Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:13, контрольная работа
Цель и основные задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении обусловлена актуальность исследования, в соответствии с целями сформулированы задачи и методы, применявшиеся в исследовании. В первой части рассмотрена история изучения проблемы нравственного воспитания. Во второй части данной работы, рассмотрена сама специфика нравственного воспитания. В третьей – педагогические основы нравственного воспитания. В четвертой – специфика духовно – нравственного воспитания. В заключении изложены основные выводы о проделанной работе. Список использованной литературы содержит 24 источника.
Введение.
1. История изучения проблемы нравственного воспитания.
2. Специфика развития нравственного воспитания.
3. Педагогические основы нравственного воспитания.
4. Духовно-нравственное воспитание.
Заключение.
Список литературы.
Образовательный консорциум Среднерусский университет
______________________________
ПЕДАГОГИКА
контрольная работа
«Специфика нравственного воспитания»
Выполнил: студентка 1 курса, группа СД-11-12
Савула Анна Сергеевна
Проверил: Володин А.А.
Подольск 2012
План
Введение.
1. История изучения проблемы нравственного воспитания.
2. Специфика развития нравственного воспитания.
3. Педагогические основы нравственного воспитания.
4. Духовно-нравственное воспитание.
Заключение.
Список литературы.
Введение
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через т.н. «половое просвещение» у детей формируются в несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Недостатки и просчеты нравственного воспитания обусловлены обострившимися жизненными противоречиями. Часть школьников поражена социальным инфантилизмом, скептицизмом, нежеланием активно участвовать в общественных делах, откровенными иждивенческими настроениями. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности. Этому поможет нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
Исследуемая мною проблема нашла отражение в фундаментальных работах А.М.Архангельского, Н.М.Болдырева, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинского, И.Ф.Харламова и др., в которых выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, указываются способы дальнейшего развития принципов, содержания, форм и методов нравственного воспитания. Такие исследователи как М.М.Гей, А.А.Калюжный, Т.Ф.Лысенко и др. освещают в своих работах также проблемы подготовки будущих учителей к нравственному воспитанию школьников, что для нас особенно важно.
Каждый ребенок с самого раннего возраста сердцем прекрасно отличает красоту от безобразия. Это не трудно увидеть по чувству вины, сочувствию и прочим проявлениям. Не воспользоваться врожденным чувством красоты и не развить его - недопустимая халатность со стороны родителя, воспитателя и учителя. Ведь именно это чувство, будучи развитым, дает стойкое неприятие и отторжение всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает нас к человечности и к культурным проявлениям.
Все вышеизложенное обусловило актуальность моей работы, и именно моя работа повлияла на выбор темы исследования и данной контрольной работы: « Специфика нравственного воспитания».
Цель исследования:
В данной работе больше всего мне хотелось бы доказать актуальность и целесообразность данной специфики. Доказать, что работа с детьми, подростками и их родителями по направлению их нравственного становления, а именно духовно – нравственного воспитания - это необычайно важная для человечества работа, которая не заставляет ждать положительных результатов.
Цель и основные
задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, четырех
глав и заключения. Во введении обусловлена
актуальность исследования, в соответствии с целями сформулированы
задачи и методы, применявшиеся в исследовании.
В первой части рассмотрена история изучения
проблемы нравственного воспитания. Во
второй части данной работы, рассмотрена
сама специфика нравственного воспитания.
В третьей – педагогические основы нравственного
воспитания. В четвертой – специфика духовно
– нравственного воспитания. В заключении
изложены основные выводы о проделанной
работе. Список использованной литературы
содержит 24 источника.
Исследование осуществлялось в три этапа:
На первом этапе изучалась и анализировалась литература по теме исследования; обобщался педагогический опыт в области нравственного воспитания младших и старших школьников с целью выявления теоретических основ и современных тенденций нравственного образования.
На втором этапе определялись проблема, цель, объект и предмет исследования, разрабатывались условия формирования нравственного сознания, чувств, мышления; осуществлялись накопление и обработка полученной информации.
На третьем
этапе проводились анализ, обобщение
и систематизация накопленных материалов,
интерпретация полученных результатов
исследования и их оформление.
1. Из истории изучения
проблемы нравственного воспитания.
Вопросы о решающей роли нравственного
воспитания в развитии и формировании
личности осознавались и ставились в педагогике
с давних времен. Корни его уходят в Древнюю
Грецию, где идеальным человеком считали
того, кто прекрасен в физическом и нравственном
отношении. Так, философ - идеалист Сократ
(469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют
всеобщие и неизменные нравственные понятия.
Целью воспитания, по его мнению, должно
быть не изучение природы вещей, а познание
самого себя, совершенствование нравственности.
[11,c.25]
Платон (427 – 347 г.г. до н.э.) - считал, что
приближение в высшей идее блага осуществляется
главным образом путем воспитания, в том
числе и нравственного, которому придается
особое значение. Платон высказал ряд
важных мыслей о дошкольном воспитании,
о последовательной государственной системе
воспитания, выдвинул требования о воспитании
через положительный пример.
Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.) ученик Платона,
был крупнейшим философом и ученым Древней
Греции. В области нравственного воспитания
Аристотель, выдвигавший в своей философии
волевое, деятельное начало, придавал
большое значение нравственным навыкам
и упражнениям в нравственных поступках.
Природные задатки, развитие навыков (приучение,
частое повторение желательных действий)
и разум - таковы три источника нравственного
воспитания.
Спустя много веков, Я. А. Каменский (1592
– 1670) в своем трактате «Наставление нравов»
приводил изречение древнеримского философа
Сенеки: «Научись сперва добрым нравам,
затем мудрости, ибо без первой трудно
научиться последней». Там же он цитировал
народное изречение: «Кто успевает в науках,
но отстает от добрых нравов, тот больше
отстает, чем успевает». [16, с.56]
Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн
Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул
нравственное воспитание. Примечательно,
что, ратуя за привитие детям покорности,
дисциплины и безропотного подчинения
авторитету власти, он писал: «Единую задачу
воспитания можно целиком выразить в одном
только слове – нравственность». [7, с.112]
Дальнейшее развитие проблемы нравственного
воспитания получили в произведениях
Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р.
Оуэна и других.
Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г.
Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое
внимание, рассматривая его как необходимое
условие для гармонического развития
личности.
Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное
воспитание и считал, что из всех наук,
которое должен знать человек, главнейшая
есть наука о том, как жить, делая как можно
меньше зла и как можно больше добра.
Однако из педагогов-классиков прошлого
наиболее полно и ярко охарактеризовал
роль нравственного воспитания в развитии
личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном
элементе в воспитании» он писал: «Убеждены
в том, что нравственность не есть необходимое
последствие учености и умственного развития,
мы еще убеждены в том, что влияние нравственное
составляет главную задачу воспитания,
гораздо более важную, чем развитие ума
вообще, наполнение головы познаниями…
» [17,с.126]
Вопросам нравственного воспитания большое
внимание уделяют современные педагоги
и психологи. Как показали исследования
О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой,
В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность
нравственного воспитания во многом зависит
от правильной организации коллективной
деятельности детей, от умелого сочетания
ее с методами убеждения, накопления положительного
морального опыта. В своих трудах ученые
подчеркивают важность воспитания нравственных
чувств ребенка, развития нравственных
отношений.
Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская
в своих исследованиях отметили позитивное
влияние игровой деятельности детей (в
частности ролевых, творческих игр) на
развитие нравственности воспитанников.
Задача нравственного воспитания состоит
в том, чтобы общечеловеческие моральные
ценности (долг, честь, достоинство и т.п.)
должны стать внутренними стимулами развития
формирующейся личности.
В настоящее время, люди стремятся создать
правовое общество с высокой культурой
отношений между людьми, которые будут
определяться социальной справедливостью,
совестью и дисциплинированностью. Такое
общество обуславливает необходимость
нравственной воспитанности каждого.
Нравственность в обществе поддерживается
силой общественного мнения, выражением
общественной оценки моральных и аморальных
поступков личности.
Большое значение в нравственном
развитии личности имеет ее собственное
отношение к совершаемым
2. Специфика развития нравственного воспитания.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется
только как целостный процесс педагогической,
соответствующей нормам общечеловеческой
морали, организации всей жизни ребенка
с учетом их возрастных и индивидуальных
особенностей. Результатом целостного
процесса является формирование нравственно
цельной личности в единстве ее сознания,
нравственных чувств, совести, нравственной
воли, навыков, привычек, общественно ценного
поведения. [17,с.37]
Основополагающей базовой категорией
нравственного воспитания, по мнению Б.Т.Лихачева,
является понятие нравственного чувства
- постоянного эмоционального ощущения,
переживания, реальных нравственных отношений
и взаимодействий. Нормы морали преобразуются
в субъективную нравственность, только
благодаря их чувственному освоению ребенком.
[19,с.392]
Оценка нравственного чувства как основообразующего
начала не означает пренебрежения нравственным
сознанием. Развитие нравственного сознания
предполагает знание моральных принципов,
норм и, одновременно, постоянное осознание,
и осмысление своего нравственного положения
в обществе, морального состояния, ощущения,
чувства нравственного сознания – активный
процесс отражения ребенка своих нравственных
отношений, состояний. Субъективной движущей
силой развития нравственного сознания
является нравственное мышление – процесс
постоянного накопления и осмысления
нравственных фактов, отношений, ситуаций,
их анализ, оценка, принятие нравственных
решений, осуществление ответственных
выборов.
Нравственные чувства, сознание и мышление
являются основой и стимулом проявления
нравственной воли. Вне нравственной воли
и действенно практического отношения
к миру не существует реальной нравственности
личности.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация – переживание - осмысление ситуации и мотивов - выбор и принятие решения – стимул – поступок.
Дети часто не склонны к глубокому
осмыслению ситуации, что приводит
их случайным решениям. Выбор, поведения
осуществляется ими под влиянием
психологии толпы, случайных внешних
воздействий, массовых увлечений, импульсивных
стимулов. Неустойчивость мотивов обуславливается
силой действия сопутствующих ситуации
чувств, например, страха, лишающего ребенка
возможности сделать сознательный выбор
и реализовать волевое действие. Смысл
воспитания у детей свободной нравственной
воли в том, чтобы научить их владеть собой,
помочь обрести внутреннюю свободу, решимость
непреклонного действия в соответствии
с нравственным чувством и убеждением,
утверждения в отношениях с людьми моральных
норм. Нравственность человека проявляется
в сознательном следовании нравственным
принципам и в привычных формах нравственного
поведения. Воспитание помогает ребенку
прийти к внутренне осмысленному, обусловленному
мировоззрением, нравственным чувством
и сознанием поведению, владению собой,
саморегуляции и самоуправлению. На протяжении
этого пути ребенок находится на разных
уровнях управления собственным поведением.[12,c.59]
Начальный уровень, практически внутренне
бесконтрольный, характеризуется зависимостью
поведения от неосознанных импульсов
и внешних воздействий. Постепенно, через
эмоциональную подсознательную сферу
психики, формируются привычки и привычные
формы поведения. На этом уровне развития
возникает возможность некоторого самоконтроля
над поведением благодаря привычкам, укреплению
привычных действий. На базе привычного
поведения, под влиянием целенаправленного
педагогического воздействия у ребенка
развивается нравственное мышление. Вместе
с ним и с его помощью, на базе нравственных
чувств, сознания и воли образуются нравственность,
честность, правдивость, справедливость,
трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм.
Эти свойства и качества личности представляют
собою психические преобразования, которые
возникают в результате активного взаимодействия
ребенка с миром в системе общественных
отношений. Они устойчиво проявляется
ребенком в этих отношениях, сознаются,
закрепляются в чертах характера, свойствах
личности, в привычках и привычных формах
поведения. Высшим уровнем нравственного
поведения является сознательное владение
собой, сохранение твердости, верности
нравственным убеждениям, особенно в кризисных
и экстремальных ситуациях. Для детей
постоянно такие ситуации возникают в
процессе жизни.
Успех нравственного воспитания
детей во многом зависит от характера
субъективного нравственного пространства,
в котором они живут. Это раскрывает моральный
климат в коллективе. Воспитатель сводит
до минимума стихийные влияния в зоне
нравственного пространства и взаимодействия.
Возникновение противоречий в жизненных
отношениях ребят и внешним миром и между
собой порождает напряженность переживаний,
что проявляется в противодействиях, сопротивлению
воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах.
Ошибочно рассматривать противоречивость
в поведении и сознании старших дошкольников
как явление случайное, или только как
результат недоработок в воспитании. Так
А.Г. Хрипкова, изучая причины невыполнения
правил поведения детьми, подчеркивает:
1. дети не знают некоторых правил. Это
причина простая и легко устранимая;
2. знают правила, но не умеют их выполнять.
Значит надо не только рассказывать, но
и показывать, как можно вести себя в подобной
ситуации, как надо выполнять это правило.
3. знают правила, знают, как их выполнять,
но не выполняют. Это происходит потому,
что некоторые правила, дети считают ненужными
и неважными. Кроме того, дети видят, что
взрослые не придерживаются единства
в требованиях, предъявляемых детям, или
дети не выполняют правила из-за лени,
отсутствия привычки к волевому усилию.[18,c.58]
В преодолении ребенком внешних и внутренних
противоречий заключается сама суть нравственного
становления личности. В бесконечном потоке
нравственных выборов между желанием
и долгом, добром и злом, состраданием
и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой
и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются
черты характера, нравственные качества.
Нравственное воспитание – не заучивание
моральных норм и бездумная отработка
привычек поведения. Оно – активный жизненный
процесс отношений, взаимодействий, деятельности,
общения и преодоления противоречий. Оно
– процесс постоянных и систематических
решений, выборов волевых усилий в пользу
моральных норм, процесс самоопределения
и самоуправления в соответствии с ними.
Таким образом, педагогический процесс
нравственного воспитания есть организация
детей на преодоление и разрешение жизненных
противоречий, проблем, выборов, конфликтов
и столкновений. Усилия воспитателя должны
сосредотачиваться на умелом разрешении
противоречий вместе с детьми и развитии
у них в этом процессе нравственного чувства,
сознания, привычек, нравственного поведения.
Нравственное воспитание имеет свои
специфические цели. Они определяются
господствующими общественными
отношениями и духовными
Специфика процесса нравственного воспитания
обусловлена также и его содержанием –
общественной моралью, необходимостью
внедрения норм общественного нравственного
сознания в индивидуальное сознание и
поведение каждого ребенка. Сложность
процесса нравственного воспитания в
том, что его организация есть одновременно
организация всей жизни детей, всей их
деятельности и отношений, оно совершается
и углубляется в процессе их нравственного
осознанного осуществления.
Процесс нравственного воспитания только
тогда эффективен, когда педагог имеет
обратную информацию о действенности
воспитательных влияний и учитывает эту
информацию на каждом новом этапе своей
педагогической деятельности. Такую информацию
воспитатель получает только из жизни,
из повседневного изучения практики отношений
и деятельности в среде воспитуемых. Научно
обоснованное отношение к процессу нравственного
воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать
и эффективно использовать нравственный
аспект любого вида детской деятельности,
любого жизненного отношения. В этом случае
педагог получает реальную возможность
эффективного управления нравственным
воспитанием, делает его органической
частью целостного процесса воспитания
детей. [2,c.74]