Социокультурный компонент содержания обучения как средство повышения мотивации изучения иностранных языков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть содержание и специфику социокультурного компонента в обучении немецкому языку на среднем этапе общеобразовательной школы, а также его роль в повышении мотивации изучения ИЯ.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
1) изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме и найти возможные резервы их накопления, в данном случае через раскрытие понятия «социокультурный компонент»;
2) показать специфику и значение данного компонента для повышения мотивации изучения ИЯ;
3) проверить на основе опытного изучения правомерность данного подхода к СО;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.24 Кб (Скачать файл)

Ученики узнали также речевые  табу в культуре общения некоторых  стран, познакомились с ритуалами  светского общения.

На уроке - Традиции, нравы  и обычаи ученики открыли для  себя много нового и интересного. Им были рассказаны немецкие сказания, легенды, отображающие специфику культуры Германии («Строительство Франкфурта», «Легенда о конском следе», «Винета» и другие) на русском языке.

Для аудирования на немецком языке были даны следующие тексты: «Der Nürnberger Chriskindlesmarkt»; «Oktoberfest in München»; «Der Hamburger Fischmarkt». Учащиеся узнали на основе прослушанных текстов много новой и современной фоновой и безэквивалентной немецкой лексики (die Mab, der Trachten - und Festzung; der Michel, Altona, die Second-Hand-Kleider, der Kabauer, der Gewerbeschein, das Standgeld, die Profis и так далее)

Затем ученики прослушали песню из немецкого фольклора  и при помощи наглядного пособия  узнали, как выглядит немецкий национальный костюм.

Два последних занятия  были посвящены праздникам. Учащиеся познакомились с общими для всей территории Германии праздниками (Muttertag, Ostern, Pfingsten, der Tag des Heiligen Valentin, Fasching, Alerheiligen, Hubertustag и другие).

Рождеству - самому великому празднику Германии было отведено три  занятия, так как имел место расчет на то, что числа, когда проводились  уроки выпали на рождественские предпраздничные дни.

Дети узнали, что за четыре недели до Рождества (25. 12) в Германии начинается Adventszeit (прочитали стихотворение «Advent»). Наглядно увидели символ этого праздника - Adventskranz и познакомились с правилами зажигания свечек (в каждое воскресенье зажигалось по одной свече).

На этом занятии ученики  услышали и легенду о святой Барбаре, четвертого декабря в Германии - Barbaratag.

Особенно интересно для  них было узнать о немецкой традиции детей шестого декабря - Nikolaustag, в день Святого Николая выставлять свои сапожки за дверь и утром находить там сладости или плетку (в случае плохого поведения).

Ученики познакомились с  некоторыми традициями, принятыми в  канун рождества. Например, традицией  собирать подарки с Gästebaum, дерева, которое стоит в рождественскую ночь перед домом, и те, кто приходят в гости в этот праздник, берут сладости и игрушки.

Символы и распространенные рождественские блюда, Рождества в  Германии также вызвали огромный интерес учеников (Leuchterengel - подсвечник в виде фигурки ангела, Weihnachtsstolle - рождественский кекс с изюмом, Gänse und Putenbraten, Weihnachtsbrief - рождественское письмо детей родителям, красиво оформленное, которое кладется под тарелку во время праздничного ужина и содержит в себе благодарность маме и папе за их любовь к детям.)

Помимо выше перечисленной  лексики учащиеся ознакомились и  со следующими словами:

Silvester

Ostereier

Adventkalender

Weihnachtsmann

Weihnachtstolle

Karpfen и многими другими.

В результате проведенного опытного обучения у учащихся расширился лексический  запас слов, круг лингвострановедческих  знаний, номенклатура речевых действий связанных с общением носителей  немецкого языка. Необходимо отметить также тот факт, что опытное  обучение в целом способствовало развитию и совершенствованию лингвострановедческой  и коммуникативной компетенции  учащихся. На таблице №3 отражены некоторые  результаты опытного обучения в 5А классе школы №83 на формирование коммуникативной  компетенции.

Таблица №3По завершению опытного обучения

Лексический запас увеличился на 38 слов

Фоновая и безэквивалентная лексика 18 слов

Слова - ложные друзья 10 слов

Лингвострановедческие знания знания о традициях, нравах, обычаях, праздниках, социальных символах и так далее

Расширение коммутативных  умений умение невербального общения с носителями языка

Расширение навыков навыки речевого и неречевого поведения

В период опытного обучения можно было констатировать повышения  уровня мотивации, укрепление внутренних мотивов изучения немецкого языка, расширение потребностей в общении  с носителями языка.

Эти выводы были сделаны на основе беседы с преподавателем, учащимися, а также личного наблюдения.

Затем был проведен отсроченный  контроль с помощью метода анкетирования  учащихся. Ниже предлагаются вопросы  анкеты:

Было ли вам интересно  узнать о языках нашей планеты?

Вспомните и назовите страны, в которых говорят по-немецки.

Много ли новых слов вы узнали?

Помните ли вы, что символизирует  баба-яга (ведьма) в Венгрии и Австрии?

Назовите слова, которые  связаны с немецкими традициями и обычаями.

Как немецкие школьники просят учителя, чтобы их вызвали отвечать (с помощью какого места)?

В какой стране люди, приветствуя  друг друга, по правилам речевого этикета  говорят что-нибудь о погоде?

Символом, какого праздника  в Германии служит Adventskranz?

Какие блюда наиболее распространены на Рождество?

Была ли информация о культуре Германии для вас новой?

Поможет ли вам этот курс в общении с носителями языка? Если да, то почему?

а) больше узнал об их культуре;

б) знаю много новых слов;

в) умею правильно использовать мимику и жесты при общении;

После анкетирования данные были тщательно обработаны и сделаны  выводы, что информация о культуре страны осталась в долговременной памяти, так как на все вопросы учащиеся ответили правильно. При ответе на 11 вопрос в большинстве случаев  выбрали все три варианта (а, б, в), остальные отдали приоритеты а) и б)

Выяснилось, что учащимся был полезен прослушанный курс. Он вызвал большую заинтересованность и оказал воздействие на эмоциональное  содержание их мотивации.

Выводы

Содержание и организацию  обучения коммуникативной компетенции  учащихся на среднем этапе общеобразовательной  школы в обязательном плане необходимо насыщать страноведческой информацией.

Процесс овладения ИЯ становится творческим процессом открытия для  себя страны изучаемого языка, менталитета  людей, говорящих на этом языке, а  также стимулом для повышения  интереса учащихся к предмету и более  осознанному овладению языком, если в СО в полном масштабе реализуется социокультурный компонент овладения иноязычным материалом.

Социокультурный компонент в СО ИЯ на среднем этапе обучения содержит в себе огромный потенциал в достижении ощутимых качественных результатов в овладении иноязычным

общением, в реализации стратегической цели обучения ИЯ как развития способности  учащихся к межкультурной коммуникации.

Основу продуктивного  словарного запаса при обучении ИЯ как иноязычной культуре составляют наиболее частотные коммуникативно значимые лексические и фразеологические единицы с учетом специфики их значений и употреблений (овладение безэквивалентной и фоновой лексикой)

На среднем этапе изучения ИЯ знания всех компонентов национальной культуры (позы, мимика, жесты, социальная символика, речевой этикет), а также  фоновые знания послужат основой  для формирования навыков и умений речевого и неречевого поведения.

Поскольку существующие на сегодняшний  день УМК по немецкому языку не содержат в себе полной программы  по насыщению СО социокультурным компонентом, то успешность результатов овладения ИЯ как частью иноязычной культуры во многом зависит от профессиональной подготовки учителя (насколько он владеет страноведческим материалом и умело использует его в работе).

Заключение

В современном обществе, в  эпоху общеевропейского развития меняется и растет статус ИЯ как учебного предмета. Учитывая изменившуюся роль ИЯ как средства общения и взаимопонимания в мировом сообществе, современная методика направлена в сторону достижения ощутимых результатов, то есть подчеркивает необходимость усиления грамматических аспектов изучения языка. В данный момент ведется поиск реального выхода на иную культуру и ее носителей, что особенно актуально в наши дни, и еще раз было доказано в исследовании.

В теоретическом плане  работа показала, что современное  преподавание ИЯ невозможно без привития учащимся иноязычной культуры. Большинство  методистов ставят во главу угла современное  состояние теории и практики обучения ИЯ с ярко выраженной коммуникативной  направленностью, что способствует всестороннему развитию личности, развитию духовных ценностей учащихся.

Данное исследование в  области методики преподавания ИЯ не представляет содержания обучения СО ИЯ без включения лингвострановедческого аспекта в процесс обучения.

В свете современных требований к целям обучения ИЯ меняется статус и роль страноведческой информации, представленной таким образом, чтобы  соответствовать опыту, потребностям и интересам учащихся и быть сопоставленной с аналогичным опытом их ровесников в стране изучаемого языка.

Общий итог практического  исследования показал, что в современной  школе необходимо преподавание ИЯ в  неразрывной связи с национальной культурой. Иноязычная культура, содержащая в себе социокультурные факторы, способствует повышению мотивации учения, развитию потребностей и интересов, а так же более осознанному изучению ИЯ.

Опытное обучение в целом  подтвердило гипотезу настоящего исследования, что социокультурный компонент действительно является стимулом повышения мотивации на среднем этапе общеобразовательной школы.

Опытное обучение способствовало развитию свободы и раскрепощенности учащихся, дало им возможность действовать от «своего собственного лица» и реализовать свои личные коммуникативные намерения.

Перспектива исследования состоит  в том, что материалы спецкурса  могут и должны быть использованы в средней школе, поскольку настоящий  УМК не достаточно полно реализует  возможности пополнения СО культурологическим компонентом.

Задача преподавателя  состоит в наиболее тщательном отборе лингвострановедческого материала, оптимально способствующего эффективному усвоению ИЯ.

Автора данной выпускной  квалификационной работы заинтересовала проблема выделения социокультурного компонента в СО. В дальнейшей работе в школе планируется проведение занятий с учетом результатов настоящего исследования.

Список литературы

1. Баженова И. СКультура невербального общения на уроке немецкого языка // ИЯШ. - 1996. - №6.

2. Бим И. Л.  .Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. Проблемы и перспективы. - М.: Просвещение, 1988.

3. Бим И. Л.Обучение иностранному языку. Поиск новых путей // ИЯШ. - 1989. - №1

4. Верещагин Е.М., Костомаров  В. Г.Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. Методическое руководство. - 3-е издание переработанное и дополненное. - М.: Русский язык, 1983

5 Гез Н. И.  Ляховицкий М. В.  и др.Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учебник. - М.: Высш. Школа, 1982

6 Гез Н. И.Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежной методики исследования // ИЯШ: 1985. - №2

7. Зимняя И. А.Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978

8. Леонтьев А. А.Потребности,  мотивы, эмоции. Конспект лекций. - М.: Издательство МГУ, 1971

9. Мотивационные аспекты  профессионально - ориентированного  обучения ИНСТРАННОМУ ЯЗЫКУ в  ВУЗе. Межвузовский сб. науч. тр. а) О повышении мотивации обучения иноязычному речевому общению на начальном этапе языкового пед. ВУЗа. Н. А. Качалов. б) Маслыко Е. А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранного языка.

10. Никитенко З. М. Осиянова О. М.К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения англ. языка в начальной школе. // ИЯШ. - 1993. - №3

11 Пассов Е. И. Кузовлев В. П. Коростелев В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. - 1987. - №6

12. Пассов Е. И. Коммуникативный  метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991

13. Рогова Г. В. Методика  обучения английскому языку на  начальном этапе в ср. школе: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1988

14.Саланович Н. А.     Лингвострановедческий подход как  средство повышения мотивации  при обучении иностранному языкув старших классах средней школы (на материале французского языка): Автореф. дис. канд. пед. Наук. - М., 1995

15. Спиридовская Л. А.  Содержание и организация внеурочной учебной деятельности учащихся по иностранным языкам в школах полного дня: дис. ... канд. пед. наук. - М, 1990

16. Стернин И. А.        Русский речевой этикет: Пособие для учителя. - Воронеж; ВОИПКРО, 1996

17. Теоретические основы  обучения иностранному языку  в средней школе / под редакцией  А. Д. Климентенко, Л. А. Миролюбова. - М.: Педагогика, 1981

18. Томахин Г. Д.         Лингвострановедение. Что это такое? // ИЯШ. - 1996. - №6

19. Томахин Г. Д.         Реалии в языке и культуре // ИЯШ. - 1997. - №5

20. Цетлин В. С.           Вопросы конструирования содержания общего среднего образования, М., 1980

21. Шатилов С. Ф.       Методика обучения немецкому  языку в средней школе. М.: Просвещение, 1986

22. Blickpunkt Fremdsprachenunterricht und Europa 1992. // Der Fremdsprachliche Unterricht. - Stuttgard, 1990. - H. 101

23. Makarow P. K.            Feste und Bräuche in Deutschland // ИЯШ. - 1997. - №3

24. Littwood.      Communicative Language Teaching. Cambrige. 1981.

25. Rivers W.     Teaching foreign language skills - 2 nd. ed. - Chicago, London. The Univ. of Chicago press. - 1981

26. Thomas A. (Hg): Kulturstandard in der nationalen Begegnung: Saasbrücken: breitenback 1991


Информация о работе Социокультурный компонент содержания обучения как средство повышения мотивации изучения иностранных языков