Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа
Целью исследования является – изучить и проанализировать работу социального педагога по формированию здорового образа жизни среди учащихся.
Объект исследования – формирование ЗОЖ у учащихся.
Предмет исследования – особенности работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей.
Нам предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть основные методы и формы работы социального педагога по формированию основ здорового образа жизни школьников.
Введение...................................................................................................................2
Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни у школьников
1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическая проблема................4
1.2 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей..........................................................................................................................7
1.3 Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей.................................................................................................11
Глава 2. Состояние работы по формированию ЗОЖ школьников в общеобразовательной школе
2.1 Анализ деятельности социального педагога по проблеме формирования ЗОЖ у школьников………………………………………………………………14
Проект по профилактике здорового образа жизни в школе № 2 г. Шадринска……………………………………………………………………17
Заключение.............................................................................................................22
Список литературы................................................................................................23
фактора. Итак, «здоровье – это состояние полного, физического, душевного и
социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно
меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу
сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов» (4., с.3)
В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние
организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с
внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же
время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями
окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.
(5., с.6)
Академик Н.М.Амосов полагает, что «здоровье организма определяется
количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью
органов при сохранении качественных пределов их функций» (5., с.7).
В.П.Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние)
сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций
оптимальной трудоспособности,
продолжительности жизни» (Тат., с.25).
Прав академик Ю.П.Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться
лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно –
состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе
жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего
трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное,
физическое и социальное благополучие»(Ч., с.20)
И.И.Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет
здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту
устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных
параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной
информации.
Таким образом,
из приведенных определений
отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и
представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; само
состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних
(природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст)
факторов.
В настоящее время принято выделить несколько компонентов (видов)
здоровья:
1. Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма
человека, - основу которого составляет биологическая программа
индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями,
доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти
потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития
человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
2. Физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем
организма, - основу которого составляют морфофизиологические и
функциональные
резервы, обеспечивающие
3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, - основу которого
составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее
адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как
биологическими, так и социальными потребностями, в также
возможностями их удовлетворения.
4. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и
потребностно - информативной сферы жизнедеятельности, - основу
которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения
индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность
человека, так
как оно связано с
любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
- специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию
повреждающих факторов;
- показатели роста и развития;
- функциональное
состояние и резервные
- наличие и уровень
какого-либо заболевания или
- уровень морально-волевых
и ценностно-мотивационных
Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100
%,то состояние здоровья лишь на 10 % зависит от деятельности системы
здравоохранения, на 20 % - от наследственных факторов, на 20 % - от
состояния окружающей среды. А остальные 50 % зависят от самого человека, от
того образа жизни, который он ведет.
Образ жизни – тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями
общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни
являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-
политическая и культурная деятельность людей, а также различные
поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание
способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации
здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов
деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с
окружающей средой.
По определению К.Маркса «Болезнь есть жизнь, стесненная в своей
свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение
возникновения какого-либо заболевания обеспечивает полноценное развитие и
реализацию возможностей индивида, способствует формированию активной
жизненной позиции и является необходимым условием воспитания гармонически
развитой личности»
Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить
о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-
экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов
деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния
здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности,
объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей.
Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни
и стиль жизни.
Уровень жизни – это в первую очередь экономическая категория,
представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных
потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в
удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная
категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни
человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается
психология и психофизиология личности (социально-психологическая
категория).
Здоровье
человека будет в первую
который в большей степени
носит персонифицированный
историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными
наклонностями (образ).
Поведение человека направлено на удовлетворение потребностей. При
более или менее одинаковом уровне потребностей, характерном для данного
общества, каждая личность характеризуется своим, индивидуальным способом их
удовлетворения, поэтому поведение людей разное и зависит в первую очередь
от воспитания.
Наиболее полно
взаимосвязь между образом
понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком
профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья
условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении
формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и
общественного здоровья.
Б.Н.Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная
деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и
улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни
человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от
обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной
профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада
жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с
вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с
жизненными ситуациями» (Ч., с.23)
Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные
формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют
и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым
успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо
от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И
выражает ориентированность деятельности личности в направлении
формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и
общественного здоровья.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста,
воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание
того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку
природой.
1.2 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей
Здоровый образ жизни формируется всеми сторонами и проявлениями
общества, связан с личностно-мотивационным воплощением индивидом своих
социальных, психологических и физиологических воз можностей и способностей.
От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании
принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в
последующем вся деятельность, препятятсвующая раскрытию потенциала
личности.
По современным
представлениям в понятие
следующие составляющие:
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных
напитков и наркотических веществ);
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Как считает С.В.Попов сложившаяся система школьного образования не
формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Действительно,
большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно,
Информация о работе Состояние работы по формированию ЗОЖ школьников в общеобразовательной школе