического "языка", при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщаются, то они переживают.
На формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:
• врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;
• приобретенные, заученные, социализированные способности проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;
• индивидуальные экспрессивные особенности, свойственные только данному человеку, причем индивидуальная специфика может быть как более, так и менее выраженной.
Способы проявления эмоций и степень их адекватности переживаемому состоянию становится самостоятельной проблемой межличностных отношений потому, что в процессе межличностной коммуникации мы сообщаем друг другу не только информацию о собственном эмоциональном состоянии, но и о своем отношении друг к другу.
Точное эмоциональное общение с окружающими улучшает качество межличностных отношений, в свою очередь взаимодействие с другими людьми позволяет точнее понимать свои чувства и желания.
В каждой культуре существуют неписаные законы о том, какие чувства подобает проявлять по отношению к другим участникам в стандартизированных ситуациях, так же как в любой организации прилагаются некоторые усилия для того, чтобы контролировать межличностные отношения. Это вызвано тем, что между людьми, знающими друг друга достаточно близко, чувства начинают преобладать над нормативным поведением, возникают личные обязательства, делаются взаимные поблажки, что может повлиять на эффективность совместной деятельности и в целом на стабильность социальной организации.
Способы контроля, а именно:
· пространственное отделение сторон;
· формализация поведения;
· стереотипизация и обезличенность сторон;
· способность предвидеть их развитие;
· понимание факторов, от которых зависят их сила, продолжительность и их последствия.
Управление эмоциями
и чувствами предполагает
4. Коммуникативная
компетентность социального
Коммуникативная компетентность
является основным условием, позволяющим
специалисту выйти на высокий
уровень осуществления
Компетентность как научная
категория применительно к
Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).
В профессиональной деятельности
социального педагога роль коммуникативной
компетентности особенна, она обеспечит
эффективность его
Проблема коммуникативной компетентности занимает одно из ключевых мест в различных науках. В многочисленных научных и практических исследованиях отражены отдельные аспекты, связанные с изучением коммуникативной направленности личности (С. JI. Братченко, Ю. А. Макаров, В. В. Бойко), коммуникативной установки (М. А. Джералиевская, Е. В. Заика, А. Н. Ивашов), коммуникативных качеств личности (А. В. Батаршев, А. А. Леонтьев, И. В. Яковлева), мотивации общения (А. А. Ершов, В. С. Магун, Г. Мюррей, Ю. М. Орлов, й. П. Шкуратова), правил и норм межличностного взаимодействия (Дж. Бивин, М. И. Бобнева, П. Вац-лавик, Дж. А. Грэхем, Д. Джексон), контекстов межличностного общения (JI. И. Анцыферова, Л. Ф. Бурлачук, В. Н. Гришина, А. И. Донцов, У. Томас, Ю. М. Жуков), уровня социально-психологической и коммуникативной компетентности и ее компонентов (B. Н. Куницына, Н. В. Казаринова). Ряд ученых занимался разработкой технологий и методов обучения общению (В. А. Горянина, Ю. Н. Емельянов, В. И. Жуков, В. П. Захаров, К. Левин, Ф. Перлз, Я. Морено, Л. А. Петровская, П.' В. Растянников, К. Роджерс, Е. В. Сидоренко, Н. Ю. Хрящева), исследованием потенциала личности (В. М. Погольша, Е. В. Ру-денский), поиском причин возникновения трудностей в общении (A.A. Бодалев, Е. Д. Бреус, В. А. Горянина, Г. А. Ковалев, В. Н. Куницына, В. А. Лабун-ская, Ю. А. Менджерицкая, И. П. Шкуратова).
Следует отметить возрастание интереса ученых к проблеме компетентности специалиста социальной работы (Л. И. Анцыферова, И. Г. Климкович, и др.). Анализ научной литературы показывает, что вопрос о сущности данного научного феномена не решен в науке однозначно, несмотря на интерес к этой проблеме в последние пятнадцать лет и глубокие исследования в этой области (С. А. Беличева, И. Г. Зайнышев, И. А. Зимняя, Н. П. Клушина, Н. Д. Павленок, В. А. Сластенин, и др.).
Несмотря на то, что коммуникативная компетентность считается относительно изученной, её исследования, как правило, лежат в проблематике психологии общения, конфликтов и методов активного социально-психологического обучения. Как показывает анализ научных исследований, проблема формирования коммуникативной компетентности у будущих социальных педагогов еще не становилась предметом специального рассмотрения, хотя различные её аспекты нашли свое отражение в научных и практических работах, связанных с диагностикой педагогических способностей (Е. С. Алешин, Н. А. Аминов); с оценкой профессиональной подготовки (Г. В. Акопов, Т. И. Руднева); подготовкой к педагогической деятельности (В. П. Симонов, В. А. Сластенин, Н. Е. Мажар); с диагностикой профессиональных способностей и системой профессионального отбора социальных педагогов и социальных работников (Ю. Н. Галагузова, В. Н. Келасьев, Н. М. Полуэктова, И. В. Яковлева, Н. С. Пряжников).
Среди многих проблем, возникающих при обращении к формированию коммуникативной компетентности социального педагога, на наш взгляд, необходимо исследовать такие, которые связаны с изучением сущности профессионального общения социального педагога, определением структуры компетентности социального педагога в профессиональном общении и выявлением психолого-педагогических критериев её оценки.
Анкетирование социальных педагогов, обучающихся на курсах повышения квалификации показало, что около 30% опрошенных отмечают свою недостаточную коммуникативную подготовленность. В качестве основных причин несформированности коммуникативной компетентности они выделили следующие:
1) недостаточное внимание к этой проблеме в учебном заведении;
2) неосознание преподавателями
смежных дисциплин роли
3) недостаточное изучение
нормативно-правовых
В то же время социальные педагоги, осознают значимость коммуникативной компетентности в их профессиональной деятельности.