Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:46, контрольная работа

Описание работы

Для того чтобы знать, что представляет собой эта наука, правильно использовать ее методы и трезво оценивать возможности необходимо знать историю педагогики, а так же основы философии образования. Без изучения этих разделов педагогики невозможно стать грамотным специалистом в своей области. Но, поскольку объем моей контрольной работы достаточно ограничен, я рассмотрю здесь только одно явление педагогической науки – состояние образования и педагогики за рубежом в современный период.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство по образованию.docx

— 39.30 Кб (Скачать файл)

 

 В возрасте 10 -11 лет  учащиеся большинства стран проходили  через тестовые испытания и  определялись в гимназии (ФРГ)  или в дополнительные классы (Франция), где изучали в основном гуманитарные  дисциплины. Имелась и неразделяемая  начальная средняя школа - шестилетняя  (Япония), восьмилетняя (США). После окончания  начальной школы подростки определялись  в один из типов средней  школы.

 

Средняя школа – срок обучения в ней от 4 – 5 до 9 лет. Причем в  одной стране она могла быть представлена разными их типами: грамматическими (Великобритания), гимназиями (ФРГ), лицеями  и колледжами (Франция). Объединяет их то, что сюда могли поступать  лишь те, кто по результатам тестовых испытаний имел высокий уровень  так называемой умственной одаренности  – 20 – 25% окончивших начальные школы. Только их окончание давало возможность  поступить в университет. Возраст  обучающихся в них – с 10 – 11 до 15 – 19 лет.

 

 Помимо этого к числу  средних школ относились также  «современные» (Великобритания) –  наиболее массовый тип школы,  неполные средние (ФРГ), старшие  классы начальной школы (Франция)  и др., в которых значительно  ниже уровень подготовки.

 

 В США, где существовали  объединенные всеохватывающие школы,  также имелись потоки, профили;  академический (примерно 1/3 учащихся) и практический. В отличие от  других стран здесь школа едина,  но внутри нее также существовала  дифференциация школьников, которая  затем влияла на их дальнейшее  образование.

 

 Гимназии, лицеи, колледжи  могли быть классическими и  реальными, разница заключалась  только в количестве часов,  отводившихся на классические  и реальные дисциплины. В число  обязательных предметов включалось  изучение древних языков –  латыни, греческого, математики, родного  языка.

 

 В течение всего  обучения в средней школе первого  типа происходил отбор и отсев  учащихся, так что окончить ее  могли только 25 – 30% учащихся; лишь  эти выпускник могли затем  поступать в вузы.

 

 Начальная ступень  средней школы считалась обязательной  и предназначалась для тех,  кому предстояло заниматься неквалифицированным  трудом (другими словами «работать  руками»), она была тупиковой,  а именно не давала права  поступления в вуз (например, «современные»  школы в Великобритании, неполные  средние в ФРГ).

 

 Общеобразовательная школа дополнялась сетью профессиональных, в которых различен срок обучения и набор дисциплин.

 

 Высшее образование:  университеты, институты, академии, «большие школы». Все они разнотипны  по профилю, организации, условиям  приема, уровню полготовки.

 

 В середине ХХ в. теория умственной одаренности и деления учащихся на основе тестовых испытаний подверглась критике, благодаря чему в системе западного образования произошли значительные изменения. Так в Великобритании стали создаваться объединенные школы с тремя отделениями: гуманитарным, техническим и естественно - математическим, где результаты тестирования не сказывались так жестко и бесповоротно на судьбе ученика. Во Франции были сближены классическое и современное образование.

 

НРАВСТВЕННОСТЬ В ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ЗА

 

РУБЕЖОМ

 

 На западе есть свой  определенный взгляд на обучение  и воспитание нравственности  в учащихся. Так, например, за рубежом  сильны стремления осуществлять  воспитание вне политико – идеологических установок. Однако здесь есть небольшое несоответствие, опыт показывает, что подобное воспитание является скорее декларацией, чем действительностью. Мировая школа уделяет весьма большое внимание воспитанию политической культуры (таким предметам как гражданское воспитание). Для этого в программу включают учебные ролевые игры, также значительное место в учебном процессе отводится общественно - политическим дисциплинам. Во Франции, Германии, Японии в 1980 – 1990-х гг. в программе средней школы появился курс граждановедения.

 

 Духовное и нравственное  формирование личности считается  основой воспитания в современной  западной школе. Но этот процесс  достаточно противоречив. С одной  стороны, сохраняются традиции  авторитарного образования, с  другой – все большее распространение  получают тенденции, связанные  с развитием самостоятельности,  эвристического  мышления, коммуникативности, гуманной и культурной сторон личности.

 

 Таким образом, получается, что роль наставника выглядит  весьма неоднозначно. Наставник  считается центральной фигурой  педагогического процесса. По –  прежнему сильна традиция, согласно  которой педагог обладает неким  правом вето, а все его суждения  должны быть для ребенка непререкаемыми. На данный момент послушанию, основанному на безусловном авторитете  педагога, противопоставляются иные  характеристики: любовь к детям,  инициативность открытость, умение  сотрудничать с коллегами, учениками  и их родителями.

 

 Вразрез педагогическому  авторитаризму развиваются тенденции  гуманного, свободного воспитания. Усиливаются внимание к условиям  жизни школьника. Возрастает стремление  обеспечить комфортную психологическую  атмосферу, когда упор делается  не на афишировании недостатков  и проступков, а на поощрение  успехов детей, их познавательной  и творческой активности, склонностей  и интересов. Все большую популярность  приобретает воспитание, которое  основано на сотрудничестве ученика  и учителя. Ребенок становится  полноправным участником педагогического  процесса, вследствие чего возникают  доверительные и непринужденные  отношения между детьми и взрослыми.  Реализуются коллективные формы  воспитания, осуществляется совместная  деятельность учеников, учителей  и родителей. Рождается обстановка  радости и творчества.

 

 В зарубежной школе  уже накоплен достаточно большой  опыт гуманного воспитания, при  котором формируется соответствующее  поведение – от привычки уступать  в транспорте место старшим  до готовности откликаться на  чужую беду. На западе получила  распространение так называемая  поведенческая методика воспитания. Она предусматривает свободную  игровую обстановку, партнерство  воспитанников и наставников.

 

 Также традиционной  областью образования является  воспитание: в процессе обучения. В учебные программы современной  школы за рубежом непременно  включается решение задач нравственного,  интеллектуального, физического  и трудового воспитания учащихся. Особое место при этом занимают  предметы гуманитарного цикла  (литература, история, обществоведение,  иностранные языки и пр.). Все  эти предметы рассматриваются  как источники духовности, патриотизма,  гуманности, гражданственности.

 

 В школах многих  стан проводятся специальные  занятия по нравственному воспитанию. Свое место в нравственном  воспитании продолжает занимать  религия. Запреты на конфессиональное  обучение не означают отказа  от общечеловеческих идеалов,  заложенных в мировых религиях.

 

 В соответствии с  потребностями сегодняшнего дня  в учебных программах мировой  школы появляются новые дисциплины, основу которых составляют антинаркотическая,  антиалкогольная, природоохранительная  тематика, а также сексообразовательный материал. Новые материалы включаются и в традиционные предметы школьного образования.

 

 После ослабления мирового  политико – идеологического противостояния на первый план в зарубежном образовании вышли проблемы, связанные с усилением проявлений национализма, этноцентризма и расизма в отдельных регионах и странах. Вновь приобрело актуальность интернациональное воспитание, в основе которого лежит потребность изучения и освоения культуры других народов. Возросли масштабы воспитания в духе мира. Осуществляются проекты, направленные на эффективное интернациональное воспитание. Одним из подобных проектов являются учебные заведения международного бакалавриата, целью которых является воспитание в духе взаимопонимания.

 

 Также на сегодняшний  день приобрел актуальность учет  культурных и воспитательных  интересов национальных меньшинств - политкультурное воспитание. Подобное воспитание делает акцент на взаимосвязи культур, одна из которых доминирует. Политкультурное воспитание и интернациональное воспитание имеют сходство и отличия. Как и интернациональное, поиткультурное воспитание предусматривает межнациональное и межэтническое взаимодействие, формирует чувство солидарности и взаимопонимания, противостоит дискриминации, национализму и расизму. Вместе с тем, в отличие от интернационального воспитания, оно сфокусировано на освоении культурно-образовательных ценностей, взаимодействии различных культур. В политкультурном воспитании учет этнических и национальных особенностей более важен

 

 Политкультурное воспитание призвано обеспечить толерантное сосуществование больших и малых этносов. Оно должно снимать противоречия между системами и нормами воспитания доминирующих наций с одной стороны, и этнических меньшинств с другой. Также политкультурное воспитание способствует адаптации друг к другу этнических групп при отказе от культурно-образовательной монополии. Во всех ведущих странах мира политкультурное воспитание имеет свои особенности. Так, например, в США, будучи связанным с процессом создания единого гражданского общества в условиях многообразия этнического состава населения, оно служит формированию американской нации и одновременно обеспечивает интересы малых этнических групп, прежде всего афроамериканцев. Однако в Западной Европе несколько иной взгляд на это. Там политкультурное воспитание на уровне государственной политики нередко рассматривается как проявление сепаратизма и угроза целостности государства. Но объективно оно стоит на повестке дня.

 

ОБНОВЛЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И  ВОСПИТАНИЯ

 

 

 Как и везде, организация  учебно-воспитательного процесса  за рубежом имеет свои преимущества  и недостатки. К числу таких  недостатков относится то, что  учащиеся нередко оказываются  несостоятельными, когда от них  требуется самостоятельность, инициатива  и творчество. Глубокие корни  пустили малопродуктивные методы  обучения: заучивание, повторение, гипертрофированная  работа с учебниками. Заметной  частью методики обучения стало  подражание. Учебно-воспитательный  процесс по преимуществу ориентирован  на модель «учитель как центр  обучения», на «среднего ученика», будучи далеким от запросов, способностей  и стремлений учащихся.

 

 В числе нововведений, коснувшихся массового образования,  оказались, например, введение в  школы большинства ведущих стран  мира пятидневной учебной недели, совершенствование кассно-урочной системы.

 

 В большинстве развитых  стран обучение начинается с  6-летнего возраста. Учебно-воспитательные  заведения охватывают значительную  часть детей (а в ряде стран  – всех детей) в возрасте  от 3 до 18 – 19 лет и дают общее  образование.

 

 Преобладающей формой  организации учебного процесса  являлась в ХХ в. классно-урочная с постоянным составом учащихся и определенными часами и днями занятий.

 

 На сегодняшний день  в практике учебных заведений  встречаются два типа обучения  – поддерживающее (традиционное) и  инновационное (исследовательское).

 

 Поддерживающее традиционное  обучение (усвоение заданных образцов, воспроизводство культуры, социального  опыта) – это репродуктивное  обучение. Учитель здесь играет  лидирующую роль, являясь организатором  работы.

 

 Инновационное обучение  преследует роль развития у  учащихся способности осваивать  новый опыт, развития творческого  и критического мышления. Обучение  выступает как организация учебно-поисковой  исследовательской деятельности, учебно-игровой,  моделирующей деятельности, предполагает  обмен мнениями, творческие дискуссии  учащихся. Учитель в данном случае  исполняет роль своеобразного  режиссера. Учебно-воспитательные  учреждения, применяющие в своей  работе инновационный метод, часто  именуют альтернативными школами  (особенно в США).

 

 Типичным образцом  подобных экспериментальных учебно-воспитательных  учреждений оказались открытые  школы. Первые открытые школы  появились в Англии в 1970-х  гг. затем они возникли во всех  крупнейших странах за рубежом.  Открытые школы получили распространение  в сфере начального и отчасти  среднего образования. Воспитание  в открытой школе предусматривает  тесную взаимосвязь с окружающим  миром, учет разнообразных социальных  факторов, влияющих на формирование  автономной личности, склонной к  самообразованию. 

 

 Сегодня идет повсеместный  процесс обновления учебного  процесса, в результате которого  изменяется позиция учителя в  классе и происходит отбор  форм и методов обучения, которые  соответствуют новым задачам.

 

 Как уже было сказано ранее, в школах западных стран достаточно долгое время господствовало деление учащихся на «способных» и «неспособных», что негативно влияло на самооценку ученика, на его отношение к учению, но гуманистические тенденции, развивающиеся в педагогике, выявленные значительные резервы развития учеников, объективная потребность в обучении всех учащихся на высоком уровне меняет ситуацию в образовании.

 

 Сейчас вместо констатации  неспособности ученика, акцент  делается на обеспечение успеха  в обучении. Важным направлением  обновления учебного процесса  является ориентация на предупреждение  отставания, разнообразная помощь  тем, кто испытывает затруднения.  В этой системе работы выделяются  следующие составляющие:

 

1. Развитие учреждений  дошкольного воспитания, в которых  осуществляются программы физического,  умственного, нравственного, эстетического  воспитания и которые обеспечивают  основу успешной учебы в дальнейшем.

 

2. Диагностика «детей  риска» и компенсация их затруднений  в учении (таких учащихся в  школах около 20%). Их характеризует  ослабленное здоровье, сниженная  работоспособность, отставание от  сверстников в психическом развитии. У этих детей нет очевидных  аномалий, это нормальные дети, но  они растут в неблагоприятных  семейных и социальных условиях (либо страдают определенными  заболеваниями, такими, например, как  диабет), поэтому им трудно адаптироваться  к условиям школы.

Информация о работе Состояние образования и педагогики за рубежом в современный период