Сопротивление воспитанию: его суть, проявления, способы преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:50, курсовая работа

Описание работы

Цель:
Изучить явление «сопротивление воспитанию».
Выявить причины сопротивления воспитанию.
Систематизировать материал по изученной теме.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Процесс воспитания – как педагогическое явление……………………4
Глава II. Сопротивление воспитанию – явление социальной действительности
Явление «сопротивление воспитанию»………..………….………………8
Причины сопротивления воспитанию……………………………………12
Продуктивные идеи преодоления сопротивления воспитанию………..18
Заключение………………………………………………………………….27
Список литературы…………………………………………………………28
Тезаурус………………………………………………….………………….31

Файлы: 1 файл

Содержание работы.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

Ну а сами воспитанники? Они сопротивляются воспитанию как неосознанно, спонтанно, так и сознательно, порой зло и неистово. Приведем примеры.

- «В меня как будто какой-то бес вселился: знаю, что неправа, а делаю наоборот».

- «Когда меня мама «пилит», я про себя пою или считаю. Подумаешь, всего до 98 самое большее досчитываю - вытерпеть можно».

-  Девятиклассница - классной руководительнице: «Да вы не расстраивайтесь, Л.И., моя мамаша ведь с «большим приветиком», а я уже давно это поняла и на нее не реагирую - пусть бесится»,

- «Мы не любим классные часы за то, что H.IL долго и нудно объясняет нам то, что всем уже давно и хорошо понятно. Лучше, когда их не бывает».

Таким образом, действительно явление «сопротивление воспитанию» существует.

Сопутствующие явлению.

Педагогами, психологами, психоневрологами изучены и описаны  в литературе явления, сопутствующие непродуктивности воспитательного процесса. /9/ Назовем здесь некоторые из них.

Инфантилизм - сохранение у подростков-школьников некоторых черт психики, особенностей поведения, свойственных детству. Инфантилизм отличается незрелостью эмоционально-волевой сферы, вот они и скачут по школьным коридорам «молоденькими козликами»; кукарекают, плюются шариками из трубочек, хихикают не по делу, подтрунивают над одноклассниками... во время урока; резвятся в общественных местах и транспорте.

Близка к инфантилизму и такая форма психической  защиты, как регрессия поведения, выражающаяся в возвращении к более примитивному, нередко детскому типу доведения: грызет ногти, сосет палец, не может сосредоточиться более 5-10 минут, теребит что-то у себя или соседа по парте, убегает от препятствий, боится (уколов, темноты, опроса у доски...).

Эффект «ореола» - восприятие людьми друг друга в условиях дефицита информации, когда влияние на всех оказывает первичная информация. В класс пришел новенький - «крутой и независимый, сразу обратил на себя внимание неординарными поступками, одарил всех подарочками» - вот уже авторитет. Кукарекает и шкодит на уроках учителя, которого все боятся, - вот все смеются и... уважают.

Эффект «Мы» и «Они» - бессознательная консолидация с определенной социальной общностью и отделение себя от другой. Весьма распространен в школе: между учащимися и учителями, между различными группировками в классе, между неунывающими «середнячками» и «ботанами», повзрослевшими девочками и недотепами-«синими чулками», между школьными и уличными компаниями, между «любимчиками» и «нелюбимчиками» учителей.

Эффект «быть  как все» (и его антипод «не быть как все»), объясняющий, почему подростки неосознанно или сознательно меняют свой имидж: в одежде, в манере поведения, в жаргоне или сленге, в стиле и тоне общения с учителями и сверстниками, в престижности и непрестижности быть хорошим учеником (готовить вовремя домашнее задание или списывать; поднимать руку на уроке, если знаешь ответ; осуждать ли товарища за проступок, если его осуждает учитель) и т.д. Нередко это все принимает вызывающе-демонстративную форму.

Конформность — подверженность групповому влиянию, проявляющаяся в усвоении групповых норм, ценностей, принятии позиции большинства, первоначально не разделявшейся, некритичность. На бессознательном уровне конформизм усиливается в стрессовых ситуациях, в момент «возникновения паники»: «все побежали - и я побежал», «все ломали - и я ломал», «все курят - и я»...

Возможны и активные формы проявления. Например, «психическая атака», которая рассчитана на устрашение, подавление воли, морально-психического состояния «противостоящего» путем тотального воздействия на его психику. Вот и запугивают отличников -«ботаников», слабых, «любимчиков». Вот и терроризируют неугодных, инакомыслящих и иначе действующих, дерутся «двор на двор», создают различные неформальные объединения и группировки.

В последнее время  появилось явление, названное психологами и медиками «синдром хронической усталости». Причина его в заданности интенсивных явлений и событий растущего человека, в перегрузке школьников школьными и дополнительными занятиями, в нерешенности социально-бытовых проблем жизни, нарушенных отношениях со сверстниками и взрослыми...

И наконец, так хорошо известные в школьной практике варианты сопротивления воспитанию, названные психологами и психиатрами как синдром посттравматического стресса - совокупность признаков негативных последствий стрессогенных факторов: возбудимость и раздражительность, безудержный тип реагирования на внезапные раздражители, фиксация на обстоятельствах травмирующего события, уход от реальности (в бесплодные мечтания, в дурные компании, в употребление нервно-стимулирующих средств...), предрасположенность к неуравновешенности, агрессивным реакциям (грубость, дерзость, драчливость...), возможность перехода к замкнутому образу жизни.

Таким образом мы ознакомились с материалом который изучили педагоги, психологи, психоневрологи: явления, сопутствующие непродуктивности воспитательного процесса. 

2.2 Причины сопротивления воспитанию

Как видим, сопротивление  воспитанию многолико, вариантов его проявления - масса, а объяснение этого одно - многообразие причин, лежащих : в его основе. Каковы же они?

Если смотреть на причины  возникновения сопротивлению воспитателю в широком плане, то надо анализировать  их в той же логике, делая акцент на несоблюдение условий для полноценного развития личности ребенка, подростка... Эти негативные условия возникают под влиянием групп причин разного уровня, накладываясь одна на другую и образуя в каждом конкретном случае воспитания «свою собственную сложную совокупную причину сопротивления воспитанию, включающую в себя:

®глобальные, мировые причины;

®социальные (экономические, политические, культурологические...; современные реалии детства);

® психофизиологические (здоровье, состояние развития, забегание вперед или отставание в развитии);

® педагогические (как условия воспитания, психолого-педагогическая ситуация развития).

 Школьному педагогу, принимающему эстафету развития и воспитания ребенка, необходимо вдумчиво оценить и понять всю историю и логику предыдущего развития, чтобы вести ее дальше. Оценить нестандартно, нетрафаретно, творчески. Это прекрасно описано у В. Леви: «Детство - время бессознательных обобщений. Отрицательное отношение к еде легко переходит в отрицательное отношение к людям. Представим себе хоть на минутку, что весь мир стал Заставляющим, Навязывающим, Принуждающим... Ежедневная необходимость сопротивляться... Сдаваться, притворяться сдающимся... Имейте в виду: своим каждодневным насилием вы подавляете у ребенка способность наслаждаться жизнью, радоваться...» /10 стр.256/

«Плачевнее всего обстоят дела как раз там, где детьми «занимаются» и где вместо живого общения появляются «системы», «концепции», «формирование» и тому подобные чудовища... легион детоцентричных мам, пап, бабушек и иже с ними: «...разве не в детях, в конце концов, наше счастье и смысл нашей жизни?...» Легион эгоцентричных детей: «А вот и не надо. Не надо делать из нас смысл вашей жизни, это мешает нам искать смысл нашей. Не надо делать из нас свое счастье - это невыносимо, счастье прямой наводкой». /10 стр. 53/

Объяснимы симптомы сопротивления, выраженные в сочинениях детей на тему «Если бы я был взрослым»: «Я бы везде и всюду ходил только в кедах; после супа выпивал бы два компота и ходил по улице, пятясь назад»; «Сидя на стуле, болтал бы ногами и не вытирал их о коврик перед дверью»; «Я гладил бы каждую кошку и очень громко свистел, чтобы все вздрагивали и оборачивались»...

Другая сторона медали - навешивание ярлыков, раздача оценок, «диагностические штампы» типа: «Горюшко ты мое, наказание»; «Девочка, а какой сорванец!»; «Ну что ты, девчонка что ли, нюни распустил?»; «Ну ты и врун! Прекрати выдумывать!»; «Как я сказал(а), так и будет! Не спорь со старшими!»; «Другие, дети как дети, а ты!»...

Таким образом для  того чтобы помочь в решении данной проблемы, нужно изучить причины сопротивления воспитанию.

Дидактогения и механизмы самозащиты.

В психологии назван и  описан один из вариантов сопротивления  воспитанию - дидактогения. Это возникновение негативных психических процессов в структуре личности учащегося (угнетенное состояние - страх, фрустрация - представление о трудности, нерешаемости проблем обучения и воспитания), вызванное нетактичным, неэтичным, непедагогическим поведением, воздействием педагога, отрицательно сказывающимся на деятельности и межличностных отношениях учащихся, на их настроении и мироощущении./15 стр. 140-141/

В доказательство приведем примеры из дневников старшеклассников:

—  «Каникулы кончились. Последняя в жизни (!) учебная четверть... Учителя снова займутся своей мутью, а ученики будут или спать, или ждать с нетерпением конца урока. 11 лет я ждала конца этого кошмара, и вот он близок» (Елизавета Б., 11-й класс).

— «Приходит время, и ученик понимает: большую часть его жизни занимает труд безнадежный, принудительный и неоплачиваемый... Нет «экономических» стимулов работать лучше и больше. Нет и побудительных - познание нового не приносит удовольствия (исключения - один-два любимых предмета, и то не у всех). Только привычка, и необходимость кое-как дотянуть до аттестата. Я, впрочем, говорю не о всей жизни ученика в школе, а об обучении, то есть работе со знаниями» (Александр К., 11-й класс экстерната).

Мы склонны рассматривав явление не только применительно к обучению (дидактике), но и более широко — ко всему воспитанию в широком смысле этого слова. Сопротивление воспитанию может выступать и как защитная реакция воспитанника на негативные условия жизни и воспитания, и как следствие отклонений в физическом и психическом развитии школьника, и как последствие нарушенных отношений с окружающими сверстниками и взрослыми, и как неприятие жизненной позиции окружающих людей (родителей, педагогов, ближайшего бытового окружения, сверстников, отдельных социальных групп, общества в целом), и как реакция на неадекватные средства, методы и приемы воспитания, и как протест против авторитарного давления на личность в жизни вообще и в воспитании в частности, и как защитная реакция на обиды, унижения, оскорбления... «В некоторых случаях, когда ребенок пытается реализовать свой потенциал, внешние силы работают против него».

В таких случаях «сопротивление воспитанию» выступает как способ самоутверждения, самосохранения и  как средство самозащиты. Механизмы самозащиты (психические) - бессознательные способы избежания конфликтов в случае, когда они ущемляют «Я» личности, оказывают негативное воздействие на психику. З.Фрейдом и затем его последователями описаны различные формы защитных механизмов.

1. Подавление  или репрессия, - устранение из сферы сознания источника угрозы, от которой надо защитить себя. «Ничего не вижу, ничего не слышу - поэтому мне не страшно». Бессознательное «незамечание» явлений, ведущих к нравственным перегрузкам, психическим расстройствам. Механизм узнается так: ребенок не говорит о проблеме вообще.

2. Отрицание - попытка непринятия источника угрозы как реального события, фантазирование, «вижу то, что хочу увидеть». Узнается: ребенок фантазирует, придумывает «сказку с хорошим концом».

3. Рационализация - попытка построения приемлемых (моральных, логических) оснований для неприемлемых мыслей, поступков, чувств. Узнается: в речи проблема и все связанное с ней подчеркивается, подводится множество оправданий, основанных на «правилах, морали, традиции».

4. Инверсия (дословно - оборачивание, переворот) - это попытка подменить источник угрозы противоположным. Например, подросток часто говорит: «В отличие от других, я совершенно не интересуюсь противоположным полом» (читай: «мне, как и всем, трудно сдерживать себя, чтобы постоянно не думать о противоположном поле»).

5. Проекция (синоним - перенос) - бессознательное стремление переложить собственные нежелательные черты, мысли, поступки на другой объект (чаще - на другого человека). Узнается: проектирующий активно негодует по поводу «отрицательных» проявлений другого, берется помочь другому их исправить.

6. Изоляция - отдаление части собственного «Я» от остальной сферы сознания. «Иногда как будто черт в меня вселяется, и тогда я сбегаю с уроков».

7. Регрессия (суть - снижение способа реагирования) - человек на сложную ситуацию реагирует способом, которым он реагировал в детстве (грызет ногти, изображает из себя малыша, чрезмерно много ест, дерется и т.п.) или с помощью дополнительных средств, приносящих удовольствие телу (алкоголь, курение, неумеренный секс, быстрая езда на автомобиле и т.п.).

8. Наименее патогенная защита - сублимация - перенесение энергии тревоги в энергию созидания: творчества, учебы, профессии и т.п. Сопротивление воспитанию, как это хорошо известно педагогам- практикам, может быть не только индивидуальным, но и групповым, когда в группу объединяются «единомышленники» сопротивления отдельным воспитательным воздействиям, некоторым педагогам, школьной системе в целом и т.д. Возможно и фронтальное противостояние всего класса действиям классного руководителя, отдельных учителей, администрации, педагогическому коллективу - тогда возникает и развивается конфликт, требующий своего разрешения. В знак протеста на несправедливость учителя всем классом ушли с урока; заступившись за обиженного товарища, объявили бойкот классному руководителю; на попытку педагога выявить совершившего безнравственный поступок отвечают всеобщим покрывательством и заступничеством...

Таким образом мы изучили механизмы самозащиты для того чтобы избежать сопротивление воспитанию.

 

Критические ситуации развития и воспитания.

В совокупности с нарушенной техникой и логикой наказаний и поощрений это приводит к развитию критических ситуаций, в которых оказывается ребенок в школьном возрасте. Интересна и полезна для школьного педагога классификация таких ситуаций, данная Г.П. Малаховым /14 стр. 78-79/. В зависимости от степени напряжения воли и интеллектуальной работы, необходимой для их преодоления, критические ситуации подразделяются на четыре вида:

Информация о работе Сопротивление воспитанию: его суть, проявления, способы преодоления