Содержание эстетического воспитания младших школьников на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 16:30, реферат

Описание работы

На современном этапе в условиях реформирования образовательной системы возрастают требования и к ее первому звену – младшей школе, задачей которой является всестороннее и гармоничное развитие личности. Определяющую роль в этом процессе играет эстетическое воспитание подрастающего поколения, которое требует постоянного совершенствования его содержания, форм и методов организации в соответствии с потребностями общества. Повышение качества эстетического воспитания в современных школьных учреждениях образования возможно при условии творческого использования педагогических идей и опыта прошлого.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Учитывая то, что эстетическое воспитание школьников должно осуществляться, прежде всего, в семье, особое внимание педагогическим работникам необходимо сосредоточить на поиске соответствующих форм работы с родителями. С целью повышения ответственности родителей за правильное воспитание детей следует использовать опыт, который сложился во второй половине ХХ века. Основными формами пропаганды педагогических знаний были консультации, лектории, школы молодых родителей, школы матери, факультеты при университетах культуры, радиоуниверситеты, постоянно действующие и передвижные тематические выставки, беседы на предприятиях, конференции для родителей и т.д. Значительное внимание во время мероприятий уделялось вопросам эстетического воспитания школьников в семье, а именно: как красиво и удобно одевать ребенка, организовывать праздники, вечера развлечений, правильно подбирать игрушки, оформлять игровые уголки, приучать ребенка соблюдать чистоту и порядок дома и т.д. При этом особое значение придавалось тактическому и умелому выявлению творческих способностей детей и направленности их в надлежащее русло. Вместе с этим организовывались практические занятия, во время которых родители овладевали определенными навыками: учились делать елочные игрушки и игрушки-самоделки, разучивали песни, стихи и танцы. Школьные работники систематически выпускали бюллетени с ответами на вопросы родителей, организовывали работу библиотеки-передвижки, почтового ящика. На выставках демонстрировались детские работы, детская одежда и работали столы раскроя. Ценным также является опыт организации родительской общественности, участники которой помогали воспитателям в озеленении и эстетическом благоустройстве двора и участков школы, производили игрушки, наглядные пособия, атрибуты для творческих игр детей и т.д. [16].

Таким образом, можно обобщить содержание эстетического воспитания детей на современном этапе:

  • осуществление комплексного подхода к организации школьного образования, которым предусматривается установление тесной связи между эстетическим воспитанием и физическим, моральным, трудовым, умственным, национальным, основными видами деятельности детей, различными формами и методами;
  • обогащение содержания эстетического воспитания школьников через ознакомление их с национальными традициями, обрядами, устным народным творчеством, бытом;
  • повышение требований к художественному оформлению помещений учебно-воспитательных учреждений (использование икебаны в оформлении интерьера, создание специальных зон для осуществления самостоятельной детской художественной деятельности, осведомленность воспитателя в эстетических традициях родного народа, национальной культуре, обучение детей с раннего возраста восприятию красоты человеческих отношений и т.д.);
  • разнообразие форм эстетического воспитания детей (активное проведение экскурсий, создание детских мастерских, цветников, уголков природы, привлечение школьников к непосредственному участию в праздниках, использование средств массовой коммуникации);
  • соблюдение экологического подхода в процессе эстетического восприятия детьми природной среды с целью сохранения красоты и равновесия в природе (формирование у школьников умений оценивать природные объекты);
  • использование музыкального искусства в процессе всей учебно-воспитательной работы с детьми;
  • повышение эстетической образованности школьных работников (создание опорных школьных учреждений, налаживание связей со школами стран зарубежья, организация методических объединений музыкальных руководителей, семинаров, научно-практических конференций, педагогических чтений, кружков для воспитателей, центров по музыкальному воспитанию, хоровых коллективов музыкальных руководителей);
  • организация выставок, посвященных освещению опыта эстетического воспитания школьников;
  • проведение педагогической пропаганды среди родителей по вопросам эстетического воспитания детей.

Дальнейшее изучение и творческое использование опыта предыдущих лет значительно обогатит и улучшит процесс эстетического воспитания в школах и, таким образом, обеспечит развитие творческого потенциала подрастающего поколения и будет способствовать духовному и культурному его росту.

 Наговицына Т.В. Формирование эстетического вкуса школьников на уроках технологии // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – Т. 2. – № 1. – С. 117-119.

 Ревякин Д.В. К проблеме формирования художественно-эстетического вкуса у детей младшего возраста // Начальная школа. – 2011. – № 4. – С. 93-96.

 Леонтьева Т.В. Значение литературы в формировании эстетического вкуса подростков // Общественные науки. – 2011. – № 2. – С. 82-91.

 Шлычкова Г.И. Теория методов управления эстетическим воспитанием. Научная организация музейных, мультимедийных, сценических, музыкальных и зрелищных экспозиций / Г. И. Шлычкова. – Иваново, 2007.

 Борисова С.М. Формирование музыкально-эстетического вкуса у старших дошкольников и младших школьников в контексте преемственности // Вестник Чувашского университета. – 2006. – № 4. – С. 317-320.

 Городецкая Ю.А. Интегративно-гуманитарный подход к эстетическому воспитанию школьников в условиях дополнительного образования национального региона: монография / Ю. А. Городецкая; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Осетинский гос. пед. ин-т М-ва образования и науки Респ. Северная Осетия-Алания". – Владикавказ, 2009.

 Наумова Н.Е. Подготовка будущих бакалавров педагогического образования к эстетическому воспитанию младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2012. – Т. 3. – № 1. – С. 365-368.

 Кудрявцева М.Е. Психолого-педагогические основы деятельности учителя по воспитанию эстетического вкуса учащихся: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – СПб, 2000.

 Кахнович С.В. Социокультурный подход к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 10. – С. 69-74.

 Федий О.А. Подготовка студентов педагогических институтов к эстетическому воспитанию детей 6-7 лет: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Киев, 1996.

 Михалева В.В. Развитие творческой активности студентов педагогического колледжа в процессе подготовки к музыкально-эстетическому воспитанию младших школьников: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2004.

 Муромцева О.В. Использование межпредметных связей во внеучебной деятельности по эстетическому воспитанию младших школьников // Педагогика искусства. – 2007. – № 1. – С. 1-9.

 Савина Г.В. Культурологический подход к эстетическому воспитанию при обучении биологии // Искусство и образование. – 2010. – № 4. – С. 107-114.

 Ибрагимов Г.Г. Школа пения в музыкально-эстетическом воспитании школьников // Гуманитарные исследования. – 2009. – № 4. – С. 249-253.

 Агадилова Г.В. Проблема ценности в музыкально-эстетическом воспитании современных школьников // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 6. – С. 202-205.

 Велиева Ш.Ш. Проблемы использования изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников младшего возраста // Педагогические науки. – 2008. – № 5. – С. 8-10.


Информация о работе Содержание эстетического воспитания младших школьников на современном этапе