Состояние работы по формированию ЗОЖ школьников в общеобразовательной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является – изучить и проанализировать работу социального педагога по формированию здорового образа жизни среди учащихся.
Объект исследования – формирование ЗОЖ у учащихся.
Предмет исследования – особенности работы социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей.
Нам предстоит решить следующие задачи исследования:
1. Изучить социально-педагогическую, философскую, психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Рассмотреть основные методы и формы работы социального педагога по формированию основ здорового образа жизни школьников.

Содержание работы

Введение...................................................................................................................2
Глава 1.Теоретические основы проблемы формирования здорового образа жизни у школьников
1.1 Здоровый образ жизни как социально-педагогическая проблема................4
1.2 Условия, необходимые для формирования здорового образа жизни у детей..........................................................................................................................7
1.3 Деятельность социального педагога по формированию здорового образа жизни среди детей.................................................................................................11
Глава 2. Состояние работы по формированию ЗОЖ школьников в общеобразовательной школе
2.1 Анализ деятельности социального педагога по проблеме формирования ЗОЖ у школьников………………………………………………………………14
Проект по профилактике здорового образа жизни в школе № 2 г. Шадринска……………………………………………………………………17
Заключение.............................................................................................................22
Список литературы................................................................................................23

Файлы: 1 файл

Особенности деятельности социального педаго по профилактике ЗОЖ в школе.docx

— 74.45 Кб (Скачать файл)

- щадящую корректировку  индивидуальных качеств и контактов  личности.

Основными требованиями к  социально-педагогической деятельности в связи с реализацией задач  защиты права ребенка на охрану здоровья являются следующие:

Профессионально-этическая  ответственность специалистов за профилактику и охрану физического, психологического, социального здоровья личности;

Гуманность, проявление обнадеживающего  сочувствия и бережного отношения  к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, нюансов отношения к жизни, учебе  и здоровью;

Способность педагога сохранять  собственное здоровье и обучать  этому детей;

Умение предупреждать  собственные неврозы и устранять  социо-психологопедагогическими средствами причины, их вызывающие;

Позитивное отношение  к личностному росту ребенка, поощрение в ребенке чувства  собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми;

Учет возможностей природной  и социокультурной среды, конкретного  пространства жизнедеятельности;

Сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи  с активностью самого ребенка  в становлении его физического, психического, социального здоровья.

Социальному педагогу необходимо учитывать, что каждый гражданин  имеет право на бесплатные консультации: по вопросам планирования семьи, диагностики  и лечения социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; по медико-психологическим  проблемам семейно-брачных отношений, а также на медико-генетические, другие консультации и обследования с целью предупреждения возможных  наследственных заболеваний у потомства  в учреждениях государственной  или муниципальной системы здравоохранения.

Определенные права в  отношении защиты прав ребенка на охрану здоровья имеют несовершеннолетние, например:

- право на диспансерное  наблюдение и лечение в детской  и подростковой службе в порядке,  устанавливаемом Министерством  здравоохранения;

- право на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

- право на санитарно-гигиеническое  образование, на обучение и  труд в условиях, отвечающих физиологическим  особенностям несовершеннолетних, состоянию их здоровья и исключающих  воздействие на них неблагоприятных  факторов;

- право на бесплатную  медицинскую консультацию за  счет средств бюджета всех  уровней при определении профессиональной  пригодности;

- право на получение  необходимой информации о состоянии  здоровья в доступной для них  форме;

- несовершеннолетние в  возрасте старше 15 лет имеют право  на добровольное информированное  согласие на медицинское вмешательство  или отказ от него.

Отдельно также рассматриваются  права инвалидов. В частности, инвалиды, дети-инвалиды и инвалиды с детства  имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку [19; 72].

Выделяют виды профилактической работы социального педагога по реализации права несовершеннолетнего на охрану здоровья:

Вовлечение детей в  деятельность по охране своего физического, эмоционального и социального здоровья;

Обучение культуре использования  свободного времени с учетом возможностей и потребностей личности, количества часов, отведенных на те или иные занятия, общего режима в школе и семье;

Целенаправленное обучение способам наблюдения за своим состоянием и его саморегуляция в деятельности и общении;

Формирование этнокультуры детей;

Пропаганда, в том числе  и на личном примере, здорового образа жизни;

Информирование о возможных  негативных последствиях вредных привычек, бездумного отношения к собственному здоровью.

Контроль и регулирование  формирования и реализации валеологической культуры во внутришкольной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Состояние работы по формированию ЗОЖ школьников в общеобразовательной школе

 

2.1 Анализ деятельности социального педагога по проблеме формирования ЗОЖ у школьников

 

В своей деятельности социальный педагог выступает в  трех основных ролях:

- советника, информирующего  семью о важности и возможности  бесконфликтного взаимодействия  родителей и детей в семье,  рассказывающего о развитии ребенка,  дающего социально-педагогические  советы;

- консультанта, разъясняющего  вопросы семейного, трудового,  административного и уголовного  законодательства, а также вопросы,  касающейся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам разрешения  проблем жизненных ситуаций, по  вопросам воспитания детей в  семье;

- защитника, действующего  в случаях нарушения прав ребенка  со стороны родителей или ближайшего  окружения.

Центральное место в  деятельности социального педагога с детьми,  отводится формированию здорового образа жизни, являющемуся  частью нравственного и социального  воспитания и нацеленному на формирование у детей с раннего возраста отрицательного отношения к вредным  привычкам.

Для социальной нормы  характерна социальная приспособленность (адаптация) личности, ее целостность, гармоничность, способность критически оценивать свои поступки, а также  и действия окружающих, последовательность в деятельности. Именно эти черты  нарушаются при  зависимости к вредным веществам. Именно эти нарушения должны быть в центре индивидуальной воспитательной работы.

В процессе воспитания необходимо развить разумные потребности, нагружать  детей полезными делами, организовывать их деятельность, чтобы у них практически  не было ничем не занятого времени.

Деятельность социального  педагога должна быть нацелена на формирование здоровых социально-психологических  установок путем просвещения  родителей и внушения мысли о  личной ответственности родителей. Профилактическая работа с родителями должна строиться в зависимости  от возраста ребенка, но конечным результатом  этой деятельности должно служить привлечение  родителей к здоровому воспитанию детей.

В обязанности социального  педагога может входить также  совместная с родителями разработка разумного проведения досуга, семейных праздников.

Основным методом работы социального педагога по формированию здорового образа жизни является семейная профилактика, проводимая в  форме бесед, консультаций, тренингов, диспуты, деловая игра, экскурсии.

Профилактическая декада по курению в рамках месячника  « В здоровом теле - здоровый дух»:

а) Кл. час «Безвредного табака не бывает»

б) Конкурс плакатов, рисунков

в) Встреча медработником

г) Конкурс на лучшую творческую работу, направленную против вредных  привычек за здоровый образ жизни.

д) Акция «Один день без  наркотиков»

а) Кл. час «Я выбираю жизнь» 7-8 кл.

б) Конкурс плакатов «Живи  без наркотиков» 6-11 кл.

в) Конкурс рисунков «Здорово быть здоровым» 1-5 кл.

г) Встреча медработником

д) Кинолекторий

е) Час здоровья с социальным педагогом

Профилактическая декада по курению в рамках месячника  « В здоровом теле - здоровый дух»:

а) Кл. час «Безвредного табака не бывает»

б) Конкурс плакатов, рисунков

в) Встреча медработником

г) Конкурс на лучшую творческую работу, направленную против вредных  привычек за здоровый образ жизни.

д) Акция «Один день без  наркотиков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2  Проект по профилактике  здорового образа жизни в школе  № 2 г. Шадринска

Я проходила педагогическую практику в МКОУ «СОШ №2» города Шадринска. В ходе своей практике я работала с детьми, проводила  различные мероприятия и диагностики. Результатом моей практике было создание и разработка проекта. Тема этого  проекта всегда актуальна, особенно в нашей стране

Здоровье является одной  из главнейших проблем общества, а  здоровье молодого поколения важно  вдвойне, так как от этого будет  зависеть не только благополучная старость наших родителей, но и будущее  нации и  всего человечества. На протяжении веков люди вырабатывали правила оптимального поведения, следуя которым можно  с наибольшей эффективностью поддерживать здоровье тела и духа. Еще в прошлом веке немецкий философ  Артур Шопенгауэр говорил: «9/10 нашего счастья основано на здоровье. При  нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут  доставить удовольствия».

 

При проведении опроса учащихся 10-11 классов школы  № 2 города Шадринска в которой я проходила педагогическую практику выяснилось,

 что здоровье физическое  и психическое является самой  главной ценностью-целью старшеклассников. Общая картина по школе оказалась  такова, что 77,4% учащихся испытывают проблемы со здоровьем. Кроме того, 36% школьников отметили, что болезни являются самой главной причиной пропусков занятий и трудностей в учебе.

 

Таким образом, можно сделать  вывод о реальной необходимости  проведения в условиях школы просветительской, профилактической и практической работы по формированию здорового образа жизни.

 

ЦЕЛИ: 

 

Формирование  осознанного  отношения к своему физическому, нравственному и психическому здоровью;

 

Формирование важнейших  социальных навыков, способствующих успешному  ведению здорового образа жизни, заботе о поддержании здоровья, занятию  физическим самоусовершенствованием, пониманию себя.

 

Первое в моем проекте  идет формирование знаний и представлений  о здоровом образе жизни у учащихся школы, которые являются «участниками»  проекта.

 

Второе –  расширение знаний и представлений и формирование потребности в ведении здорового  образа жизни у учащихся 5-8х классов, являющихся участниками реализации проекта.

 

Следующий этап– углубляются знания о здоровом образе жизни, развивается потребность в нем и формируются умения вести здоровый образ жизни.

 

Реализация проекта может  быть эффективной только в том  случае, если у участников сформирован  интерес к проблемам здоровья и связь их с реально существующими  потребностями очевидна.

 

ЦЕЛЕВАЯ ГРУППА

Целевой группой проекта  являются:

- дети в возрасте от 10 до 18 лет, как мальчики, так и  девочки, обучающиеся в средне  образовательной школе №2 города  Шадринска; 

- родители несовершеннолетних;

- педагоги школы №2  города Шадринска (социальные  педагоги, педагоги-психологи, классные  руководители).

 

МЕРОПРИЯТИЯ

 

Содержание мероприятий

Сроки

исполнения

Ответственные за исполнение

Работа с детьми

Классный час на тему: «Здоровый  образ жизни -это важно»

Сентябрь

2013 г.

Автор проекта, классный руководитель

Игра - тренинг с детьми обвредных привычках: «Вредные привычки – зло»

Октябрь

2013 г.

Автор проекта, педагог – психолог

Урок по профилактике табакокурения и алкоголизма

Ноябрь 

2013 г.

Автор проекта, классный руководитель

Классный час – диспут на тему «Здоровье- наше будущее»

Декабрь

2013 г.

Автор проекта, классный руководитель

Оформление информационного уголка на тему «Спорт- один из основных этапов к здоровью» 

Декабрь

2013 г.

Автор проекта, социальный педагог

Тренинг – игра на тему «Это должен знать  каждый» направленная на профилактику ЗОЖ

Январь 

2014 г.

Автор проекта, социальный педагог

Классный час на тему наркомании в  нашей стране со старшеклассниками

Февраль

2014 г.

Автор проекта, медицинский работник

Создание буклетов на тему ЗОЖ

 

Автор проекта

Дискуссия на тему как бороться с  вредными привычками в нашей стране

Март

2014 г.

Автор проекта, классный руководитель

Тренинговое занятие на тему «Моя будущая семья» направленное на создание здоровой и полноценной семьи

Апрель

2014 г.

Автор проекта, педагог – психолог

Конкурс рисунков учащихся школы на тему: «Здоровый человек – счастливый человек

Май

2014 г.

Автор проекта

Выступления спортсменов на классных часах и уроках по профилактике ЗОЖ

В течение учебного года

Автор проекта, медицинский работник, классный руководитель, учителя школы, спортсмены

Работа с родителями

Выступление медицинских специалистов на родительских собраниях.

В течение учебного года

Автор проекта, медицинский работник

Буклеты – памятки для родителей  о проблемах вредных привычек

По плану

Автор проекта

Информация о работе Состояние работы по формированию ЗОЖ школьников в общеобразовательной школе