Социокультурный компонент содержания обучения как средство повышения мотивации изучения иностранных языков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть содержание и специфику социокультурного компонента в обучении немецкому языку на среднем этапе общеобразовательной школы, а также его роль в повышении мотивации изучения ИЯ.
Для достижения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
1) изучить и обобщить имеющиеся в методике обучения ИЯ исследования по данной проблеме и найти возможные резервы их накопления, в данном случае через раскрытие понятия «социокультурный компонент»;
2) показать специфику и значение данного компонента для повышения мотивации изучения ИЯ;
3) проверить на основе опытного изучения правомерность данного подхода к СО;

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 69.24 Кб (Скачать файл)

Как утверждает Г. В. Рогова и  З. Н. Никитенко, интерес к процессу обучения по ИЯ, держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. Таким образом, в целях сохранения интереса к предмету учитель ИЯ должен развивать у учащихся внутренние мотивы. [15]

При этом ключевыми и решающими  параметрами считаются, те, которые  присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. Это позволяет  вызвать у учащихся истинную мотивацию.

В этом случае «работает не стимуляция, а внутреннее побуждение; мотивация оказывается не привнесенной в обучение извне, не навязанной ему, а является прямым порождением самого метода обучения». [11]

Перед учителем возникает  целый ряд задач, основные из которых  заключаются в использовании  межличностных отношений и создании эмоционального благополучия, что в  свою очередь обеспечит повышение  эффективности обучения иноязычному  общению. [11]

Поскольку мотивация - явление  многогранное, то СО должно включать в себя целый комплекс средств для ее поддержания.

В системе обучения ИЯ как  иноязычной культуре в первую очередь  важны средства поддержания мотивации  к познавательной, развивающей и  воспитательной деятельности, что в  конечном итоге вызывает у изучающего ИЯ коммуникативную мотивацию.

В общей структуре мотивации  доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как  в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также  имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой  учебной деятельности.

В процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие  частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных  задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению.

Познавательные мотивы в  овладении ИЯ дифференцируются следующим  образом: интерес к ИЯ как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям с ИЯ, к развитию лингвистического мышления; возможность использования ИЯ как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к ИЯ как необходимому средству познавательной деятельности. [9,б]

Мотивационный аспект имеет  решающее значение также и для  активизации всех психологических  процессов - мышления, восприятия, понимания  и усвоения иноязычного материала. Для этого необходимо повышать уровни мотивации, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у  учащихся, стремясь в конечном итоге  повысить эффективность процесса обучения.

«Внутреннее условие» (А. Н. Леонтьев), психические и физические переживания (потребности), осознанная внутренняя или внешняя потребность (мотивы) придают смысл, тем самым стимулируют  речемыслительную деятельность, мышление, и приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Благодаря ситуации удовлетворяются  потребности личности, и создаются  положительные установки на изучение ИЯ. Таким образом, мотивы, интересы, ситуации, установки взаимообусловлены, составляют гармоничное единство личности, являются внутренним энергизатором.

Поскольку обучение иноязычному  общению происходит посредством  общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном  обучении учет личностных свойств учащихся имеет первостепенную значимость. Без  учета вышеперечисленных факторов речевые действия учеников отрываются от их реальных чувств, мыслей, интересов, то есть теряется источник, питающий речевую  деятельность.

Именно учет личностных свойств приводит к возникновению ситуационной коммуникативной мотивации, то есть обеспечивает инициативное участие ученика в учебном или реальном общении. [12]

Из всего многообразия свойств личностная индивидуализация, обеспечивающая вызов коммуникативной  мотивации, традиционно предлагает учет шести методически наиболее значимых свойств ученика как  личности: контекста деятельности; личного опыта; сферы желаний, интересов, склонностей; эмоционально-чувственной  сферы; мировоззрения; статус ученика  в группе. Все это побуждает  учащихся к обучению.

Успешность овладения  ИЯ в его когнитивной функции  способствует формированию языкового  чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов при изучении ИЯ формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с ним; использование ИЯ для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам ИЯ усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, а следовательно, повышается и мотивация изучения языка. [9,б]

Ряд исследований предлагает различные формы обучения ИЯ, которые  взаимосвязаны и взаимозависимы с СО.

Ученые, исследующие мотивацию  усвоения ИЯ, выделяют целый ряд  видов мотивации с учетом индивидуального  развития потребностей обучающихся. Для  автора настоящего исследования представляют интерес следующие виды:

-коммуникативно-мотивационная, определяющаяся на основе потребностей в общении;

-лингво-познавтельная мотивация, основанная на стремлении обучаемого к познаванию языковых явлений;

-страноведческая мотивация, зависящая от тематики и эмоциональной заинтересованности учащегося;

Поскольку специфика среднего этапа обучения ИЯ определяется «целевыми  установками, особенностями владения языком, характером усвояемого материала (объем, сложность, информативность)» [21], то на этой стадии продолжается дальнейшее развитие коммуникативных умений и  речевых навыков.

Ведущим видом РД является устная речь; изучение ИЯ приобретает  выраженный страноведческий характер.

Все это придает заданиям и упражнениям, всей учебной деятельности «вполне коммуникативно-мотивационный  характер» [2]

Согласованность же СО и способов его подачи с реальными возможностями  и интересами школьников способствует формированию положительной мотивации.

Автору данной работы особенно интересен подход к проблеме связи  СО и мотивации в свете обращения  к проблеме языка как части  иноязычной культуры.

Это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми  явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых  с новой для них действительностью.

Такой подход к обучению ИЯ в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение  практических, общеобразовательных, развивающих  и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации  учения. [14]

При этом основной задачей  является «изучение языковых единиц, наиболее ярко отражающих особенности  культуры народа - носителя языка и  среды его существования». [18]

Базой для этого может  стать лингвострановедение, прочно вошедшее в практику преподавания ИЯ, благодаря исследованиям Е. М. Верещагина и В. Г. Костомарова. [4]

Именно выход на уровень  возможного расширения страноведческого материала может позволить логично  и эффективно решить задачи по усилению социокультурной ориентации иноязычного образования в целом, расширению фоновых знаний, модернизации лексической базы и естественно усилению мотивационного аспекта обучения ИЯ.

Практика преподавания ИЯ показывает, что учащиеся с неизменным интересом относятся к истории, культуре, искусству, нравам, обычаям, традициям, укладу повседневной жизни  народа, увлечениям сверстников и  т. п.

При этом необходимо тщательно  отбирать материал, т. к. перед системой образования встает задача подготовки школьников к культурному, профессиональному  и личному общению с представителями  стран с иными социальными  традициями, общественным устройством  и языковой культурой.

Таким образом, согласованность  СО и способов его подачи с познавательными  потребностями и интересами учащихся противодействует образованию отрицательной  установки.

Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации  учения обязывает преподавателя  подбирать соответствующие учебные  материалы, которые представляли бы собой когнитивную, коммуникативную, профессиональную ценности, носящие  творческий характер, стимулировали  бы мыслительную активность учащихся.

Использование в учебно-воспитательном процессе по ИЯ культурологического материала создает условия, мотивирующие учебный процесс, а также способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся.

Выводы

1. Основными компонентами СО являются: языковой и речевой материал (лексический, фонетический, грамматический); тексты в графическом и звуковом оформлении; темы и ситуации, предметные и умственные действия с иноязычным материалом, на основе которых формируются знания, навыки и умения в русле основных видов РД; языковые понятия, отсутствующие в родном языке.

2. СО так же, как и  цели, может меняться в зависимости  от конкретных условий, с развитием  общества, в связи с историческими  преобразованиями и с развитием  социального заказа общества.

3. СО находится в неразрывной связи с мотивацией изучения ИЯ. Эти два аспекта взаимозависимы и взаимообусловлены.

4. СО не может не влиять на мотивацию изучения ИЯ. Оптимально соотнесенные цели и СО с потребностями и интересами учащихся способствуют повышению эффективности обучения предмету в целом.

5. В настоящее время  имеется огромный резерв пополнения  СО путем включения в учебный процесс лингвострановедения.

6. В связи с этим необходимо  более последовательно отбирать  лингвострановедческий материал  и использовать на ранних этапах  обучения ИЯ.

7. Лингвострановедческий  аспект безусловно, способствует обогащению предметно-содержательного плана речи, повышению мотивации изучения ИЯ, вносит значительный вклад в воспитание, образование и развитие личности средствами ИЯ, способствует более осознанному усвоению ИЯ как средства межкультурного общения.

Глава II. Содержание и организация  обучения коммуникативной компетенции  учащихся на среднем этапе общеобразовательной  школы

§1. Социокультурный компонент в содержании обучения немецкому языку на среднем этапе общеобразовательной школы

Поскольку гипотезой данной выпускной квалификационной работы является положение о том, что  социокультурный компонент может стать стимулом повышения мотивации изучения ИЯ и средством обучения иноязычной культуре, то в этом параграфе будет раскрыта специфика и значение социокультурного компонента в СО немецкому языку на среднем этапе общеобразовательной школы.

Положение о необходимости  изучения ИЯ в неразрывной связи  с культурой народа - носителя данного  языка уже давно воспринимается в методике ИЯ как аксиома.

Как уже было выше отмечено, использование страноведческой  информации в процессе обучения обеспечивает повышение познавательной активности учащихся, рассматривает их коммуникативные  возможности, благоприятствует их коммуникативным  навыкам и умениям, а также  положительной мотивации, дает стимул к самостоятельной работе над  языком и способствует решению воспитательных задач.

Основной целью обучения ИЯ в средней школе является развитие личности школьника в неразрывной  связи с преподаванием культуры страны изучаемого языка, способствуя  желанию «участвовать в межкультурной  коммуникации и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой деятельности». [10]

Автор настоящего исследования вполне согласен с точкой зрения Верещагина, что «выясняя соотношение личности и культуры, невозможно понять генезис, становления личности в отрыве от культуры социальной общности (малой  социальной группы и в конечном итоге  нации). Желание понять внутренний мир  русского или немца, поляка или француза, следует изучить русскую или  соответственно немецкую, польскую, французскую  культуру». [4]

В основном все исследователи  по данной проблеме ставят во главу  угла «лингвострановедение» [1, 3, 4, 10, 14, 18, 19]

Аспект методики преподавания ИЯ, в котором исследуются проблемы ознакомления изучающих язык с новой  для них культурой, называется лингвострановедением.

Этот предмет имеет  собственный материал исследования, который по мнению Г. Д. Томахина является дисциплиной сугубо лингвистической, так как предметом лингвострановедения являются факты языка, отражающие особенности национальной культуры, которая изучается через язык, и для отбора, описания и презентации лингвострановедческого материала используются лингвистические методы.

Основоположники лингвострановедения Е. М. Верещагин и В. Г. Костомаров понимают под ним культуроведение ориентированное на задачи и потребности изучения ИЯ.

Между тем лингвострановедение не отражает весь комплекс знаний, умений и навыков, связанных с иноязычной культурой. Этот аспект СО слишком узок, поскольку не заключает в себе то, что подразумевается под термином «национальная культура».

Изучающие ИЯ должны знакомиться  с языковыми единицами, наиболее ярко отражающими национальные особенности  культуры народа - носителя языка и  среды его существования.

Основным объектом лингвострановедения традиционно считают фоновые знания носителей языка, их вербальное поведение в актах коммуникации.

Социокультурный компонент обучения ИЯ, на базе которого формируются знания о реалиях, нравах, обычаях, традициях страны изучаемого языка; знания и навыки коммуникативного поведения в актах речевой коммуникации; навыки и умения вербального и невербального поведения, входит в содержание национальной культуры.

Информация о работе Социокультурный компонент содержания обучения как средство повышения мотивации изучения иностранных языков