Сопротивление воспитанию: его суть, проявления, способы преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить явление «сопротивление воспитанию».
Выявить причины сопротивления воспитанию.
Систематизировать материал по изученной теме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Процесс воспитания – как педагогическое явление……………………4
Глава II. Сопротивление воспитанию – явление социальной действительности
Явление «сопротивление воспитанию»………..………….………………8
Причины сопротивления воспитанию……………………………………12
Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию………..18
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………28
Тезаурус………………………………………………….………………….31

Файлы: 1 файл

Содержание работы.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание работы

    Введение………………………………………………………………………3

Глава I. Процесс воспитания – как педагогическое явление……………………4

Глава II. Сопротивление воспитанию – явление социальной действительности

    1. Явление «сопротивление воспитанию»………..………….………………8
    2. Причины сопротивления воспитанию……………………………………12
    3. Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию………..18

Заключение………………………………………………………………….27

Список литературы…………………………………………………………28

Тезаурус………………………………………………….………………….31

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение  5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В данной курсовой работе описана тема «Сопротивление воспитанию: его суть, проявления, способы преодоления», на данный момент очень актуальна, так как сегодня дети не хотят жить как жили их родители. Это связано глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране. Сопротивление воспитанию существовали всегда, но в настоящее время они резко обострились в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали, а также в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и, наоборот, охотно воспринимаемых молодыми, новый уклад семейной жизни и родственных отношений, усиливающееся стремление молодежи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость, утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации.

Цель:

    1. Изучить явление «сопротивление воспитанию».
    2. Выявить причины сопротивления воспитанию.
    3. Систематизировать материал по изученной теме.

Задачи:

    1. Изучить историю вопроса.
    2. Изучить точку зрения ученых.
    3. Выявить причины

Объект:  Процесс воспитания

Предмет:  Явление «сопротивление воспитанию»

Методы: 

  1. Изучение литературы
  2. Анализ
  3. Наблюдение

Глава I. Процесс воспитания – как педагогическое явление

Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими категориями. К основным педагогическим категориям относятся воспитание, обучение, образование. Наша наука широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие и формирование./ Приложение 1/

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие «воспитание» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широком   социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества./Приложение 2/

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт использовался и приумножался последующими. История знает случаи, когда опыт терялся, жизненесущая река воспитания пересыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утраченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический процесс  развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда достигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с  человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует общество. Именно поэтому воспитание — это общая и вечная категория

Многие философы, анализируя законы, управляющие общественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил общества. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.

Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру  производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-исторический характер.

Смена типа общественно-экономической  формации влечет за собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, формы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на сознание и поведение людей.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает  классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содержание и формы. Когда хорошее воспитание становится дорогим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Рассмотрев понятие  «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только профессиональные педагоги в специально созданных учебно-воспитательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литература, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. Поэтому общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании  воспитания возникает ряд непростых вопросов: какой из общественных институтов более других ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспитания, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возможности учебно-воспитательных учреждений?

Не требует особых доказательств вывод о том, что  при наличии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, способным деформировать общую цель воспитания. Координаторами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, управляемые высококвалифицированными педагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс  и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и  других социальных науках, понятие  «воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, например, «физическое воспитание», «эстетическое воспитание»./22 стр. 24-26 /

Цель воспитания –  теоретическое обобщение и выражение  потребностей общества в определенном типе личности, идеальных требований к ее сущности, индивидуальности, образованности, свойствам и качествам, умственному, нравственному, эстетическому развитию и отношению к жизни.

Цель воспитания носит, как и само воспитание, конкретно-исторический характер и меняется со сменой исторической ситуации(в этом проявляется диалектика цели воспитания)./Приложение 3//6 стр. 17 /

Цель воспитания задается обществом, государством или отдельными социальными группами, как, например, в частном образовании или  в системе духовного образования, но и там оно обусловлено социальным заказом. Без осознания воспитательных целей вся педагогическая деятельность теряет четкость и смысл: « что сказали бы об архитекторе, который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на вопрос, что он хочет строить… То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно точно определить нам цели своей воспитательной деятельности» (К.Д.Ушинский)./7 стр. 9 /

Таким образом, в целом процесс воспитание представляет собой процесс, основными компонентами которого являются воспитатель, воспитанник, процесс их взаимодействия, а также условия протекания этого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Сопротивление воспитанию – явление социальной                действительности

2.1 Явление «сопротивление воспитанию»

Еще А.С. Макаренко, удрученный трудностями и противоречиями, видимым отсутствием всяких закономерностей воспитания, несовершенством подготовки к нему начинающих педагогов, сетовал на то, что в технических вузах студенты изучают предмет «Сопротивление материалов», а будущие педагоги ни в каком виде не постигают даже азов неотъемлемой реальности педагогического процесса, которую можно было бы назвать «сопротивлением воспитанию». Увы, до сих пор такого учебного предмета нет. /Приложение 4/

Кому не знакомы «картинки из практики»: ...Учительница ведет детей в театр по улицам большого города: построила парами, просит не отставать, и что же? Буквально через несколько секунд в хвосте колонны образовывается отстающая группа толпящихся, галдящих, хохочущих «неслухов»./15 стр. 135-136/

Известный врач-психиатр В. Леви заметил: «За годы врачебной  практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые

НЕ   здороваются,

умываются,

чистят зубы,

читают книги,

занимаются (спортом, музыкой, ручным трудом, языком... самоусовершенствованием включительно),

работают,

 женятся,

 лечатся, и т.д., и т.п. —

только потому, что  их к этому понуждали.

 И приблизительно столько же тех, которые увы (представьте любое нежелательное действие или привычку) — только потому, что им внушали не делать»./10 стр. 58-61/

Разные явления, казалось бы, что общего здесь может быть? И тем не менее их объединяет одно — трудности в обучении и воспитании детей (это с позиции педагога). А с позиций ребенка, школьника, подростка... это и есть различные формы и вариации сопротивления воспитанию. Что же это за явление такое? Как его видят все участники воспитательного процесса — учителя, родители, сами воспитанники?

Почему ребенок сопротивляется родительскому воспитанию?

Сопротивление воспитанию - необоснованное сопротивление ребенка воздействию на него со стороны окружающих, стремление поступать вопреки их требованиям, просьбам и советам.

Различают две формы сопротивления воспитанию - пассивную и активную.

  Первая проявляется в упрямстве, отказе выполнять требования взрослых, в стремлении стоять на своем, даже если это неразумно.

  Вторая выражается в том, что ребенок совершает действия, прямо противоположные тем, которые от него требуются или ожидаются. /30/

«Нежелание быть таким, каким мы пытаемся его сделать, - размышляет заместитель директора икшинской школы Т.П. Генерозова, - это вполне естественное поведение, поскольку оценка той или иной ситуации у воспитателя и воспитуемого базируется на той системе взглядов, которая сформулировалась у них в силу разных внешних условий или в силу психологических особенностей  каждого индивидуума. Поэтому воспитуемый не может понять и принять ту модель, которую навязывает воспитатель. В практике современной школы усилилось «сопротивление воспитанию». Изменились условия. В системе, воспитания в прошлые времена процесс познания мира не имел такого разрыва между воспитателем и воспитуемым. Конфликт между поколениями принимает обострение в той ситуации, когда разрушаются моральные ценности, созданные веками».

А родители? Их возможный  внутренний монолог по этому поводу прекрасно передал В. Леви: «...неблагодарный, не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а потеряв игрушку или пятиминутное развлечение, приходит в отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик. Не знает и не желает знать что почем и как оно все дается, не хочет думать, не понимает твоей любви и страданий, мешает тебе управлять им ради его же блага, безумный слепец, сопротивляющийся поводырю!»./10 стр.300-301/

Информация о работе Сопротивление воспитанию: его суть, проявления, способы преодоления