Законодательством ряда
стран (Великобритания, Россия, США,
ФРГ и др.) предоставляют юридическо-финансовое
обеспечение школам и классам
для коррекционно – развивающей работы
с такими детьми. В штаты школ вводятся
психологи, социальные работники, учителя-терапевты,
специалисты лечебной физкультуры.
Ранняя диагностика
затруднений «детей риска» и
разработка индивидуальных коррекционных
программ - необходимая составляющая
работы с такими детьми. Данный
факт отнюдь не означает, что
эти дети являются ущербными,
просто к ним нужен более
индивидуальный подход, нежели к
обычным детям. Они занимаются
в обычных классах (Великобритания,
США) рукоделием, музыкой, изучением
дисциплин по обществоведению
и обществознанию, а по родному
языку и математике – с учителем-терапевтом;
или в коррекционных классах
со щадящим режимом, небольшой
наполняемостью классов, а также
в альтернативных школах с
полудомашней обстановкой (Россия, Япония).
Главными установками учителей становятся:
опора на сильные стороны ученика, четкость
в постановке перед ним цели работы, постоянное
позитивное подкрепление усилий ученика,
четкость в постановке перед ним цели
работы, создание доброжелательной, оптимистической
обстановки учения.
3. Преодоление «скрытой
неуспеваемости», которая возникает
у одаренных учеников ввиду
несоответствия учебных результатов
учащегося и его возможностей.
Одаренность включает в себя
такие личностные характеристики,
как целеустремленность, устойчивость
интереса, веру в собственные
силы. Преодолению «скрытой неуспеваемости»
служит создание особых условий
для развития одаренности: классов
для детей с высоким уровнем
и скоростью обучения («классов
гордости»), специальных школ, введение
предметов по выбору, организация
конкурсов творческих работ, Академии
юниоров и др. Все это стимулирует
интерес способных детей к
учению, укрепляет их уверенность
в себе.
Оставаясь основной
формой обучения в школах большинства
стран мира, урок также претерпевает
изменения. Необходимость внесения
новых форм работы на уроке
возникает тогда, когда осознается
задача развития познавательной
и творческой активности учащихся.
Все чаще в практике обучения
ученики работают индивидуально
или в группе вместо традиционных
занятий учителя одновременно
с целым классом; в связи
с этим во многих школах
изменился интерьер класса: учащиеся
располагаются группками за столами
для совместной работы, мебель
в классе, кабинете расставляется
свободно.
С 80-х гг. в школах
(Великобритания, США) активно входит
«кооперативное» обучение учащихся
в малых группах, которое способствует
повышению успешности обучения.
Учащиеся при этом не конкурируют
между собой, а наоборот поддерживают
друг друга, таким образом,
даже слабый ученик начинает
чувствовать себя уверенно и
испытывает удовлетворение от
учебы. В групповых и индивидуальных
формах обучения имеются большие
возможности для развития навыков
самообразования.
Одаренные и слабоуспевающие
дети могут заниматься по индивидуальным
программам.
Самым распространенным
методом обучения по – прежнему
остается слово учителя и учебник. Но и
здесь происходит своя модернизация. Монолог
преподавателя вытесняется постепенно
диалогом, дискуссией, беседой, постановкой
проблемных вопросов, используемыми учителями
на разных стадиях обучения (Великобритания,
Канада, США и др.) даже в начальной школе.
Одним из методов
обучения является самостоятельная
работа учащихся; традиционный ее
вид – домашняя работа, которую
учащиеся выполняют во всех
странах или дома или в библиотеке
без участия учителя. Также
активно входит в практику
в сочетании с другими известный
метод проектов (о котором я
уже упоминала ранее) – выполнение
учеником определенного задания
с использованием самостоятельно
подобранной литературы, материалов,
музеев, архивов и т.п. учащийся
приобретает, таким образом, навыки
сбора и обработки информации.
С 70 – 80-х гг. в
школах в учебных целях используют
игровые методы: игры-упражнения, драматизация,
ролевые, сюжетные игры; они организуются
при изучении и гуманитарных,
и естественных дисциплин. Игра
вызывает у учащегося эмоциональное
отношение, стимулирует их воображение,
творчество, активизирует имеющиеся
знания, развивает познавательный
интерес. В частности для школ
создано большое количество игр,
которые используются на занятиях.
С помощью рисунков, схем, портретов,
текстов учащиеся проигрывают
исторические события, решают
острые социальные проблемы.
Позиция преподавателя
при проведении игры: он излагает
правила игры, стремится добиваться
активного включения в игру
каждого ученика, организует обсуждение
полученных результатов. Наиболее
полезным считается включение
учащихся в совместное обсуждение
сценариев и правил игры.
Таким образом, получается,
что игры приучают учащихся
решать трудные проблемы, создают
возможность переноса знаний
в реальную жизненную ситуацию,
а также оживляют обучение, вовлекая
всех учеников в активную деятельность.
Кроме того, облик современной
школы преображают новейшие технологические
средства. В развитых странах
мира высока насыщенность учебных
заведений микроэлектронной техникой;
к концу ХХ в. почти 100% школ имеют
компьютеры, они используются уже в детских
садах, большинство учащихся работают
с компьютерами дома. Вместе с видеодисками
и другими средствами мультимедиа компьютеры
выступают как средства развития мыслительной
активности учащихся; специальные компьютерные
программы для школьников, например, помогают
развить навыки счета, чтения, а также
дают информацию по различным дисциплинам,
включают обучающихся в ролевые игры.
Происходит индивидуализация обучения.
В учебных учреждениях
используются и такие средства
микроэлектроники, как взаимодействующие
диски, которые объединяют компьютер,
видео- и аудиомеханизмы с рассказом, лекцией,
что позволяет ученикам самостоятельно
изучить определенный курс. Созданы и
другие системы.
Будущее учебных заведений
связано с применением новейших
технических средств, что возможно,
изменит и дидактическую систему.
Но при этом, бесспорно, никакая,
даже самая совершенная техника
не может заменить преподавателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подходит к концу
контрольная работа и пора
подвести итоги. Анализируя все
сказанное ранее можно сделать
вывод, что в каждой стране
имеется своя определенная система
образования, которая обладает
набором определенных специфических
качеств. Но все эти системы
имеют и схожие черты.
Долгое время в зарубежной
педагогике господствовало мнение,
что умственный потенциал человека
определен изначально природой
и остается неизменным в течение
всей жизни. Учащихся практически
сразу делили на потоки по
этому принципу. Существенный недостаток
этой системы заключался в
том, что она усиливала социальное
неравенство. Для определения
умственных способностей использовался
метод интеллектуального тестирования,
но он выявлял только уровень
общего развития (то есть те
навыки, которые приобретаются в
течение жизни). Поскольку на уровень
общего развития большое влияние
оказывает социальная среда, то
учащиеся из богатых семей
оказывались в значительно более
выгодном положении. Затем данный
метод определения интеллектуального
потенциала сменил социологизаторский
метод, признававший основным влияние
социальной среды.
Большую популярность
приобрело механическое заучивание
текстов, гипертрофированная работа
с учебниками. Учитель выступал
как непререкаемый авторитет
и единственный носитель знаний.
Вскоре на смену
существующему методу пришел
другой, предложенный Д. Дьюи. Согласно
нему обучение происходило в ходе выполнения
практической задачи. Во время того, как
ребенок выполнял задание, он получал
все необходимые ему знания. Преподаватель
в данном случае только подсказывал возможные
пути, но ни в коем случае не указывал.
На сегодняшний день
в практике обучения уживаются
как классический метод, так
и новаторский, направленный на
творческое развитие личности.
Основной упор в
обучении в зарубежных странах
делается на нравственное развитие
человека. Воспитание терпимости
к представителям других национальностей
и культур. Религия в одних
странах включается в обязательную
программу, а в других является
добровольным выбором самих учащихся.
Также велика роль
технических средств в процессе
обучения. почти все учебные заведения
оснащены компьютерами и средствами мультимедиа.
В целом, в педагогике
зарубежных стран есть свои
плюсы и свои минусы, как и
везде. Плюс в том, что сейчас
образование (в том числе и
высшее) стало более доступным,
и получить его может большее
число людей, чем раньше. Минус
же в том, что из – за большой наполняемости
классов и очень широкого применения техники
многие учащиеся становятся функционально
неграмотными. Формально они получили
образование, но на практике применить
его не могут.
Для борьбы с этим
явлением и применяется инновационный
метод обучения, о котором я
уже говорила (когда, учащийся
получает все необходимые знания
в процессе выполнения практического
задания).
Вот, в целом, все,
что я хотела рассказать о
состоянии педагогики за рубежом
в современный период. Есть свои
недостатки и свои достоинства.
И знать о них необходимо
в любом случае, если мы хотим
стать профессионалами в своей
профессии.