Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:20, курсовая работа
Цель моей курсовой работы – поиск более ясного понимания современного состояния и тенденций развития социально-профессиональной группы современного российского учительства. Задачи:
1. Установить и проанализировать рост требований к профессиональным качествам учителя;
2. Рассмотреть систему непрерывного образования;
3. Установить и проанализировать основные проблемы жизнедеятельности учителя в современной России;
1. Введение
2. Требования к личностным, профессиональным качествам учителя
3. Непрерывное образование
4. Проблемы жизнедеятельности учителя в современной России
5. Заключение
6. Список литературы
1. Введение
Современный учитель. Каков он? Подобный вопрос провоцирует совершенно простой, банальный и однозначный ответ – учитель должен быть хорошим. А что такое хороший, это уже другой вопрос.
Актуальность темы «современное учительство» - бесспорно, ведь профессия педагога – одна из важнейших в современном мире. От его усилий зависит будущее человеческой цивилизации. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным.
Цель моей курсовой работы – поиск более ясного понимания современного состояния и тенденций развития социально-профессиональной группы современного российского учительства.
Задачи:
1. Установить и проанализировать рост требований к профессиональным качествам учителя;
2. Рассмотреть систему
3. Установить и проанализировать основные проблемы жизнедеятельности учителя в современной России;
Объект моей курсовой работы – современное российское учительство
Предметом курсовой работы является динамика социального положения и профессиональной деятельности учительства и адаптация его к условиям изменяющегося общества.
Курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка источников информации. Во введении сформулирована цель и задачи работы. В первой части рассматриваются и устанавливаются конкретные требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Во второй части рассмотрена в – система непрерывного образования педагога, в третьей – основные проблемы жизнедеятельности учителя в современной России. В заключении сформулированы основные выводы. Список литературы содержит восемь наименований.
2. Требования к личностным, профессиональным качествам учителя
Сложность учительского труда долгое время традиционно пряталась от учеников, но наши ученики все серьёзнее вглядываются в окружающий мир, и чтобы принять своих воспитателей, они, прежде всего, должны понять их. Последние десятилетия современная школа выдвигает перед обществом вопрос повышенной сложности: ученики, приходящие сегодня в школу, становятся все тоньше и глубже в человеческом отношении; закрытость внутреннего мира молодых затрудняет установку доверительности контакта; их трудно чем-либо удивить, и они уже не склонны принимать, как данность, авторитет учителя такое положение сказывается и на системе требования к учителю: не ординарность его личности, самоотверженность, деликатность, высокий уровень профессионализма.
К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них есть главные и второстепенные. И среди главных, и среди дополнительных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями этапа социально-экономического развития общества, где живет и работает педагог.
Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которой он обучает детей; широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания детей. Все эти свойства не являются врожденными. Они приобретаются систематическим и упорным трудом, огромной работой педагога над собой. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, в силу которой каждый хороший учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность.
Учитель, как и 80 лет назад, должен быть широкообразованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом. Причем, в век информации, когда есть телевизор, сотовые телефоны, компьютеры, Интернет, и уже подавляющему большинству учеников не стоит труда этой информацией обладать, к уровню образованности учителя предъявляются еще более высокие требования. То есть в идеальном сознании образ учителя - это образ какого-то универсального человека. Уже в наше время, тем более в будущем, главной задачей учителя становится не просто научить, а научить учиться, то есть показать наиболее удобный путь получения информации, ее анализа и грамотного ее использования.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и другие. Эти качества важны, но без каждого из них в отдельности учитель вполне может обойтись.
Самое большое требование современные ученики предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Интересно отметить, что в различных возрастных группах ученики не обошли вниманием и такие качества, как внешний вид и стиль учителя, ребята отмечали, что учитель должен быть «молодой», «красивый», «современно одет», «улыбчивый, обаятельный», «крутой», «стильно одевающийся». Быть одетым слишком модно – признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т. е. надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза.
Многозвучным и разным должен быть голос учителя. Типичные ошибки начинающих учителей – слишком тихий (тогда ученики не слышат, переспрашивают друг друга, шумят, отвлекаются в конце концов) или слишком громкий голос (очень утомляет и раздражает такой голос, особенно учащихся со слабой нервной системой, повышенной чувствительностью).
Однотонный (постоянно высокий или постоянно низкий) голос не позволяет начинающему учителю создавать ритм своей речи (т. е. повышение и понижение громкости и длительности звуков), страдает и мелодика речи. Трудно становится улавливать окраску звука говорящего – тембр, изменение частей фраз, родственных по смыслу фраз, их согласование и объединение (гармонию речи).
К особенностям общения учителей с учащимися относится появление “любимчиков”. Среди учеников это не приветствуется.
Немаловажное значение имеет образ жизни учителя. Как ни странно школьники проявляют живой интерес к личной жизни учителя. На вопрос “Интересует ли вас личная жизнь учителя?” только 43% ответили “нет”, 67% ответили положительно (подавляющее большинство - девочки).
Вот качества учителя, успешно решающего свои задачи:
1.Учитель понимает ученика, уважает его мнение, умеет слушать и слышать, «доходит» до каждого ученика.
2.Заинтересовывает своим предметом, хорошо его знает и преподает.
3.Любит детей, добрый, доброжелательный, гуманный.
4.Общительный, хороший друг, открытый, искренний.
5.Изобретательный, творческий, находчивый, сообразительный.
6.Применяет психологические знания, приемы для решения трудных ситуаций.
7.Владеет собой, умеет
8.Тактичен.
9.Всесторонне развит, умный, умеет говорить.
10.Обладает чувством юмора,
Самая распространенная и типичная ошибка учителей - неумение разглядеть глубинные свойства, ядро личности старшеклассника, оценка его по каким-то усредненным, формальным и внешним показателям, таким, как внешняя дисциплинированность и учебная успеваемость.
Идеальный учитель, по мнению учеников, должен быть:
- понимающим (75%);
- уважающим своих учеников (53%);
- внимательным, готовым оказать помощь, поддержать в трудную минуту (35%);
- справедливым в требованиях (80%) - «не орать на своих учеников», «наказывать тех, кто мешает другим на уроке»;
- «интеллигентным, образованным» (45%);
- умеющим доступно излагать материал (49%);
- быть сдержанным, тактичным; не лезть в личную жизнь детей, умеющим найти с учениками общий язык (19%);
- быть авторитетом, примером для школьников, но не ставить целью следить за ними, с ним (учителем) можно поделиться радостью или рассказать о неприятностях и быть уверенным, что об этом не узнает вся школа (10%);
- красивым, добрым (23%);
- обладать чувством юмора (40%);
- не говорить плохо об окружающих его людях;
- не опаздывать на уроки.
Всего 10-15 лет назад владение компьютерными технологиями не входило в число «компетенций» учителя, а сейчас это качество необходимо современному учителю.
Основные принципы новой модели образования:
– Индивидуализация образовательных траекторий: 75% их объема формирует уже не педагог/государство по отношению к незрелому ребенку, а взрослый, самостоятельный человек для себя самого.
• Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков
– Культура усвоения замещается культурой поиска, дискуссии и обновления
• Новый уровень социального стандарта образования: не школа, а вуз
• Поддержка талантов
• Новый преподаватель
Как отмечено в проекте
«Образование, «понадобятся педагоги
как глубоко владеющие психолого-
Также отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Задачи повышения качества образования целенаправленно решают все взрослые участники образовательного процесса, но именно педагога как ключевая фигура образовательного процесса грает ведущую роль в реализации основных идей образования. Педагог является основным носителем, субъектом тактических изменений в образовательном пространстве. Ведь конкретного ученика воспитывает конкретный педагог, а значит, качество занятий каждого ученика будет зависеть от качества профессиональной подготовленности и мастерства каждого педагога.
3. Непрерывное образование
Как известно, Президент
РФ Д.А. Медведев в своем послании
Федеральному Собранию в качестве национальной
образовательной стратегии
• обновление содержания образования;
• построение системы поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей;
• укрепление здоровья детей в процессе обучения;
• использование результатов ПНПО в целях внедрения наиболее прогрессивных изменений;
• разработка системы моральных и материальных стимулов, а также постоянного самосовершенствования учителей.
Современный учитель видится как яркая, творческая личность, освоившая новейшие достижения комплекса смежных наук о человеке, закономерностях его развития, творческого роста, владеющая новыми педагогическими технологиями, искусством общения.
Ориентация
на данную тенденцию
Важнейшим
условием и ведущим фактором,
определяющим успешность этих
процессов, выступает
Непрерывное образование — идея, принятая в мире в качестве ключевой во всех осуществляющихся или планируемых реформах образования. В полной мере она относится к образованию учителя, ибо, с одной стороны, соответствует потребностям и закономерностям развития постиндустриального общества, когда непрерывное образование становится фактором общественной и трудовой жизни, обретает статус особого механизма общественного и культурного развития регионов, с другой — адекватна специфике педагогической деятельности, роли, месту личности учителя в педагогическом процессе, которые предполагают непрерывное обогащение его профессиональных возможностей и личностных качеств в соответствии с идеалами культуры, нравственности, профессионализма. Сегодня об этом свидетельствует практика подготовки и повышения квалификации учителя. В первую очередь речь идет:
Информация о работе Социально-профессиональная группа современного российского учительства