Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 20:20, реферат
Современный зарубежный опыт общественного участия в управлении образованием Управление системами образования – одна из самых актуальных и обсуждаемых проблем во всем мире, так как она имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. Из литературы и активно развиваемого сегодня практического обмена опытом с зарубежными коллегами можно почерпнуть значительные сведения по мировой истории и практике данного вопроса.
Введение……………………………………………………………….... стр. 3
Современный опыт общественного участия в управлении образованием в Испании………………………………………………………….……...стр. 12
Заключение………………………………………………………………стр.20
Список использованной литературы…………………………………стр. 22
Резюмируя, можно сказать следующее. На протяжении последних 25 лет Испания также переживала сложности переходного периода, оказавшие глубокое влияние на механизмы финансирования и управления образовательной системой. Основная роль в решении проблем образовательной сферы принадлежала государству: появление гарантии всеобщего среднего образования; проведение налоговой реформы для обеспечения финансирования системы массового школьного обучения и взаимодействия его с производством, признание экономического, социального и культурного многообразия регионов.
При этом центральными
Финансирование образования и улучшение его качества обеспечивались
в начале переходного периода за
счет чрезвычайных фондов, созданных
в рамках соглашений Монклоа, однако регулярное
финансирование образования, как и других
Общим для России и Испании является и процесс децентрализации управления в образовательной сфере, требующей соответствующих механизмов регулирования. При этом основополагающим принципом децентрализации в Испании является высокая степень ее регулирования.
И в Испании и в России мы имеем дело не с некими законченными моделями и формами, а со стадиями процесса: реформы продолжаются в обеих странах. Эти процессы отличаются друг от друга по смыслу, направленности и контексту. Россия заявила себя как федеративное государство, и в стране развиваются процессы федерализации. Испания создает модель децентрализации и регионализации.
В Испании имело место редкое в истории
совпадение объективных и субъективных
обстоятельств, благоприятных для перехода к демократии
и ее упрочения. Среди них экономический
бум 60-70-х годов и формирование
многочисленного среднего класса,
ориентирующегося на западноевропейские
образцы, стремление миллионов
испанцев избежать радикальных экспериментов
по образцу 30-х годов и сдвиг к центру ведущих
политических организаций, умение их
В России, как и во многих других странах
«третьей волны» демократизации, такого удачного
совпадения благоприятных условий для
перехода к демократии не существовало
изначально. Более того, в ходе разворачивающихся
в мире глобализации и европейской интеграции,
различия между Испанией и Россией становятся
все более ощутимыми. В Испании консолидирована демократия,
При всем этом
Таким образом, рассмотрение испанской модели становления и консолидации демократии, а также опыта других зарубежных стран (в первую очередь, Великобритании, Франции и США) остается для нас в известной степени способом самопознания.
3. Вывод.
Анализ практической деятельности
позволяет выделить четыре
приоритетные сферы: выработка миссии;
Заключение. Уроки истории и анализ зарубежного опыта, безусловно, важны при проведении отечественных реформ. Однако, при этом важно избегать ошибок, наиболее типичными из которых являются следующие:
- говоря об общественном участии в управлении
образованием, как части местного самоуправления,
- во многих странах для
- упоминавшиеся выше сложности
перевода с иностранных
языков приводят к неправомерному
отождествлению форм регулирования
и контроля за действиями
Опыт отдельных европейских государств, имеющих длительную самобытную историю и яркую национальную специфику, в отечественной историографии зачастую отождествляется с «европейским» или даже «зарубежным» опытом в целом.
Внимание исследователей часто акцентируется
на ограничениях автономии местного самоуправления, при этом не
В завершение обзора отметим:
сегодня общая тенденция в
развитии школьных систем в Европе
и США очевидна – будущее видится в гражданской школе, которой
предоставляется значительная
Очевидно, что во всех развитых странах новейшие образовательные реформы были успешны, если проводились государственной властью совместно с обществом. Развитие образовании я как эффективной открытой общественно- государственной системы основывается на распределении ответственности между субъектами образовательной политики и на повышении роли всех участников образовательного процесса.
Список используемой литературы
Адамский А. Бизнес и образование: в поисках новых интересов // Первое
сентября. – 2002. – № 11
Адамский А. Лекция «Управление развитием» // Internet:
http://advsoft.1september.ru
Багно В.Е. Языки пограничных культур (Испания и Россия) // Пограничные
культуры между Востоком и Западом (Россия и Испания). Материалы II
Междунар. коллоквиума. – СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2001. –
528 с.
Модели государственно-общественного управления образованием : сборник научно-методических материалов / В. Н. Кеспи-ков, М. И. Солодкова, Д. Ф. Ильясов и др. ; науч. ред.: В. Н. Кеспи-ков, М. И. Солодкова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 328 с.
Архивы журнала «Управление образованием: теория и практика» // Internet: http://www.iuorao.ru/
Информация о работе Современный зарубежный опыт общественного участия в управлении образованием