Деморализация - моральное разложение, утрата нравственных
критериев, падение дисциплины, морально-психического
состояния.
Комплекс неполноценности - синдром, заключающийся в стойких переживаниях
человека по поводу своих мнимых или реальных
недостатков, своей неполноценности в
системе межличностных социальных отношений.
Результат его - деформация естественного
развития личности.
Одиннадцатиклассник Саша
Г. постригся «под панка». Все удивлены.
На вопрос классного руководителя: «Ты, Саша, разве разделяешь их мировоззрение,
их взгляды на жизнь?», ответил: «Нет, конечно.
Я их презираю». - «Тогда почему?» - «В знак
протеста. Ведь я - «позор своих родителей».
Вам хорошо, вы знаете, чего хотите от жизни.
А нам как быть в это бешеное время. Как
понять, что хорошо, а что плохо, где истина,
а где ложь. Вот мы и неприкаянные».
Девиантное
поведение - поведение с отклонениями от принятых
в обществе правовых или нравственных
норм (различные виды нарушений: озорство-хулиганство,
детское «взял без спросу» - кражи, безобидные
столкновения и драки - нанесение тяжких
телесных повреждений, другие преступления
против личности и т.д.).
Дистимия - подавленное, унылое настроение, сосредоточенность
на мрачных и печальных сторонах жизни.
Из дневника старшеклассницы Кати Б.: «Часто
мама говорит мне, что, если я буду плохо
себя вести, она меня разлюбит. Она наказывает
меня и говорит, что ей не нужна такая дочь.
А я не знаю, что еще мне сделать, чтобы
меня любили. Я ведь хорошая, послушная
девочка. Учусь в школе на все пятерки,
хожу в музыкальную школу, потому что так
хочет мама, хотя мне так трудно играть
на скрипке хорошо. Стараюсь помогать
маме летом в огороде. Почему я начинаю
чувствовать, что никому не нужна?»
Отчуждение - система отношений человека с окружающей
действительностью, при которых все социальные
ценности (товарищество, дружба, культура,
образование, воспитание...) и их носители
(а значит, и педагоги) осознаются как противоположные
его собственным взглядам, устремлениям
- от болезненного ощущения несходства
до полного неприятия и даже враждебности.
Отчуждение выражается в чувстве обособленности,
одиночества, отверженности, потере своего
«Я». Следствием этого является, как правило,
постепенный уход из-под влияния воспитателей.
Нередко отчуждение сопровождается приобщением
к употреблению алкоголя и никотина, наркотиков
и токсичных веществ. Мы провели анонимный
опрос старшеклассников и получили неутешительные,
беспокоящие результаты: каждый десятый
уже пробовал наркотики или токсичные
вещества; каждый восьмой высказал мнение,
что если ему предложат, то он обязательно
попробует.
Разумеется, школьного педагога-практика
волнует вопрос о том, как с ними справляться в воспитательном
процессе, как сделать воспитание не только
эффективным, но и приятным и радостным
и для педагога, и для учащихся.
Таким образом, таковы в основном последствия сопротивления
воспитанию, его основные проявления.
Заключение.
Таким образом, сопротивление
воспитанию — это такое состояние
воспитанника в воспитательном процессе,
которое выражается в неприятии, игнорировании,
противостоянии всем компонентам воспитательного
процесса (от единичных воспитательных
воздействий до всей воспитательной системы
в целом). При этом выражено оно может быть
в скрытых или открытых проявлениях через
различные формы — словесные, эмоционально-волевые
и поведенческие (т.е. в основе их система
отношений к окружающему миру).
Главное средство предупреждения
сопротивления воспитанию - умелое обращение с ребенком и своевременное
лечение, если ребенок болен. Требовательное,
но уважительное отношение детям, чуткость
и забота, соблюдение меры любви и ласки,
исключение всяких излишеств (частые покупки
дорогих игрушек, обилие нарядов, чрезмерная
похвала за хорошие поступки и дела) - вот
ориентиры правильного воспитания, а стало
быть, и своевременного предупреждения
сопротивления воспитанию.
Одной из причин сопротивления
воспитанию могут быть нервные расстройства детей, однако чаще всего - это результат
серьезных педагогических ошибок, следствие
неумелого воспитания. Несправедливое
отношение к ребенку, унижение его достоинства,
подавление самостоятельности и потачка
капризам - вот основные ошибки родителей,
вызывающие сопротивление воспитанию.
Список использованных
источников
- Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995.- 496с.
- Безрукова В.С. Педагогика. Проектированная педагогика: Учебное пособие.-Екатеринбург: Деловая книга,1996.-344с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: В 2-х частях. Материалы экспериментального курса; 4-ая часть.- Екатеринбург: Уральский госпединститут, 1992.- 73с.
- Блонский П.П. Трудные школьники / П.П. Блонский. – 2-е изд.-М.:Работник просвещения 1930.-131с.
- Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1984.- 496с.
- Каджаспирова Г.М. Педагогика: Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Гуманитарное издания центр ВЛАДОС, 2004. – 352с.
- Каджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс,2007. – 256с. – (Высшие образование)
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. –М.: Просвещение, 1987.-159с.
- Словарь-справочник практического психолога / Конюхов Н.И.. Воронеж: МОДЭК, 1996.-302с.
- Леви В. Исповедь гипнотизера. Кн. 2 . / Кот в мешке. Почему дети получаются не такими, как хочется. М., 1994.-115с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие.- М.: Промитей 1992.-528с.
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции// Пед. соч.: В 8 т. – М.: 1984.-Т.4.-С.123-203.)
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса// Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8 т. – М.: 1983.- Т.1.- С. 267-329.
- Малахов Г.П. Создание собственной системы оздоровления./ Г.П. Малахов- СПб.: Комплект, 1996.-302с. Т. 4.
- Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания: учебник. - М., Педагогическое общество России, 2004. – 480с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников.-М.: Педагогика,1984.- 111с.
- Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания.// Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.- М.: 1987.- С. 259-264.
- Педагогика / Под ред.Ю.К.Бабанского. –М.: Просвещение,1983.- 608с.
- Педагогика / Под ред. П.И.Педкасистого.- М.: Роспедагенство,1996.- 608с.
- Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов.-М.: Школа-Пресс,1997.- 512с.
- Педагогический поиск / Сост. И.Н.Баженова. –М.: Педагогика,1987.- 544с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2-х кн. – М.: Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 1999. – кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 569с: ил.
- Поляков С.Д. О новом воспитании: очерки коммунарской методики.- М.: 1990.-80с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики.- М.: Новая школа,1996.-160с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А.В.Петровского. –М.: Педагогика, 1987.-240с.
- Редкин П.Г. На чем должна основываться наука воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины XIX в.- М.: 1987.- С.373-385.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической астропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие.-М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефенициях, иллюстрациях.- М.: Педагогическое общество России, 1999. – 416с.
- Харламов И.Ф Педагогика, 2-ое издание, переработка и дополнение.М.: выс.обр.1990.-512с.
- http:/otvetin.ru/uploads/posts/2009-12/1260877092_soprotivlenie.jpeg
Тезаурус
- Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности.
- В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.
- В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
- В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
- В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.
- Девиантное поведение - поведение с отклонениями от принятых в обществе правовых или нравственных норм (различные виды нарушений: озорство-хулиганство, детское «взял без спросу» - кражи, безобидные столкновения и драки - нанесение тяжких телесных повреждений, другие преступления против личности и т.д.).
- Деморализация - моральное разложение, утрата нравственных критериев, падение дисциплины, морально-психического состояния.
- Дистимия - подавленное, унылое настроение, сосредоточенность на мрачных и печальных сторонах жизни.
- Изоляция - отдаление части собственного «Я» от остальной сферы сознания. «Иногда как будто черт в меня вселяется, и тогда я сбегаю с уроков».
- Инверсия (дословно - оборачивание, переворот) - это попытка подменить источник угрозы противоположным.
- Инфантилизм - сохранение у подростков-школьников некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству.
- Комплекс неполноценности - синдром, заключающийся в стойких переживаниях человека по поводу своих мнимых или реальных недостатков, своей неполноценности в системе межличностных социальных отношений.
- Конфликт (лат. «столкновение») - ситуация выбора, которую личность не может разрешить, не может найти компромиссного решения, в результате чего поведение и сознание человека (школьника) дезорганизуется.
- Конформность — подверженность групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии позиции большинства, первоначально не разделявшейся, некритичность.
- Кризис (греч. «решение, поворотный пункт») - состояние, порождаемое вставшей перед личностью проблемой, от которой она не может уйти и которую не может разрешить в короткое время привычными способами (тяжелая болезнь, переход в другие условия существования, изменение внешности, кризисные явления возраста и т.п.).
- Общение фазическое (fatuus - глупый) - бессодержательное общение ради самого процесса общения, процесс установления и развития контактов для обмена информацией, позициями; психическими состояниями, эмоциональными переживаниями.
- Отрицание - попытка непринятия источника угрозы как реального события, фантазирование, «вижу то, что хочу увидеть».
- Отчуждение - система отношений человека с окружающей действительностью, при которых все социальные ценности (товарищество, дружба, культура, образование, воспитание...) и их носители (а значит, и педагоги) осознаются как противоположные его собственным взглядам, устремлениям - от болезненного ощущения несходства до полного неприятия и даже враждебности.
- Подавление или репрессия, - устранение из сферы сознания источника угрозы, от которой надо защитить себя.
- Проекция (синоним - перенос) - бессознательное