Социально-профессиональная группа современного российского учительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы – поиск более ясного понимания современного состояния и тенденций развития социально-профессиональной группы современного российского учительства. Задачи:
1. Установить и проанализировать рост требований к профессиональным качествам учителя;
2. Рассмотреть систему непрерывного образования;
3. Установить и проанализировать основные проблемы жизнедеятельности учителя в современной России;

Содержание работы

1. Введение
2. Требования к личностным, профессиональным качествам учителя
3. Непрерывное образование
4. Проблемы жизнедеятельности учителя в современной России
5. Заключение
6. Список литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)

ü - о новой региональной нормативно-правовой и финансовой базе деятельности учреждений повышения квалификации;

ü - об использовании кредитно-накопительной системы повышения квалификации;

ü - об организации повышения квалификации педагогических кадров в процессе их аттестации;

ü - об организации сетевого повышения квалификации с опорой на успешную практику лидеров образования.

          Идея  непрерывного педагогического образования  существует в современном педагогическом  сознании на двух уровнях — обыденном и научном. Первый сводится к мысли о полезности пожизненного накопления учителем знаний, постоянного расширения его жизненного кругозора, точно выражается признанной мудростью «век живи — век учись». В отличие от обыденных научные интерпретации непрерывного педагогического образования представлены многообразием концепций, зависящих от того, в рамках предмета какой науки или парадигмы эта проблема рассматривается. Так, в психологии концепция непрерывного педагогического образования описывается через выявление мотивационно-смысловых основ овладения педагогической профессией, совершенствования в ней, понятия личности как субъекта профессионального выбора, характеристику ценностно-смысловой и рефлексивной деятельности учителя.

        Система непрерывного педагогического образования призвана обеспечить такой тип личностного и профессионального развития учителя, который традиционной системой профессиональной педагогической подготовки, локализованной в отдельно взятом образовательном учреждении, недостижим, так как последнее изначально ориентировано на определенную не явным образом «знаниевую» функцию образования. Учитель, не прошедший целостную многоэтапную и многопрофильную социализацию в области своей профессии, не может быть подготовлен к ее «исполнению» на уровне современной образовательной парадигмы. Непрерывное педагогическое образование обеспечивает полноценную самореализацию в определенном личностном и профессиональном образе жизнедеятельности. Для педагога это особенно важно, ибо природа педагогической деятельности такова, что требует «всего» человека, и разностороннее развитие учителя — духовное, интеллектуальное, эмоциональное, эстетическое — и есть в подлинном смысле его полноценная профессиональная подготовка.

         В этой связи:  цели непрерывного  педагогического образования, представляются  в виде идеализированного образа  саморазвивающейся личности педагога;  особый вид опыта (социокультурного, профессионально-педагогического,  предметно-содержательного и т.д.), который педагог должен приобрести в образовательной среде; технологии образовательных процессов могут быть контекстные, имитационно-моделирующие, коллективного и индивидуального самонаучения, педагогического тренинга, интеграции учебно-исследовательской и практико-педагогической деятельности, выбора индивидуальных «маршрутов» овладения профессией и др.

Появление новых целей и ценностей  в образовании предъявляет особые требования к личности и деятельности педагога. Для нового образования  необходимы и педагоги с новым мышлением.

             Педагог сам должен быть динамичным, мобильным, непрерывно работающим над повышением своего профессионализма. Учиться всю жизнь – требование сегодняшнего дня. И таких мастеров своего дела у нас достаточно. Они учат учащихся самостоятельно принимать оптимальные решения и делать ответственный выбор, ориентироваться в огромном объеме информации, уметь с ней работать.

        

 

 

 

 

 

 

 

4. Проблемы жизнедеятельности учителя в современной России

 

   Сложность учительского  труда долгое время традиционно пряталась от учеников, но наши ученики все серьёзнее вглядываются в окружающий мир, и чтобы принять своих воспитателей, они, прежде всего, должны понять их. Последние десятилетия современная школа выдвигает перед обществом вопрос повышенной сложности: ученики, приходящие сегодня в школу, становятся все тоньше и глубже в человеческом отношении; закрытость внутреннего мира молодых затрудняет установку доверительности контакта; их трудно чем-либо удивить, и они уже не склонны принимать, как данность, авторитет учителя такое положение сказывается и на системе требования к учителю: не ординарность его личности, самоотверженность, деликатность, высокий уровень профессионализма.

Актуальность обсуждения и решения проблем жизнедеятельности учителя в современной России очевидна. Их остроту и масштабность судьбы отечественной общеобразовательной школы, качество образования в нашей стране в целом.  Не случайно в минувшем году была заявлена и активно рекламировалась специальная программа – "Год учителя", а годом раньше был проведён "Год молодёжи", что также было во многом связано с образованием, так как главной общественной группой, заинтересованной актуально и перспективно в качественном образовании продолжает оставаться молодёжь (несмотря на развитие и востребованность практик образовательной деятельности в течение всей жизни).

   Обе названных  программы, к сожалению, носили  во многом рекламно-идеологический, политический характер, не оказали  решающего воздействия на реальную  ситуацию в стране и в отношении молодёжи, и в плане решения проблем учительства, возрождения русской национальной школы, сохранения качества образования до поступления в вуз.

   Впрочем, известные  позитивные, отдельные локальные  положительные результаты всё-таки  были. И мы их обязаны видеть и учитывать. Это касается, конечно, тех участников всероссийского конкурса "Года учителя", где были свои победители и призёры, а также дополнительная информация об учительстве России в средствах массовой информации, где не только шла рекламная информация о мероприятиях, "Года учителя", но и ставились реальные проблемы, которые надо решать и сегодня и в перспективе.

   Организаторы  и участники, инициаторы "круглого  стола" в Независимом пресс-центре  в Москве 1 июня 2011 года (Межрегиональный независимый профсоюз работников образования "Учитель", Российская академия образования и Всероссийский центр уровня жизни), отдавая должное известной озвученности, постановки некоторых проблем современного российского учительства, в главном были настроены и более критично, и более конструктивно, реально ответственно.

   Обстоятельную  картину проблем оплаты труда  современного учительства в России  дал В.Н. Бобков, д.э.н., проф., заслуженный  деятель науки РФ, генеральный  директор Всероссийского центра  уровня жизни, где в феврале 2011 года был издан специальный выпуск журнала "Уровень жизни населения России", посвящённый итогам "Года учителя". Он убедительно показал, что зарплата учителя в современной России в 7-8 раз ниже реально необходимого и возможного её обеспечения и что её повышение на 30% о чём сегодня говорит Правительство и Президент РФ, не является решением вопроса. И, тем более что, за 20 лет радикальных либерально-рыночных реформ учителя в России потеряли немало других благ, реальных статусных позиций, возможностей эффективной социально-педагогической деятельности, о чём говорили многие другие участники "круглого стола": А.Н. Демидов, сопредседатель МПРО "Учитель", заместитель директора Института "Коллективное действие"; В.В. Луховский, учитель высшей категории из школы "Интеллектуал"; Н.С. Маликов, заместитель руководителя Научного центра проблем доходов и потребительских бюджетов населения Всероссийского центра уровня жизни и др.

   В этой связи  в адрес либерал-реформаторов 1990-х  годов и их последователей в России первого десятилетия XXI века звучали такие обвинения, критика: а) вытеснение учителей из органов законодательной и исполнительной власти, где сейчас доминируют "воспитанники "дикого рынка"; б) разрушение системы качественного педагогического образования, подготовка ликвидации системы педвузов страны, их объединения с классическими университетами, превращения в педагогические факультеты этих университетов; в) введение ЕГЭ, ставшего основой формализации и деградации образовательной деятельности на уровне взаимодействия школ и вузов, что привело к почти полному уничтожению специализированных классов системы "школа-вуз", сложившейся в 1960-1980-е годы; г) уход значительной части талантливой молодёжи из педагогических училищ и педвузов, из системы педагогического образования России в целом; д) введение подушевого финансирования малокомплектных школ, приведшего к их массовой ликвидации и, как следствие того, к ускорению разрушения социальной инфраструктуры сельских регионов России; е) блокирование процессов возрождения русской национальной школы, культуроцентричности образования на всех уровнях его организации, противопоставление русского национально-образовательного развития другим коренным народам России, а также интересам этнических групп, имеющих за пределами России свои национально-государственные образования; и др.

   В этой связи  акцентировалось внимание на  решение следующих вопросов:

   - социально-экономическом  обеспечении модернизации образования,  защищённости учительства, работников образования в целом;

   - оптимизации  регулирования уровня оплаты  труда в социальной сфере, в  системе образования в том  числе, где сегодня учитель,  доцент и профессор получают  зарплату в десятки и даже  сотни раз более низкую, чем  чиновники, – ректоры и проректоры, начальники управлений и деканы факультетов, директора институтов;

   - совершенствование  роли образования в развитии  рынка труда, социального партнёрства  государства, бизнеса и "третьего  сектора", "гражданского общества";

   - разработке моделей отраслевой системы оплаты труда педагогических работников;

   - регулирование,  контроль достойного уровня и  качества жизни, доходов педагогических  работников;

   - обеспечение  необходимых условий восстановления  статуса учителя в России;

   - особенности поддержки педагогических кадров в Москве, в различных регионах России;

   - роль учителя,  системы образования в обеспечении  достойной социальной роли и  благополучия русских в России XXI века; и др.

Социальный статус, оплата труда и благополучие учителя в современной России стало значительно хуже, чем в СССР и в России до 1917 года и требуют масштабного повышения. Гражданское общество готово к борьбе за достижение этих национальных государственно значимых целей.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

 

Формирование  новой модели школы  требует в настоящее время   качественного повышения уровня профессиональной компетентности   учителя,   что рассматривается  как значимый фактор и   для  успешной реализации национального  проекта «Образование».

Для того чтобы повысить   уровень компетентности, необходимо не только увеличить объем получаемой информации, количество используемых форм и методов работы, но и создать вокруг себя такие организационно-педагогические условия, которые позволят включиться в различные формы интерактивной работы и будут систематически побуждать к  самоанализу саморазвитию.

Для успешной реализации  проекта «Образование» необходимо:

-выявление талантливых,  творчески работающих учителей, их поддержка и поощрение;

-публичная поддержка  педагогов, умеющих презентовать свой опыт работы;

-пропаганда педагогического  опыта творчески работающих учителей  и педагогических коллективов;

-стимулирование исследовательской  деятельности учителей и их  профессионального роста, создание  условий для профессионального роста и самореализации.

Подготовка к педагогической деятельности становится  настоящей  школой повышения уровней личностно-профессионального  развития  учителя. Для решения  этих задач нужно:

— изучить огромное количество учебной и методической литературы, которая способствует интенсивной интеллектуальной деятельности, серьезному пополнению научно-методической базы;

— овладеть технологией  самоанализа педагогического опыта, позволяющей критически оценить  результаты своей работы и увидеть  перспективы;

— осмыслить собственный педагогический опыт, способствующий формированию умений выделять из него наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности, целесообразности, технологичности;

— систематизировать  и ранжировать  наработанный  материал, который  позволяет осознать необходимость обмена опытом с коллегами.

 Это означает открыть  новые таланты, создать плодотворную  почву для   формирования творческого  потенциала и роста педагогов.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей  оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми. А так как, только творческий учитель, личность может воспитать такого же ученика, то особое внимание нужно уделять активизации профессионального и личностного самоопределения самого педагога, его саморазвитию, а также развитию его профессионального и творческого потенциалов.

В государственных документах, определяющих приоритеты  развития образовательной политики на федеральном  и региональных уровнях четко обозначена потребность в новом учителе:

- учителе, который  не боится различных изменений  в программах, учебных планах  и т.д., так как владеет навыками  профессиональной  управленческой  деятельности;

- учителе, который  не только учит, но и в первую очередь создает условия для творческого самоопределения, саморазвития, самопознания воих учеников;

Информация о работе Социально-профессиональная группа современного российского учительства