Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы знать, что представляет собой эта наука, правильно использовать ее методы и трезво оценивать возможности необходимо знать историю педагогики, а так же основы философии образования. Без изучения этих разделов педагогики невозможно стать грамотным специалистом в своей области. Но, поскольку объем моей контрольной работы достаточно ограничен, я рассмотрю здесь только одно явление педагогической науки – состояние образования и педагогики за рубежом в современный период.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

 

 Законодательством ряда  стран (Великобритания, Россия, США,  ФРГ и др.) предоставляют юридическо-финансовое  обеспечение школам и классам  для коррекционно – развивающей работы с такими детьми. В штаты школ вводятся психологи, социальные работники, учителя-терапевты, специалисты лечебной физкультуры.

 

 Ранняя диагностика  затруднений «детей риска» и  разработка индивидуальных коррекционных  программ - необходимая составляющая  работы с такими детьми. Данный  факт отнюдь не означает, что  эти дети являются ущербными,  просто к ним нужен более  индивидуальный подход, нежели к  обычным детям. Они занимаются  в обычных классах (Великобритания, США) рукоделием, музыкой, изучением  дисциплин по обществоведению  и обществознанию, а по родному  языку и математике – с учителем-терапевтом; или в коррекционных классах  со щадящим режимом, небольшой  наполняемостью классов, а также  в альтернативных школах с  полудомашней обстановкой (Россия, Япония). Главными установками учителей становятся: опора на сильные стороны ученика, четкость в постановке перед ним цели работы, постоянное позитивное подкрепление усилий ученика, четкость в постановке перед ним цели работы, создание доброжелательной, оптимистической обстановки учения.

 

3. Преодоление «скрытой  неуспеваемости», которая возникает  у одаренных учеников ввиду  несоответствия учебных результатов  учащегося и его возможностей. Одаренность включает в себя  такие личностные характеристики, как целеустремленность, устойчивость  интереса, веру в собственные  силы. Преодолению «скрытой неуспеваемости»  служит создание особых условий  для развития одаренности: классов  для детей с высоким уровнем  и скоростью обучения («классов  гордости»), специальных школ, введение  предметов по выбору, организация  конкурсов творческих работ, Академии  юниоров и др. Все это стимулирует  интерес способных детей к  учению, укрепляет их уверенность  в себе.

 

 Оставаясь основной  формой обучения в школах большинства  стран мира, урок также претерпевает  изменения. Необходимость внесения  новых форм работы на уроке  возникает тогда, когда осознается  задача развития познавательной  и творческой активности учащихся. Все чаще в практике обучения  ученики работают индивидуально  или в группе вместо традиционных  занятий учителя одновременно  с целым классом; в связи  с этим во многих школах  изменился интерьер класса: учащиеся  располагаются группками за столами  для совместной работы, мебель  в классе, кабинете расставляется  свободно.

 

 С 80-х гг. в школах (Великобритания, США) активно входит  «кооперативное» обучение учащихся  в малых группах, которое способствует  повышению успешности обучения. Учащиеся при этом не конкурируют  между собой, а наоборот поддерживают  друг друга, таким образом,  даже слабый ученик начинает  чувствовать себя уверенно и  испытывает удовлетворение от  учебы. В групповых и индивидуальных  формах обучения имеются большие  возможности для развития навыков  самообразования.

 

 Одаренные и слабоуспевающие  дети могут заниматься по индивидуальным  программам.

 

 Самым распространенным  методом обучения по – прежнему остается слово учителя и учебник. Но и здесь происходит своя модернизация. Монолог преподавателя вытесняется постепенно диалогом, дискуссией, беседой, постановкой проблемных вопросов, используемыми учителями на разных стадиях обучения (Великобритания, Канада, США и др.) даже в начальной школе.

 

 Одним из методов  обучения является самостоятельная  работа учащихся; традиционный ее  вид – домашняя работа, которую  учащиеся выполняют во всех  странах или дома или в библиотеке  без участия учителя. Также  активно входит в практику  в сочетании с другими известный  метод проектов (о котором я  уже упоминала ранее) – выполнение  учеником определенного задания  с использованием самостоятельно  подобранной литературы, материалов, музеев, архивов и т.п. учащийся  приобретает, таким образом, навыки  сбора и обработки информации.

 

 С 70 – 80-х гг. в  школах в учебных целях используют  игровые методы: игры-упражнения, драматизация, ролевые, сюжетные игры; они организуются  при изучении и гуманитарных, и естественных дисциплин. Игра  вызывает у учащегося эмоциональное  отношение, стимулирует их воображение,  творчество, активизирует имеющиеся  знания, развивает познавательный  интерес. В частности для школ  создано большое количество игр,  которые используются на занятиях. С помощью рисунков, схем, портретов,  текстов учащиеся проигрывают  исторические события, решают  острые социальные проблемы.

 

 Позиция преподавателя  при проведении игры: он излагает  правила игры, стремится добиваться  активного включения в игру  каждого ученика, организует обсуждение  полученных результатов. Наиболее  полезным считается включение  учащихся в совместное обсуждение  сценариев и правил игры.

 

 Таким образом, получается, что игры приучают учащихся  решать трудные проблемы, создают  возможность переноса знаний  в реальную жизненную ситуацию, а также оживляют обучение, вовлекая  всех учеников в активную деятельность.

 

 Кроме того, облик современной  школы преображают новейшие технологические  средства. В развитых странах  мира высока насыщенность учебных  заведений микроэлектронной техникой; к концу ХХ в. почти 100% школ имеют компьютеры, они используются уже в детских садах, большинство учащихся работают с компьютерами дома. Вместе с видеодисками и другими средствами мультимедиа компьютеры выступают как средства развития мыслительной активности учащихся; специальные компьютерные программы для школьников, например, помогают развить навыки счета, чтения, а также дают информацию по различным дисциплинам, включают обучающихся в ролевые игры. Происходит индивидуализация обучения.

 

 В учебных учреждениях  используются и такие средства  микроэлектроники, как взаимодействующие  диски, которые объединяют компьютер,  видео- и аудиомеханизмы с рассказом, лекцией, что позволяет ученикам самостоятельно изучить определенный курс. Созданы и другие системы.

 

 Будущее учебных заведений  связано с применением новейших  технических средств, что возможно, изменит и дидактическую систему.  Но при этом, бесспорно, никакая,  даже самая совершенная техника  не может заменить преподавателя.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 Подходит к концу  контрольная работа и пора  подвести итоги. Анализируя все  сказанное ранее можно сделать  вывод, что в каждой стране  имеется своя определенная система  образования, которая обладает  набором определенных специфических  качеств. Но все эти системы  имеют и схожие черты.

 

 Долгое время в зарубежной  педагогике господствовало мнение, что умственный потенциал человека  определен изначально природой  и остается неизменным в течение  всей жизни. Учащихся практически  сразу делили на потоки по  этому принципу. Существенный недостаток  этой системы заключался в  том, что она усиливала социальное  неравенство. Для определения  умственных способностей использовался  метод интеллектуального тестирования, но он выявлял только уровень  общего развития (то есть те  навыки, которые приобретаются в  течение жизни). Поскольку на уровень  общего развития большое влияние  оказывает социальная среда, то  учащиеся из богатых семей  оказывались в значительно более  выгодном положении. Затем данный  метод определения интеллектуального  потенциала сменил социологизаторский метод, признававший основным влияние социальной среды.

 

 Большую популярность  приобрело механическое заучивание  текстов, гипертрофированная работа  с учебниками. Учитель выступал  как непререкаемый авторитет  и единственный носитель знаний.

 

 Вскоре на смену  существующему методу пришел  другой, предложенный Д. Дьюи. Согласно нему обучение происходило в ходе выполнения практической задачи. Во время того, как ребенок выполнял задание, он получал все необходимые ему знания. Преподаватель в данном случае только подсказывал возможные пути, но ни в коем случае не указывал.

 

 На сегодняшний день  в практике обучения уживаются  как классический метод, так  и новаторский, направленный на  творческое развитие личности.

 

 Основной упор в  обучении в зарубежных странах  делается на нравственное развитие  человека. Воспитание терпимости  к представителям других национальностей  и культур. Религия в одних  странах включается в обязательную  программу, а в других является  добровольным выбором самих учащихся.

 

 Также велика роль  технических средств в процессе  обучения. почти все учебные заведения оснащены компьютерами и средствами мультимедиа.

 

 В целом, в педагогике  зарубежных стран есть свои  плюсы и свои минусы, как и  везде. Плюс в том, что сейчас  образование (в том числе и  высшее) стало более доступным,  и получить его может большее  число людей, чем раньше. Минус же в том, что из – за большой наполняемости классов и очень широкого применения техники многие учащиеся становятся функционально неграмотными. Формально они получили образование, но на практике применить его не могут.

 

 Для борьбы с этим  явлением и применяется инновационный  метод обучения, о котором я  уже говорила (когда, учащийся  получает все необходимые знания  в процессе выполнения практического  задания).

 

 Вот, в целом, все,  что я хотела рассказать о  состоянии педагогики за рубежом  в современный период. Есть свои  недостатки и свои достоинства.  И знать о них необходимо  в любом случае, если мы хотим  стать профессионалами в своей  профессии.


Информация о работе Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период