Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы знать, что представляет собой эта наука, правильно использовать ее методы и трезво оценивать возможности необходимо знать историю педагогики, а так же основы философии образования. Без изучения этих разделов педагогики невозможно стать грамотным специалистом в своей области. Но, поскольку объем моей контрольной работы достаточно ограничен, я рассмотрю здесь только одно явление педагогической науки – состояние образования и педагогики за рубежом в современный период.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

 

 Российский государственный  профессионально –

 

 педагогический университет

 

 филиал в г. Кемерово

 

 Контрольная работа  №1 по дисциплине: История педагогики  и философия образования.

 

 Тема: Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период.

 

 Выполнил:

 

 студент группы Кр-213ИД

 

 Бугаец А. А.

 

 Проверил:

 

 Заболотская Е. М.

 

 Кемерово 2006 г.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Обучение всегда являлось  важнейшей частью нашей деятельности. На протяжении всей жизни, на  каждом из ее этапов, человек  чему – нибудь учится. Маленький ребенок учится ходить, говорить. Взрослый человек учится быть профессионалом в своей области. Вот и выходит, что человек является участником постоянного процесса обучения, или по – другому – педагогического процесса. Наука, обучающая тому, как надо правильно вести образовательный процесс стала называться соответственно – Педагогика.

 

 Долгое время считалось,  что главным предметом педагогики  является обучение и воспитание  как подготовка детей и молодых  людей в жизни. Однако по  мере развития некоторая упрощенность  данного определения становилась  все более заметной.

 

 Между тем известно, что обучение и воспитание  не выступает автономной деятельностью,  а является составной частью  системы средств подготовки человека  к жизни и профессиональной  деятельности, развития у него  необходимых общественных свойств  и качеств. Значит, закономерности  обучения и воспитания и их  методические основы обуславливаются  закономерностями развития и  формирования человека как социального  существа, а также требованиями, предъявляемыми к нему со стороны  общества.

 

 В данный момент  педагогика исследует проблемы  изучения сущности и закономерностей  развития и формирования мышления  и личности человека. Предмет  педагогики содержит также определение  целей обучения и воспитания, и содержание учебно – воспитательного процесса в детских учреждениях, и, что не менее важно, средних и высших учебных заведениях, в процессе организации и проведения постдипломного обучения. В предмет педагогики входят также теоретические и методологические основы разработки и практической апробации методов обучения и воспитания.

 

 Как и у любой  науки, у педагогики есть своя  история. Свои периоды зарождения  и развития. Для того чтобы  знать, что представляет собой  эта наука, правильно использовать  ее методы и трезво оценивать  возможности необходимо знать  историю педагогики, а так же  основы философии образования.  Без изучения этих разделов  педагогики невозможно стать  грамотным специалистом в своей  области. Но, поскольку объем моей  контрольной работы достаточно  ограничен, я рассмотрю здесь  только одно явление педагогической  науки – состояние образования  и педагогики за рубежом в  современный период. Поскольку считаю, что подобный анализ поможет  выявить недостатки и предложить  пути совершенствования педагогической  науки. 

 

НАПРАВЛЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

 

 С начала ХХ в. в западном обществе нарастало недовольство существующей системой образования. Традиционная система образования с ее схоластикой, словесным обучением и оторванностью от общества уже не могла удовлетворять возникающие новые потребности. Обучение, направленное только лишь на передачу определенного объема готовых знаний, пассивное их восприятие учащимися и механическое воспроизведение учебного материала стало вызывать негативную оценку и подвергаться критике. Появились психолого – педагогические теории, призванные обновить обучение.

 

 Начался активный поиск  новых форм и методов обучения, направленных на развитие активности, самостоятельности и творчество  личности (сейчас и в дальнейшем  я буду рассматривать все этапы  на примере школьной системы  за рубежом). Позиция экспериментаторов  была такой – «Мы зовем ребенка  к постоянному активному сотрудничеству, к развитию его любознательности».  По их мнению, школа призвана  научить ребенка самостоятельно  открывать факты, а не снабжать  его ими. Эти идеи нашли свое  воплощение вначале в работе  экспериментальных частных школ.

 

 В развитии и обновлении педагогических методик наметились два главных направления: биологизаторское, признающее приоритет врожденного, и социологизаторское, признающего определяющее значение окружающей среды. Впрочем, была и еще одна теория – биосоциальная, которая механически соединяла обе концепции и утверждала фатальную обусловленность развития этими двумя факторами.

 

 В массовой западной  школе достаточно долгое время  преобладало биологизаторское направление  экспериментальной педагогики, которая  доказывало, что часть детей от  природы не способна к успешному  обучению. В связи с этим, в начале ХХ в. широкое распространение получила практика интеллектуального тестирования детей, определения их умственной одаренности (например, широко распространенный в США IQ тест) и распределения их, в зависимости от результатов, в разные типы или классы школ. Существовало мнение, что умственная одаренность является общей и, определяя успех в учении, является врожденной и постоянной в течение всей жизни. С помощью теста определялся умственный возраст ребенка. Однако здесь возникал одна проблема. Дело в том, что содержание тестов на самом деле выявляло уровень общего развития: словарный запас, умственные умения, которые приобретаются в результате жизни в определенных социальных условиях. получалась парадоксальная ситуация. Попадая уже в начальной школе в группу «неспособных», а среди них оказывались обычно выходцы из малообеспеченных слоев населения и национальных меньшинств, дети оказывались в неравном положении со «способными» (хотя социальный статус никогда не влиял на наличие или отсутствие умственных способностей), занимались по упрощенным программам, приобретая преимущественно практические навыки. В дальнейшем у таких детей оказывался низкий уровень самооценки и притязаний, а учителя, не ожидая от детей особых успехов в учении, не стремились к развитию учащихся. По результатам тестовых испытаний дети уже в начальной школе делились на потоки (например А, В, С – в Великобритании), занимались по разным программам, и разрыв знаний между потоками оказывался весьма значительным.

 

 Затем в возрасте 11 - 12 лет все дети независимо от потока, в котором занимались, представали перед единым тестовыми испытаниями, и тогда определялось, на какое среднее образование они могут претендовать: академическое, практическое или общее (этот вид являлся наиболее массовым).

 

 Кроме психологии, большое  влияние на педагогику оказала  философия. В частности такое  ее течение как прагматизм. С  начала ХХ в. идеи прагматизма,  возникшие в США и затем  воспринятые европейской педагогикой,  получили широкое распространение  в теории педагогики и школьной  практике.

 

Прагматизм  (инструментализм, прогрессивизм, экспериментализм) – философское и педагогическое течение. Понятия, теории, идеи рассматриваются прагматистами как «инструменты», помогающие в практической деятельности. Истина изменчива и создается в процессе экспериментирования, опытной проверки гипотез. Одним из основателей этого движения был Д. Дьюи.

 

 Дьюи и его единомышленники разработали принципиально новые методы обучения. Они вели борьбу со схоластикой, книжным обучением в школе, выступали против формального развития учащихся. По их утверждению, большинство людей имеет «узкопрактические импульсы, тенденции, и склонности», лишь небольшая часть общества обладает «интеллектуальными склонностями и способностями». Поэтому новая система образования, предназначенная для массовых школ, должна, опираясь на «практические импульсы», помочь детям «что – нибудь делать», не пытаясь навязать им научные знания. Необходимо выявить силы ребенка, удовлетворить его интересы и упражнять способности – так он будет подготовлен к созиданию своей жизни.

 

 Цели воспитания, по  представлениям прагматистов, вытекают  из данной ситуации, связаны с  удовлетворением спонтанных потребностей  ребенка – физических и психических  и служат приспособлению его  к окружающей среде и самореализации. Ребенок должен стать солнцем,  центром, вокруг которого вращается  весь педагогический процесс,  задача учителя – создать максимальные  возможности для наиболее полного  проявления индивидуальности и  личности ребенка. При этом  умаляются обязанности учащегося,  роль учителя, сообщества, одноклассников.

 

 Особенностью педагогики  Дьюи стала ориентация на интересы и потребности ребенка, его личный опыт, обучение путем выполнения практических дел. Иными словами – «учение посредством делания» (изготовление школьной мебели, учебных пособий, постановка самодеятельного спектакля). Систематические научные программы не нужны, как не нужны постоянные классы и расписание.

 

 Кроме того, на идеях  Дьюи основывалась разработка «метода проектов» его единомышленниками. Данная методика получила широкое распространение в американской школе ХХ в. Ее суть заключалась в том, что учащиеся, выполняя проект, узнают все необходимые сведения из различных дисциплин, так же меняется и структура занятия. Учитель теперь не непререкаемый авторитет, а помощник, консультант. вместо монолога учителя – беседы с учащимися, самостоятельная работа детей над темой, игра, трудовая деятельность, занятия письмом и счетом проводятся только в связи с потребностями, вытекающими из практической деятельности.

 

 Весь учебный курс  должен быть построен вокруг  четырех основных человеческих  инстинктов: социального, конструирования,  художественного выражения и  исследовательского.

 

 Прагматическая теория основывалась на практицизме в отборе учебного материала (темы проектов: «Как стать хорошим покупателем», «Арифметика обыденной жизни»).

 

 Дьюи и его последователи сводили процесс обучения к количественному накоплению и реконструкции ребенком своего индивидуального опыта. Отсюда же выводятся и моральные принципы и нормы поведения. Личный успех, связанный, прежде всего, с богатством и социальным престижем, выступает основным критерием нравственности.

 

 Однако, в середине  ХХ в. Идеи прагматизма подверглись  жесткой критике за отказ от  научного образования, но они  и сегодня подпитывают обучение  в американской школе, во многом  основывающееся на установках  прагматической педагогики. На данный  момент, прагматическая педагогика  призывает изменяться и приспосабливаться  к меняющемуся миру не только  в утилитарно – практическом, но и эмоционально – личностном  отношении, привлекает к организации  в процессе обучения личностно  – ориентированные методики, направленные  на приобретение личностно значимых  знаний.

 

 На сегодняшний день, в ходе развития данных методик,  в зарубежной педагогике вновь  выделилось два направления: социальная  педагогика и феноменологическая  педагогика.

 

Социальная педагогика основывается на традиционной идее о роли воспитания и образования как ретрансляторов культуры прошлого. Обучение и воспитание таким образом выступают как передача молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. В связи с этим подчеркивается актуальность сохранения в обновленном виде систематического академического образования. Подобная программа распространена в тех отраслях педагогики, в которых социум рассматривается как ведущее условие развития и воспитания личности. Сторонники социального воспитания ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в общественные структуры. Они полагают, что биологический и социальный факторы воспитания действуют в непосредственной взаимосвязи друг с другом, причем среда корректирует наследственность. Социопедагогика видит в школе основное социальное условие воспитания. Она представляется специфической моделью общественной среды. При этом едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.

 

Феноменологическая педагогика. У представителей данного направления  несколько иной взгляд на образование. Приоритетным для них является индивидуально  ориентированное, гуманистически направленное воспитание и образование. Красной  нитью в их рассуждениях проходит мысль о персональном обучении. Разделяя такой подход, представители, например, нового воспитания и гуманистической  психологии школы рассматривают  как веление дня поворот в  воспитании к личности ребенка.

 

 Особенную популярность  идеи нового воспитания приобрели  во Франции. В понимании сторонников  данного движения личность –  это, прежде всего, биологическое  существо с природной рефлексией, которая позволяет приспосабливаться  к среде. С одной стороны,  признается важность взаимодействия  личности со средой, а с другой  – провозглашается независимость  индивида от социального окружения.  Они подвергают сомнению правомерность  жестоких наказаний и призывают  формировать личность при бережном  и уважительном к ней отношении.

 

ТИПЫ ШКОЛ

 

 К середине ХХ в. во всех западных странах имелась обязательная средняя государственная школа. Несмотря на то, что типы школ различны и своеобразны в каждой стране, между ними есть и общие черты построения системы образования. Она включает в себя похожие звенья такие как: дошкольное воспитание, начальную, среднюю, специально – профессиональную школу и вузы.

 

 К дошкольным государственным учреждениям относятся: материнские школы (как во Франции и Чехии), детские сады (ФРГ, Франция, Япония), школы - ясли – 2 – 7 лет (Великобритания), дошкольные классы при начальной школе (США, Великобритания). Их задачей является физическое, эстетическое воспитание ребенка и подготовка его к школе: развитие устной речи, обучение грамоте, счету.

 

Начальная школа. Эта ступень  являлась образовательной и охватывала детей в возрасте с 5 – 6 до 16 лет; в разных странах сроки обучения различны. Так например, в Великобритании с 5 до 11 лет, во Франции с 6 до 14 - 15 лет.

 

 Начальная (или как  ее еще иногда называют «элементарная», «народная») обычно имеет две  ступени – младшую и старшую.  Первая ступень – четырех-, шестилетняя начальная школа, ее посещали все дети и учились в ней по единой программе (ФРГ, Франция), или по различным (как, например, в США и Великобритании). Уже в рамках начальной школы, опять таки, действовал отбор «по способностям» в соответствии с которой строилась программа обучения.

 

 Методов преподавания  в начальной школе было два:  традиционный и комплексный метод,  а так же метод проектов (эти  методы использовались гораздо  чаще, чем традиционный). Задачей  комплексного метода и метода  проектов являлась активизация  работы учащихся. Школьники овладевали  навыками чтения, письма, счета, художественного  труда; получали знания по географии  и истории своей страны, природоведению, гигиене, занимались музыкой и  физкультурой. Кроме этого в число  обязательных дисциплин часто  включается изучение религии  (хотя не всегда и не везде,  так, например, в Англии и Германии  богословие включено в стандартные  программы общего образования,  а в США, Франции и Японии  нет).

Информация о работе Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период