Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2015 в 20:20, реферат
Современный зарубежный опыт общественного участия в управлении образованием Управление системами образования – одна из самых актуальных и обсуждаемых проблем во всем мире, так как она имеет прямое отношение к качеству и эффективности деятельности образовательных учреждений. Из литературы и активно развиваемого сегодня практического обмена опытом с зарубежными коллегами можно почерпнуть значительные сведения по мировой истории и практике данного вопроса.
Введение……………………………………………………………….... стр. 3
Современный опыт общественного участия в управлении образованием в Испании………………………………………………………….……...стр. 12
Заключение………………………………………………………………стр.20
Список использованной литературы…………………………………стр. 22
Все развитые образовательные
системы начала XXI в. имеют
три особенности: особое внимание к состоянию
При формализации межгосударственных отношений в форме договоров, соглашений и т.д. все чаще оговариваются так называемые академические обмены.
В мире произошло осознание, что экономические
успехи государств определяются их системами образования,
образованностью граждан, подготовленной
на всех уровнях рабочей силой,
что привело к переоценке
роли и места образования
в обществе, к пересмотру миссии
образования. Это осознание связано с
тем, что наиболее эффективным фактором
производства становится
человеческий капитал. Традиционные
факторы производства (земля, сырье,
Одним из основных выводов, к которым пришло большинство участников продолжительной дискуссии по всему комплексу обсуждаемых проблем, стал отказ от государственной школы, как ведущей парадигмы школьной политики и выдвижение на передний план идеи гражданской школы, т.е. школы, понимаемой как орган и институт гражданского общества. Франк Рюдигер Ях формулирует это в сжатом виде так: «Только граждански понятая школа, в которой родители и учителя на основе общих основных убеждений в рамках обязательных для всего общества целевых установок формируют определенную педагогическую программу, в состоянии соответствовать требованиям образования, ориентированного на ценности и учебные достижения в условиях плюралистического общества».
В итоге можно заметить, что, несмотря на все существующее многообразие национальных систем образования, в области управления образованием в зависимости от того, как распределены полномочия принимать решения, исторически сформировались две модели: централизованная и децентрализованная.
Можно выделить шесть основных моментов в подходе к децентрализации, наблюдаемых в европейских странах. Это рассредоточение власти среди социальных партнеров, региональная передача власти, региональная деконцентрация, локализация, институциональная автономия, маркетизация.
2. Современный опыт общественного участия в управлении образованием в Испании.
Рассматривая зарубежный опыт, мне хотелось бы особо выделить испанский пример радикальной, но, тем не менее, успешной трансформации и системы образования, и государственного управления в целом, так как историческое развитие наших стран позволяет провести целый ряд параллелей.
Географическое положение России и Испании на перекрестке между Западом и Востоком предопределило их роль пограничных застав, а процессы колонизации (Сибирь в одном случае, и Америка в другом) на долгое время сделали их империями. Такое прошлое и сейчас влияет на национальную психологию и политическую культуру. Для русской и испанской культур характерна постоянная напряженная борьба между «всемирной отзывчивостью» и сохранением традиционности, между европеистами и сторонниками самобытного пути развития. «Европа и мы» – такая постановка проблемы нехарактерна для немца или француза, но для русского и испанца она типична. В русском и испанском характере присутствуют идеи национальной исключительности и самодостаточности, и избранности, и мессианства, и утопизма, и максимализма. В политическом строе наших стран, менталитете населения причудливо переплетаются элементы западной и восточной культур, сложился своего рода «западно-восточный» синтез.
Вместе с тем Россия и Испания – страны среднего уровня и догоняющего типа развития, в которых государство играло повышенную роль в национальной интеграции, доминировали авторитарно-бюрократические методы управления, существовали слабые демократические традиции. Обе страны пережили периоды потрясений, революций, гражданских войн. Сходство состоит и в том, что наши страны – многонациональные государства, постоянно решавшие сложные вопросы взаимоотношений между центром и регионами, а также между этнически разнородными общностями.
В конце ХХ века обе страны с разрывом в десять лет (Испания в 1975 г., Россия в 1985 г.) вступили на путь масштабной социально-политической трансформации, главным содержанием которой стал переход от тоталитарного режима к демократии.
Испания добилась на этом пути внушительных успехов, создав стабильную политическую систему представительной демократии, восстановив после длительной изоляции свое место в Европе. На смену многовековой культуре конфронтации пришла культура диалога и компромиссов. Испанский путь перехода к демократии признан специалистами эталонным, что делает необходимым внимательное рассмотрение такого опыта, конечно, с учетом его специфики: билингвизм, широкие автономии, отсутствие всеобщего образования ранее и т.п.
Образовательная проблематика концентрируется в Испании вокруг трех процессов:
- финансирование образовательной системы и ее реформирования;
- гарантия всеобщего и
- децентрализация образования.
Модернизация образовательной
системы, как и других сфер
жизни, началась в Испании в конце
60-х годов ХХ в. Однако глубинный характер реформы, тесно
связанные с демократизацией всей
Поворотным пунктом образовательной политики страны стали Соглашения Монклоа 1977 г., подписанные всеми демократическими партиями, которые участвовали в подготовке новой Конституции, и статья 27 испанской Конституции 1978 г.
Здесь выделяются три аспекта:
1) признание права на
2) другие основополагающие права, связанные с образованием;
3) разделение полномочий в сфере образования между Центральной администрацией и Автономными сообществами.
Первый период, последовавший за диктатурой, характеризовался, в основном, следующими чертами:
- демократизация доступа к
- отсутствие изменений в условиях работы преподавательского персонала;
- экономические ограничения (неравномерность
поддержки со стороны
- институционализация спроса на образование.
Решение представить населению право на образование вызвало бурное развитие образовательной системы, сопровождавшееся реальным полным охватом населения этой системой в период обязательного обучения, увеличением численности учащихся в сфере необязательного среднего общего, профессионального и высшего образования.
Сегодня в Испании право на образование гарантируется государством через государственные и частные учебные заведения, соглашающиеся обеспечивать эту общественную функцию (90% частных учебных заведений), что дает им право на государственное финансирование.
Финансирование образования в Испании является смешанным государственным и частным, однако основная часть затрат берет на себя государственный бюджет, из средств которого оплачиваются все расходы государственных учебных заведений и значительная часть расходов (приблизительно 80%) частных учебных заведений. Кроме того, свыше
90% студентов учатся в
В условиях государства, состоящего из автономных регионов (в
Испании целый ряд регионов – Каталония,
Галиция, страна Басков – имеют ярко выраженную
историческую, культурную, лингвистическую
и социальную индивидуальность,
Основные инструменты контроля качества
образования – органы участия, Высшая
инспекция и Институт оценки и
- центральными органами
- центральными техническими службами, которым поручена оценка и контроль сферы образования на всей территории Испании.
Центральными органами участия и консультативными органами в сфере образования являются:
- Государственный
- Генеральный совет
- Совет университетов;
Во всех этих органах, возглавляемых Министерством образования, представлены Автономные сообщества и общественные организации.
Помимо этих органов участия и
Процесс децентрализации в сфере образования заключается, в основном, в передаче Автономным сообществам соответствующих полномочий и ресурсов для их реализации (человеческих, эксплуатационных, материальных и прочих).
Сегодня 7 из 17 Автономных сообществ фактически взяли на себя полную ответственность в сфере образования. Министерство образования и культуры продолжает осуществлять административное управление образованием в остальных Автономных сообществах. При этом ряд функций передан советам образовательных учреждений. В Испании Consejo eskolar del centro инспектирует и управляет школьной жизнью. Он обеспечивает активное участие всей школьной общины и выбирает руководителя школы.
В Испании отмечается рост связей между
предприятиями и учебными заведениями,
обусловленный технологическими
изменениями и глобализацией
экономики. С точки зрения производственных результатов, учебные заведения
выпускают «полуфабрикаты», окончательная
же подготовка должна осуществляться
на рабочем месте в сотрудничестве с предприятиями.
Интерес для предприятий состоит в том,
что окончательная доработка этой
«продукции» (то есть рабочей
силы), как и ее переподготовка
(непрерывное повышение квалификации),
является простой и
недорогостоящей в силу
хорошей начальной подготовки.
Фактически, в основном, инициатива здесь принадлежала государству,
которое создавало юридическую структуру,
делавшую такое сотрудничество возможным
или даже обязательным. Например, при
Информация о работе Современный зарубежный опыт общественного участия в управлении образованием