Содержание эстетического воспитания младших школьников на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:30, реферат

Описание работы

На современном этапе в условиях реформирования образовательной системы возрастают требования и к ее первому звену – младшей школе, задачей которой является всестороннее и гармоничное развитие личности. Определяющую роль в этом процессе играет эстетическое воспитание подрастающего поколения, которое требует постоянного совершенствования его содержания, форм и методов организации в соответствии с потребностями общества. Повышение качества эстетического воспитания в современных школьных учреждениях образования возможно при условии творческого использования педагогических идей и опыта прошлого.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Стоит отметить, что особое значение в школах уделялось окраске помещения и соответствующему подбору оборудования. При окраске стен в комнатах различного назначения следуетизбегать однообразия, яркости и одновременно выдерживать цветовую гамму теплых тонов. Необходимым считается и учет освещенности каждого помещения.

Мебель в группах подбирается с учетом ростовых показателей детей, удобства в пользовании и эстетичности формы. Ее размещение должно быть удобным и рациональным с целью освобождения большей части помещения для детской самостоятельной деятельности. Важно подчеркнуть, что акцент делается на том, чтобы в комнатах не было ни одной вещи без мотивированной педагогической целесообразности.

Видное место в оформлении школы отводится произведениям искусства, которые не только украшают помещения, но и способствуют художественному воспитанию детей, формированию у них эстетического вкуса. При этом требуется, чтобы экспонаты были высокохудожественными и доступными по содержанию для детей каждой возрастной группы. Расположение их связывается с общим оформлением интерьера, гармонией цветов и возможностями пространства [9].

Особое значение в этом процессе придается произведениям живописи. Их использование в процессе оборудования помещения предусматривает формирование у детей активности во время ознакомления с ними. Воспитателям необходимо не только обращать внимание школьников на живописность пейзажей, композицию произведения, но и учить давать определение действиям, характерным деталям, признакам предметов, выразительности образов, важных для раскрытия основного содержания картины, пониманию значения цвета в передаче настроения, сравнению изображенного на картинке с увиденным в жизни. Считается, что описание детьми картин способствовует эмоциональному пониманию, приобретению умений использования художественного слова и образных выражений [10].

На развитие творческого воображения, формирование умений воспроизводить образ, фантазировать направлены также в школах и игры-драматизации, к работе над которыми привлекалась вся группа. Яркое, эмоциональное восприятие детьми образа, исполнение роли определенного персонажа сказки на более высоком уровне обеспечивалось предварительной подготовкой. Большого внимания потребовало решение вопросов художественного оформления сказки и соответствующего подбора костюмов для детей.

Значительная роль в процессе эстетического воспитания отводится и театру: кукольному, теневому, настольному, пальчиковому, которые захватывают детей своей необычностью, яркостью, красочностью, динамикой. Активизация школьников во время представления обеспечивалась коллективным исполнением песен, отгадыванием загадок и ответами на вопросы ведущего и кукол. Учителя не только показывают детям спектакли по сюжетам различных сказок, но и привлекают их к непосредственному участию в театре, учат их изображать персонажи. В показе кукольного театра в школах участвуют и школьники.

Организация и проведение праздничных утренников считается неотъемлемой составной частью и результатом всей предыдущей плановой воспитательной работы со школьниками. Учитывая то, что у детей первоначальные эстетические эмоции, связанные с искусством, возникают только в условиях надлежащего художественного оснащения и зависят от качества их выступлений, учителя тщательно готовятся к проведению праздника. Они стремятся к тому, чтобы музыкальный, литературный материал, выступления детей и взрослых, оформление помещения и костюмов – все производило хорошее впечатление и было высокохудожественным, содержательным, ярким и увлекательным. Также в процессе подготовки к празднику школьники привлекаются к украшению школы вместе с взрослыми, к изготовлению подарков.

Расширению детских представлений, эстетического мировоззрения, развития творчества, художественного вкуса, формированию патриотических чувств у детей будет способствовать создание в групповых комнатах школьных учреждений уголков в стиле народного искусства. В средних группах такие уголки следует обустраивать разнообразными керамическими изделиями; в 3-4 классах, кроме этого, следует добавлять вышитые скатерти, салфетки, полотенца, тарелки с декоративной росписью, наборы цветных открыток с репродукциями произведений народных умельцев. Вместе с тем в оформлении этих уголков следует использовать коврики, посуду с национальным орнаментом, народные игрушки, куклы в национальных костюмах. В соответствии с этим, учителя должны быть знакомы с традициями народного искусства родного края, в частности с наиболее распространенными промыслами, именами мастеров области, городов, села. При осмотре произведений декоративного искусства внимание детей следует направлять на определение места изготовления предметов (город или село), вид народного искусства, предметы, которые изготавливают мастера этого вида, материал, из которого их изготавливают; рассмотрение узора (элементы, на что они похожи, их форма, цвет, сочетание, размещение) и выделение характерных цветов росписи, привлекая воспитанников к беседе, анализу и сравнению [11].

Значительное внимание необходимо уделить вопросу обогащения игровой деятельности детей младшего школьного возраста народными игрушками. Для этого целесообразно использование опыт прошлых лет, когда педагоги-практики разыскивали мастеров, посещали ярмарки изделий народных промыслов, собственноручно изготовляли игрушки, традиционные для региона, привлекали к этому детей и их родителей.

Зону музыкальной деятельности следует украшать портретами известных композиторов, фотографиями музыкальных занятий, иллюстрациями по сюжетам знакомых песен.

Для оборудования театрализовано-игровой зоны необходимо создавать разные виды театров и, согласно этому подбирать праздничные костюмы, их элементы и детали праздничного оформления.

В оформлении интерьера школ целесообразно использовать также икебану. Цветочные композиции необходимо составлять с учетом времени года не только из цветов, но и из трав, веточек, плодов, коры и т.д. Непосредственное общение детей с красочным растительным миром должно способствовать формированию у них умений замечать красивое в любом природном материале, возбуждению детской любознательности, обогащению их яркими впечатлениями [12].

Не утратила своей актуальности и сегодня работа школьных работников в направлении обогащения эстетического восприятия детей, их чувственного опыта, представлений и знаний об окружающей среде. С этой целью учителя организуют в учебно-воспитательном процессе школьных учреждений разнообразные наблюдения.

Положительной оценки и дальнейшего использования требует опыт прошлых лет, когда на территориях школ высаживали цветы, разбивали детские огороды, на которых дети под руководством воспитателей ухаживали за растениями, наблюдали за их ростом и цветением, любовались их красотой, выращивали овощи (морковь, свекла, картофель, кукуруза, помидоры, горох, редис и др.). Вместе с тем в помещениях детских школьных учреждений необходимо создавать уголки природы, в которых школьники могут заниматься рыбками, птицами и мелкими животными, заготовлять и выращивать для них пищу, сажать разнообразные цветы (сирень, подснежники, фиалки, хризантемы, астры, бальзамины), ветви фруктовых, декоративных деревьев и кустарников. Все это будет способствовать формированию у школьников эстетического отношения к труду в природе.

При этом следует отметить, что в некоторых школ были базы отдыха, на которых дети летом отдыхали, оздоровлялись и занимались собственным «хозяйством» (наблюдали и следили за цыплятами, кроликами, голубями, белочками и т.п.), что является очень интересным и полезным для современной работы в школах [13].

Кроме этого, необходимо соблюдать экологический подход в процессе эстетического восприятия детьми природной среды. Деятельность воспитателей должна быть направлена на формирование у школьников умений оценивать природные объекты. Основным критерием оценки растений является объективно существующая красота, выраженная в сохраненном цвете, форме, гармонии. Однако растительный мир вследствие неправильного природопользования возникает не всегда в идеальной форме. Поэтому при оценке школьниками растений, ландшафтов следует обращать их внимание и на повреждения, учитывать реальное состояние природной среды в сочетании с животным миром. Определение состояния природной среды в процессе формирования у детей умений эстетического оценивания объекта будет побуждать их оберегать деревья, сохранять красоту и равновесие в природе.

Целесообразным также является использование опыта создания в школьных учреждениях столярных мастерских, в которых дети младшего школьного возраста вместе с воспитателями из готовых частей производят игрушки из дерева, кукольную мебель, настольный строительный материал и раскрашивают его. Рекомендуется также привлекать школьников к шитью и вышиванию салфеточек, скатертей, полотенец, созданию игрушек-самоделок, вырезанию и раскрашиванию кукольной одежды из бумаги и т. п.

Учитывая, что в большинстве случаев современные школьные учреждения приглашают для проведения праздников и развлечений актеров, тем самым лишая детей возможности активно участвовать в мероприятиях, актуальным становится возвращение традиций прошлых лет.

Существенную помощь в организации эстетического воспитания детей младшего школьного возраста должны предоставлять и средства массовой коммуникации – радио, кино, телевидение. Интересным для использования является опыт предыдущих лет, когда для школьников транслировались специальные музыкальные и литературные передачи, которые включались в формат занятий школ и использовались как часы развлечений во второй половине дня. В доходчивой форме детей знакомили с лучшими образцами мировой детской и современной литературы, с произведениями композиторов-классиков. Среди музыкальных радиопередач было немало таких, когда с помощью музыкальных звуков имитирующих окружающую природу, обогащали художественные представления школьников, учили их не только слушать, но и понимать несложные музыкальные произведения. При этом следует отметить, что прослушиванию или просмотру передачи должно обязательно предшествовать краткое вступительное слово воспитателя с объяснением того, что будет транслироваться и на что необходимо обратить внимание детей. Важным также является предоставление школьникам возможности по желанию подпевать знакомые песни. После окончания передачи стоит обменяться впечатлениями с детьми, объяснить непонятное им и поддержать в них хорошее настроение.

Вообще музыкальное искусство как весомое средство эстетического воспитания необходимо активно использовать в учебно-воспитательном процессе при изучении сказок, особенно, по сюжету которых написаны детские оперы или составлении инсценировки с музыкальным сопровождением, проведении бесед; рассматривании иллюстраций и бесед по ним; разучивании стихов; исправлении отдельных недостатков произношения, выработке четкости дикции детей; ознакомлении школьников с природой; работы детей в уголке природы, цветнике, уборке групповой комнаты; изобразительной деятельности школьников с целью обеспечения более полного восприятия детьми как изобразительного, так и музыкального искусства; утренней гимнастике; самостоятельной художественной деятельности детей (изобразительной, литературной, музыкальной, театрализованной); вечеров развлечений; сюжетно-ролевых игр в качестве иллюстраций к действиям или для воспроизведения в них впечатлений, полученных на музыкальных занятиях, праздничных утренниках, вечерах развлечений [14] .

При этом значительную ценность для эстетического воспитания школьников должен представлять музыкальный фольклор, в котором доходчиво передаются сохраненные народом национальные культурные ценности.

Особое внимание следует уделить одной из самых важных и сложных задач эстетического воспитания, которая заключается в обучении детей с раннего возраста воспринимать красоту человеческих взаимоотношений и формировать умение общаться с взрослыми и сверстниками. Деятельность воспитателя должна быть направлена на овладение детьми навыками уважительного отношения к успехам и неудачам других, направленности их на избежание конфликтных ситуаций и оказание помощи друг другу.

Специального дальнейшего изучения требуют вопросы организации и планирования учебно-воспитательного процесса в школах. С целью предотвращения переутомления детей на занятиях целесообразно разработать такие программы эстетического воспитания в школах, которые бы основывались на принципах вариативности содержания, организации и методики воспитания и обучения. Важным является предоставление учителю возможности самостоятельно выбирать учебный материал, учитывая местные условия, возрастные особенности детей и их интерес к определенному виду деятельности, обеспечивать дифференцированный подход при подборе задач, переносить некоторые виды деятельности в повседневную жизнь, уменьшая таким образом нагрузку во время обязательных занятий.

Большое значение для успешной организации эстетического воспитания школьников имеет обмен опытом воспитательной работы между учителями не только в пределах своей страны, но и других стран ближнего и дальнего зарубежья.

Положительной оценки и дальнейшего творческого использования требует организация специальных кружков для учителей школ, в частности по изобразительному искусству, ритмической гимнастике, художественному слову и т.д. Целью таких кружков является эстетическое воспитание детей и вооружение их знаниями о новых формах, методах и приемах учебно-воспитательной деятельности. Результатом обучения должно быть накопление воспитателями нового ценного материала, который они смогут использовать в дальнейшей работе с детьми [15].

Особую актуальность приобретает вопрос профориентационной работы в современных общеобразовательных школах. Целесообразным считаем внедрение в некоторых школах специальных профильных классов, целью которых является направление учащихся на дальнейшее обучение и работу в учебных заведениях.

Повышению качества эстетического воспитания детей может способствовать организация специальных выставок для учителей, во время которых будет освещаться опыт воспитательной работы школьных работников. Такие выставки должны демонстрировать различные печатные материалы (альбомы, доклады, рефераты, брошюры) и экспонаты (многоцветные рисунки, игрушки-самоделки из разных материалов, одежду кукол, дидактические материалы, видео- и аудиозаписи и т.п.), иллюстрировать передовой педагогический опыт эстетического воспитания школьников, а также знакомить учителей с выданной новой детской литературой, игрушками, удобной и красивой мебелью для детей. Проведение выставок позволит проследить за качеством учебно-воспитательной работы в школах и поможет усовершенствовать работу педагогических работников по содержанию и методике воспитания детей.

Информация о работе Содержание эстетического воспитания младших школьников на современном этапе