Содержание эстетического воспитания младших школьников на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:30, реферат

Описание работы

На современном этапе в условиях реформирования образовательной системы возрастают требования и к ее первому звену – младшей школе, задачей которой является всестороннее и гармоничное развитие личности. Определяющую роль в этом процессе играет эстетическое воспитание подрастающего поколения, которое требует постоянного совершенствования его содержания, форм и методов организации в соответствии с потребностями общества. Повышение качества эстетического воспитания в современных школьных учреждениях образования возможно при условии творческого использования педагогических идей и опыта прошлого.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Содержание эстетического воспитания младших школьников на современном этапе

На современном этапе в условиях реформирования образовательной системы возрастают требования и к ее первому звену – младшей школе, задачей которой является всестороннее и гармоничное развитие личности. Определяющую роль в этом процессе играет эстетическое воспитание подрастающего поколения, которое требует постоянного совершенствования его содержания, форм и методов организации в соответствии с потребностями общества. Повышение качества эстетического воспитания в современных школьных учреждениях образования возможно при условии творческого использования педагогических идей и опыта прошлого.

Школьная дидактика заняла ведущее место в науке и практике воспитания в современных школах.

Так, на занятиях по музыкальному воспитанию школьные работники учат детей понимать красоту музыкального искусства. Во время слушания музыки они объясняют школьникам ее содержание, обращают внимание на ее характер. С целью поощрения детей к слушанию музыкального материала музыкальные руководители проводят игры-загадки.

Для проведения занятий по изобразительной деятельности учителя обогащали представления детей об окружающих предметах. Вместе с тем школьные работники не ограничивали детей лишь осмотром предметов, но и пытались формировать у них умение внимательно и последовательно обследовать изобразительные предметы, учить выделять их характерные черты. Именно совершенствование способности анализаторов к различению они считают одним из главных условий эстетического воспитания. Улучшению качества детских работ способствует также применение элементов обучения путем показа приемов лепки, рисования, использование объяснений и упражнений [1].

Во время занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром учителя обращают внимание на отчетливую, ясную декламацию стихов детьми. Примером выразительности служит выразительность и эмоциональность чтения художественных произведений. Рассказы, сказки и стихи, которые изучаются с детьми во время занятий, находят в дальнейшем свое отражение в детских творческих играх, драматизации, в изобразительной деятельности. Видное место отводится также обучению детей младшего школьного возраста сочинению различных загадок с целью их творческого развития [2].

Учебно-воспитательный процесс в школах активизировался и благодаря разнообразности построения занятий. Экспериментальные исследования и лучший практический опыт доказали, что, кроме испытанной традиционной структуры занятий, возможно использование новых типов, таких, как тематические и комплексные. Так, основой тематических занятий считается главная тема, решение которой предусматривается различными путями и средствами. Во время комплексных – сочетались все виды художественной деятельности – художественно-речевая, музыкальная, изобразительная, танцевальная. Комплексные занятия объединялись определенной темой и одной задачей, которая заключается в ознакомлении детей с соответствующими художественными образами, жанрами произведений или средствами выразительности (форма, композиция, ритм и т.д.). Отметим, что основой всех занятий считается обязательное создание атмосферы положительных эмоций, в которой ребенок может радостно и непринужденно работать без труда.

На успешное решение задач эстетического воспитания детей направляется также и надлежащее оснащение школьных учреждений современными учебными пособиями, картинами, игрушками и целенаправленное и систематическое использование их в педагогическом процессе. Учитывая то, что школьникам присущи конкретность, образность и наглядность мышления, от воспитателей требуется умелое использование разнообразного наглядного материала. Наглядный учебно-воспитательный процесс в школах предусматривает также и осуществление непосредственного ознакомления с окружающим миром. С целью обогащения эстетического восприятия детей, их чувственного опыта, представлений и знаний об окружающей среде особую роль школьные работники отводят обучению детей наблюдению. Формируя в них яркие и одновременно правильные представления о различных объектах и явлениях природы, в ходе наблюдения учителя активно используют разнообразные приемы: вопросы, объяснения, рассказы, сравнение, художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, поговорки, пословицы, песни и т.д.). [3].

Не меньшее значение для ознакомления детей с окружающей жизнью, природой, искусством, приобрело проведение экскурсий, которые устраивались в леса, парки, скверы, зоопарки, в оранжерею, фруктовый сад, на луга, к водоемам, в театры, художественные музеи, картинные галереи, на выставки.

Во время экскурсий в разные времена года школьные работники воспитывают у детей любовь к природе, к родному краю, знакомят их с эстетическими ценностями посещаемых мест. Например, обращают их внимание на новые цветы на клумбе, расположение ветвей на деревьях, на красоту неба на закате, предлагают полюбоваться красивыми пейзажами: инеем, снегопадом, ледоходом т.п. Все наблюдения дети зарисовывают на отдельных листках бумаги и отмечают в календаре природы. Также весной и летом школьники приносят из леса и парков много цветов (фиалок, подснежников и др.) и высаживают их, а также разнообразный природный материал (шишки, желуди, каштаны, улитки, камни, кору деревьев и др.). С целью более полного раскрытия красоты родной природы учителя во время экскурсий используют художественные произведения, учат с детьми стихи.

Экскурсии в художественные музеи и выставки осуществляются последовательно. Так, первая часть занятия направлена на объяснение детям общественных значений событий, которым посвящена выставка, определению содержания и выразительных достоинств конкретных произведений. Во второй части проводится детальный анализ одного-двух произведений. Заключительная часть занятия посвящается самостоятельному осмотру выставки.

Интересным, на наш взгляд, является и тот факт, что используются также в рамках школы экскурсии-обзоры или «местные экскурсии». Цель таких занятий заключается в детальном ознакомлении детей с отдельными предметами. Особенно полезными такие экскурсии считаются для младших школьников. Заметим, что во время экскурсий-обзоров применяются такие приемы, как: показ, объяснения, вопросы, сравнения, беседы.

Однако ограниченность в возможностях показа школьникам всего разнообразия вызвала необходимость в использовании дидактических пособий, натуральных объектов, иллюстраций, различных карточек, игрушек, диапозитивов, диафильмов с целью наглядного ознакомления с предметами и их признаками. Наглядное оборудование использовалось в различных целях и на разных этапах педагогического процесса: при объяснении нового материала и при закреплении его, при повторении изученного и в ходе проверки знаний детей [4].

Также с каждым годом с участием деятелей искусств, педагогов создавалось все больше художественных произведений для детей, выпускались диафильмы и кинофильмы, позже – фильмы на цифровых носителях, улучшались и разнообразились игрушки, что, безусловно, обогащало материал для осуществления эстетического воспитания школьников. Специально созданный наглядно-дидактический материал широко используется воспитателями школьных учреждений и способствует правильной организации усвоения детьми программы (ознакомление с окружающим миром, обогащение и активизация словаря, обучение рассказу, рисованию, лепке, аппликации).

Особое внимание школьных работников сосредоточено на важности сочетания непосредственного восприятия ребенком предмета или явления со словом воспитателя. Опираясь на учение И. Павлова о взаимодействии первой и второй сигнальных систем (познание ребенком того или иного предмета через живое созерцание и с помощью слова), педагоги доказывали неправильность теории невмешательства в процесс восприятия ребенком художественного образа, отмечали большое значение объяснений для раскрытия того или иного образа. Считается, что использование словесного объяснения, эпитетов, сравнений, способствует глубокому пониманию школьниками художественного произведения, формированию представлений о его свойствах, приобретению умений различать основные средства выразительности и сопоставлять отдельные стороны действительности с художественным образом, который отражает эту действительность. Таким образом, использование разнообразного наглядного материала в сочетании со словесными пояснениями воспитателя заняло ведущее место в процессе формирования у школьников художественно-эстетической культуры, воспитания у них эстетических вкусов, чувств, потребностей и развития их творческих способностей [5].

Значительную роль в эстетическом воспитании детей играют игровая и самостоятельная детская художественная деятельность. Особое значение игры для развития эстетических чувств у школьников учителя видят в непременном сопровождении ее положительным эмоциональным состоянием. Значительное внимание направляется на создание условий для воспроизводства детьми собственного отношения к окружающему миру, формирование у них игровых умений, развитие творческих способностей, фантазии и обучение общения друг с другом. Основными принципиальными положениями организации детской игровой деятельности школьные работники считают обязательный учет возрастных особенностей школьников и ограничение чрезмерного морализаторства и дидактизма.

Следует отметить, что игровую деятельность учителя проводили в тесной взаимосвязи с другими видами деятельности, поскольку она представляет широкие возможности для закрепления детьми полученных на занятиях знаний и умений. Особое внимание в этом процессе уделялось ознакомлению школьников с окружающим миром. Считается, что систематическое расширение представлений детей о труде, взаимоотношениях людей, общественных явлениях и природе способствует обогащению содержания их игровой деятельности.

Важнейшей и сложной задачей эстетического воспитания в процессе игровой деятельности учителя считают обучение ребенка с раннего возраста восприятию красоты человеческих отношений и формированию умений общения с взрослыми и сверстниками. Большие возможности для этого открывала сюжетно-ролевая игра, в процессе которой учителя учат детей правильно и внимательно относиться к успехам и неудачам других участников, направляют их к избежание конфликтных ситуаций и оказывают помощь. При проведении дидактических и настольных игр с целью эстетического развития школьников учителя привлекали их к сравнению отдельных предметов, нахождению в них общего (гармонии, красок, ритма) и того, чем они отличаются. Например, в процессе преподавания мозаики особое внимание воспитателей акцентировалось на важности использования элементов народного орнамента, которые дети наблюдали на одежде, полотенцах, посуде, коврах, шкатулках и т.д. Общие игровые интересы и эстетические переживания направлялись на объединение школьников, формирование в коллективе дружеских взаимоотношений и развитие у них творческих способностей [6].

Назначение самостоятельной художественной деятельности состояло в выявлении потенциальных возможностей школьников в каком-либо из видов доступной им деятельности и создании условий для развития у них творческих способностей. На развитие самостоятельной художественной деятельности влияли такие факторы, как: проведение занятий по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, музыке, устройство праздников и развлечений, обеспечение соответствующим оборудованием, установление тесных контактов с семьей, использование косвенных приемов руководства.

При этом особое внимание воспитателей в школах направляется на определение и оформление мест для зон самостоятельной детской деятельности и подбор оборудования в соответствии с ее видом и возрастом детей.

Наибольшей по размеру и насыщенности материалами считается зона изобразительной деятельности, с соответствующим оборудованием для рисования, лепки, аппликации, изготовления различных поделок. Считается, что использование широкого ассортимента материалов обогащает художественную деятельность школьников, побуждает их к творческому использованию. Так, например, начиная со второго класса, кроме гуаши, акварели, пластилина и бумаги разного цвета и формата, рекомендуется иметь темперу, тушь, цветную пастель, лоскутки ткани, синтетическую пленку, кожу, керамическую глину и пр. Также для оборудования зоны изобразительной деятельности используются репродукции картин, художественные открытки, образцы произведений народно-прикладного искусства и детские работы [7].

К основным требованиям оформления зоны музыкальной деятельности относят наличие в каждой группе портретов известных композиторов, фотоснимков музыкальных занятий, иллюстраций по сюжетам знакомых песен, проигрывателя, дисков и музыкально-дидактических игр по возрасту школьников. Вместе с этим необходимо обеспечение детей незначительным количеством детских музыкальных инструментов. Так, например, в первом классе – это бубны, треугольники, металлофоны, со второго класса добавляются игрушечные синтезаторы, аккордеон и струнные – балалайка, гитара.

При оборудовании театрализовано-игровой зоны необходимым считается обязательный учет различных видов театра и соответственно этому подбор праздничных костюмов, их элементов и деталей праздничного оформления. Учитывая то, что в 3-4 классе театрализованная деятельность детей охватывает все виды художественной деятельности: речевую – подбор темы, воспроизведение содержания, изобразительную – оформление места действия и персонажей, музыкальную – исполнение песен, танцы, игра на музыкальных инструментах, то организация работы со школьниками предусматривает использования материалов и других зон.

В зоне художественно-речевой деятельности учителя выставляют книги с яркими иллюстрациями, книжки-ширмочки, подборки иллюстраций к художественным произведениям, открытки и т.п. Целесообразным считается наличие языковых игр со сказочными сюжетами, плоскостных и пальчиковых театров. Экспозиция зоны художественно-речевой деятельности должна характеризоваться динамичностью и изменяться соответственно содержанию задач художественно-речевого воспитания и возрастных особенностей школьников.

Самостоятельной художественной деятельностью школьники занимаются и на игровых площадках. Дети рисовали на асфальте цветными мелками, делали мозаику из керамической плитки, изображение из камней, сучков и веток растений, лепили из глины, строили сооружения из песка, занимались папье-маше, плетением из соломки, зимой – создавали скульптуры из снега, используя цветной лед для украшения. Итак, отметим, что повышение эффективности самостоятельной художественной деятельности детей в значительной степени зависит именно от особенности организации и ее оснащения.

Особое значение в учебно-воспитательном процессе школьных учреждений имеет коллективное выполнение различных задач. Основным условием, которое обеспечивает формирование коллективных отношений в процессе деятельности, считается общая цель. Этим и объясняется установление отношений между детьми, активность, взаимодействие во время поисков сюжета, планирования, обсуждения и осуществления запланированного [8].

Информация о работе Содержание эстетического воспитания младших школьников на современном этапе