Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 20:20, реферат
Современный зарубежный опыт общественного участия в управлении образованием Управление системами образования – одна из самых актуальных и обсуждаемых проблем во всем мире, так как она имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. Из литературы и активно развиваемого сегодня практического обмена опытом с зарубежными коллегами можно почерпнуть значительные сведения по мировой истории и практике данного вопроса.
Введение……………………………………………………………….... стр. 3
Современный опыт общественного участия в управлении образованием в Испании………………………………………………………….……...стр. 12
Заключение………………………………………………………………стр.20
Список использованной литературы…………………………………стр. 22
ИТОГОВАЯ РАБОТА
РЕФЕРАТ
по курсам повышения квалификации по образовательной программе дополнительного профессионального
образования «Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления качеством дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС общего образования» на тему:
«Современный зарубежный опыт общественного участия в управлении образованием» (на примере опыта Испании).
Содержание.
Современный зарубежный опыт общественного участия в управлении образованием Управление системами образования – одна из самых актуальных и обсуждаемых проблем во всем мире, так как она имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. Из литературы и активно развиваемого сегодня практического обмена опытом с зарубежными коллегами можно почерпнуть значительные сведения по мировой истории и практике данного вопроса.
История развития национальных систем образования свидетельствует о том, что конкретная организация, конкретные формы и методы управления образованием во многом зависят от особенностей политических, экономических и культурных традиций от специфики государственного устройства и права, современного и ретроспективного.
Одной из задач современных отечественных обзоров и исследований зарубежного опыта, с целью его наиболее эффективного использования, должно быть выявление структурных единиц и системных взаимосвязей, в рамках которых эти единицы могут быть правильно поняты.
Современная мировая теория государства и права подчеркивает, что самоуправление предполагает совпадение субъекта и объекта управления, другими словами – участие граждан в решении всех касающихся их вопросов. Разнообразие практик местного самоуправления сегодня определяют следующие теории, сформировавшиеся в основном еще в XIX в.:
- теория свободной общины;
- общественно-хозяйственная
- государственная теория.
Основа теории свободной общины – представление о естественном и неотчуждаемом праве общины заведовать своими делами, заимствованное из бельгийского права. Эта теория подчеркивает, что исторически первична именно община, а не государство.
Обосновывая главный признак
В рамках государственной теории самоуправления, выдвинутой немецкими
правоведами, местное самоуправление
представляет форму организации государственного
управления на низовом уровне. Полномочия
в области местного самоуправления даны
государством, имеют источником
государственную власть.
Однако в отличие от
центрального государственного управления,
местное самоуправление осуществляется
не правительственными
Популярность любой из этих теорий в
каждой стране зависит от множества причин
исторического и национального
Все муниципальные институты стран мира по типам организации самоуправления можно объединить в три группы: англосаксонскую, континентальную (французскую) и смешанную. Континентальный тип используется во Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Испании, Португалии; англосаксонский тип применяется в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Новой Зеландии. На их основе организуется третий тип – смешанный, присущий системам самоуправления Германии, Австрии, Японии.
Все три типа обладают общими чертами. Местные органы власти наделяются собственной компетенцией, состав которой представлен четырьмя основными видами дел или полномочий:
1) финансово-экономические
2) коммунальное обслуживание
3) в социальной сфере: строительство дешевого жилья для бедноты, школ, больниц, библиотек;
4) установление правил поведения в общественных местах, местная полиция.
С точки зрения происхождения полномочий, составляющих компетенцию, выделяют дела обязательные, факультативные (добровольные) и делегированные (порученные).
Обязательные дела – вопросы, которым придается общегосударственное значение и которые должны исполняться в обязательном порядке. Объем факультативных дел обычно обусловлен финансовыми возможностями местных властей, а по своему содержанию они обычно охватывают дополнительные социальные услуги, предоставляемые населению, либо услуги, связанные с культурными мероприятиями.
Общая тенденция во многих странах заключается в расширении объема обязательных
и порученных дел, что отражает
возрастающую интеграцию местных
органов власти в государственный
механизм, их приспособление
к решению, прежде всего, задач общегосударственного значения.
Наряду с общими выделенные типы устройства самоуправления характеризуются специфическими признаками.
Для обозначения местного
Англосаксонскому типу свойственны следующие черты:
- высокая степень автономии
местного самоуправления, выборность,
контроль прежде всего со
- отсутствие местных администраций (органов государственной власти местного уровня).
Основными чертами функционирования
континентального (французского) типа являются:
- сочетание местного самоуправления и местных администраций (органов государственной власти местного уровня), выборности и назначаемости; определенная иерархия системы управления, в которой местное самоуправление является нижестоящим звеном по сравнению с вышестоящим государственным;
- ограниченная автономия
В современном мире общим вектором развития является поощрение инициативы
«с мест» при сохранении единого правового
Все вышеперечисленные
В 1960-е годы как никогда, усилился интерес к методологии и истории педагогики. Несоизмеримо со всем предыдущим периодом возросло число источниковедческих публикаций, сборников и серий публикаций самых разных документов и материалов.
Основной проблемой, обсуждаемой в литературе,
стало то, что традиционная модель государственной
школы, с ее заранее определенным каноном
предметов, системой оценок и управления,
оказывается не в состоянии справиться
с задачами, которые выдвигает перед ней
сложный мир современной цивилизации.
Влияние школы, дающей формальное образование,
оказалось наглядно меньшим,
Стало очевидным, с одной стороны, что целенаправленное воздействие
на личность в ходе ее формирования неэффективно
без строго определенного согласования
его со всем ходом ее становления,
а с другой, что дистанция
между школой, как институтом,
и социальной средой, а, точнее,
правильно формализованной ее
частью – обществом, должна быть
сокращена. Для коррекции воспитания как
целеположенной деятельности общества
неотложно понадобились знания об общем
Под «современной цивилизацией»
На первый план выступили
В конце ХХ в. кризис традиционных систем образования, как формализованных институтов передачи готовых знаний от одного поколения к другому обнажился с еще большей остротой.
Кроме того, в последней четверти ХХ в. в странах Западной Европы произошли значительные изменения в области общественного устройства в пользу среднего класса. Они стали еще одним толчком к развитию дискуссии по поводу отношений между государственными и различными типами негосударственных форм финансирования образования для реализации права на получение различных форм и уровней образования.
В этом плане после бурного развития в 1960-70-х годах и последовавшего за ними относительного затишья начала 1980-х годов в развитых странах Запада сегодня вновь интенсивно разгорелись дискуссии в области образовательной политики. Международные сравнительные исследования учебных достижений учащихся ТИММС и особенно ПИЗА, с одной стороны, способствовали росту общественного и политического интереса к проблемам образования, с другой, являлись его выражением.
Было признано, что начавшийся в XX в. и
ускоряющийся в XXI в. процесс перехода
мирового сообщества к обществу
знаний, подразумевающий формирование единого мирового
научно-образовательного и коммуникационного
пространства занимает одно из наиболее
значимых мест в ряду благоприятных тенденций
мирового развития. Наличие такого интегрирующего фактора
Информация о работе Современный зарубежный опыт общественного участия в управлении образованием