Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 11:41, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является выяснение состояния социально - культурной деятельности в городе Пестово и Пестовском районе, а так же обоснование путей ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
-Изучить состояние СКД в Пестовском Межпоселенческом культурно-досуговом центре.
-Выявить состояния научного осмысления проблемы
-Вычленить проблемы, вставшие перед таким социальным институтом.
-Сформировать предложения о путях совершенствования СКД в Пестовском межпоселенческом культурно-досуговом центре.
1. Введение ………………3
2. I. Сущность СКД и характерные основные черты управления учреждением социально-культурной сферы………………………………
3. 1.1 Понятие и функции «СКД».
4. 1.2 Понятие и функции досуга.
5. 1.3 Учреждения и организации социально-культурной сферы в РФ и регионах
6. 1.4 Институты массовой информации.
71.5 Культурно досуговые учреждения.
1.6. Сущность управления центрами СКД
Глава II. Состояние СКД в районном межпоселенческом-культурном досуговом центре г. Пестово
2.1. Характеристика районного межпоселенческого-культурного досугового центра г. Пестово.
2.2 Анализ содержания СКД массовых мероприятий, групповых, кружковых и других видов работы на 2009 г.
2.2.1Основные направления и задачи «Межпоселенческого культурно- досугового центра» на 2009 год.
2.2.2 Развитие художественной самодеятельности и проведение районных праздников и фестивалей.
2.2.3 Предполагаемое развитие в инфраструктуре МКДЦ на 2009 год.
Глава III. Пути совершенствования СКД в районном межпоселенческом культурно-досуговом центре г. Пестово.
3.1 Перспективные программы по совершенствованию деятельности МКДЦ.
Заключение
Список используемой литературы
Каждое направление, каждая форма социально-культурной деятельности строится по своим технологиям, обладает определенными, порой уникальными особенностями. Однако есть факторы, объединяющие всех, кто связан с этой сферой духовной жизни. Это принципы социально-культурной деятельности как наиболее общие положения, которые отражают объективно существующие, внутренне обусловленные, необходимые и устойчивые связи и отношения, складывающиеся в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры, и предопределяющие ее направленность, характер, содержание и формы:
Социально-культурная деятельность – чрезвычайно емкое и сложное понятие. Оно интегрирует труд архитектора, писателя или художника, создающих ценности культуры, работу реставратора, архивариуса или специалиста музейного дела, сохраняющих культурное достояние человечества, созидательное творчество педагога, руководителя самодеятельного объединения или организатора досуга, распространяющих эти ценности и вовлекающих в мир культуры новых и новых людей. Эта деятельность может быть институциональной и неинституциональной, носить профессиональный или любительский характер, осуществляться индивидуально или в рамках коллектива.
КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
КПР (культурно-просветительская работа) также является частью СКД, но, к сожаленью, неэффективно используется в деятельности культурных учреждений (нет лекций, лекториев, народных университетов и других ранее зарекомендовавших себя форм просветительской работы.
1.2 Понятие и функции досуга.
Знание СКД необходимо
для совершенствования и
Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.
Виды досуговой деятельности:
Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.
Досуг как часть свободного времени, обладает двумя функциями:
- развивающей, позволяющей развиваться, самоутверждаться, самореализовываться и проявлять свои личностные качества.
1.3 Учреждения и организации социально-культурной сферы в РФ и регионах
Философия под институтом понимает элемент социальной структуры, исторические формы организации и урегулирования общественной жизни. К социально-культурным институтам относятся многочисленные учреждения и организации, с помощью которых осуществляется накопление и передача культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение культурологических знаний.
Термином «социально-культурный институт» обозначаются:
Семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные организации, системы народного образования, средства массовой информации, специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, библиотеки и т.д.
Социально-культурный институт объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решения конкретных социально-культурных задач.
Сеть культурно-досуговых учреждений
Под сетью понимается объединение (сеть библиотек, сеть клубов…), в основу которого положен территориальный или ведомственный признак.
Территориальный признак учитывает количество учреждений по месту их расположения в масштабе района, города, области, края и т.д.
Ведомственный признак учитывает численность учреждений по их подчиненности, по финансированию:
-государственные
-муниципальные
-общественные
-коммерческие
-частные
-ведомственные
1.4 Институты массовой информации.
Незаменимым помощником в осуществлении социально – культурной деятельности являются институты информации. Средства массовой информации - это канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.
Журналистика как продуктивная деятельность, основанная на субъект-субъектных отношениях. Ее продукт - организация непрерывной массовой информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) - не только объект, но и субъект, самостоятельно решающий, потреблять или не потреблять информационную продукцию.
Роль СМИ в создании
панорамы конкретных событий и проблем,
характерных для современной
социально-культурной сферы. Функции
средств массовой информации как
социально-культурного
- планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства
- взаимное сотрудничество со специалистами в инициировании и проведении различных видов социально-культурной деятельности
- воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта.
Газета. Преимущества: массовость читательской аудитории (газету читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные газеты), возможность оперативных и частых публикаций. Недостатки: короткая жизнь газеты, ограниченность возможностей газетной площади.
Журнал. Преимущества: высокая избирательность, хорошее качество воспроизведения материала, долгая жизнь, престижность многих изданий, включая стремление к поддержанию высокого имиджа, возможность для чтения не спеша Недостатки: большие финансовые затраты на производство, долгий процесс подготовки продукции к выходу из печати.
Радио. Преимущества: высокая мобильность отклика на события, относительная дешевизна для потребления, высокая избирательность для потребителя информации, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: мало станций, действующих на всю страну, короткая жизнь информационного сообщения, сравнительно невысокая престижность у потребителя.
Телевидение. Преимущества: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, короткая жизнь отдельных передач, негарантированность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.
Технический прогресс выступает как источник экономического воздействия на печатные и электронные СМИ. Возможность выбора телепрограмм, особенно кабельных. Расширение телерынка. Участие телестудий и компактных кабельных телецентров в выборе своей аудитории.
Использование Интернет-сети в распространении социально-культурной информации. Преимущества этого источника: ориентированность на определенные уровни пользователей и известность в мировых компьютерных кругах.
1.5 Культурно досуговые учреждения.
Все действующие в России КДУ подразделяются на несколько типов, каждый из которых включает группу однородных учреждений, обладающих характерными признаками.
1. Учреждения искусства - Эрмитаж, Картинная галерея, Третьяковская галерея, Театр кукол и масок Театр оперы и балета Театр драмы, филармония, концертный зал и т.д.
2. Культурно-досуговые
учреждения и предприятия
3. Учреждения культуры
- Дворец культуры и техники,
городской Дом культуры, театрально-зрелищное
предприятие, районный Дом
4. Большое распространение получают в наши дни виртуальные учреждения культуры (Интернет-салоны, Интернет-клубы).
За последние 10 лет произошли огромные изменения в системе КДУ. В наши дни гражданам предоставлен большой выбор, появились КДУ, рассчитанные на определенные слои населения по опыту работы на Западе (клубы бизнесменов, клубы лидер-леди). Отрицательно то, что сократилась сеть сельских КДУ (клубов, ДК, библиотек), т.к. государство не в состоянии содержать эту сеть.
Поскольку учреждения культуры
в настоящее время
Под управлением учреждением социал
Социально-культурная сфера – сложное, неоднозначное понятие. Одни авторы определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества, в этом случае в социально-культурную сферу попадает достаточно узкий перечень предприятий – театры, библиотеки, клубы, музеи.
Деятельность в социально-
Управление в социально-культур
Во-первых, потому что
в его технологическом
Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность управления в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.
В-третьих, еще более
очевидно другое обстоятельство –
нарастание требований к управленческой компетентности
специалистов и работников социально-культурной
сферы. Переход от сугубо административно-