Специфика нравственного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 21:13, контрольная работа

Описание работы

Цель и основные задачи определили структуру работы. Она состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении обусловлена актуальность исследования, в соответствии с целями сформулированы задачи и методы, применявшиеся в исследовании. В первой части рассмотрена история изучения проблемы нравственного воспитания. Во второй части данной работы, рассмотрена сама специфика нравственного воспитания. В третьей – педагогические основы нравственного воспитания. В четвертой – специфика духовно – нравственного воспитания. В заключении изложены основные выводы о проделанной работе. Список использованной литературы содержит 24 источника.

Содержание работы

Введение.
1. История изучения проблемы нравственного воспитания.
2. Специфика развития нравственного воспитания.
3. Педагогические основы нравственного воспитания.
4. Духовно-нравственное воспитание.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Савула А. С. СД-11-12 Педагогика для Володина А. А..doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

 

Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным  этапом в развитии механизмов поведения  и деятельности, в становлении  личности дошкольника в целом. 
 
Таким образом, рассматривая теоретические аспекты нравственного воспитания и формирования культуры поведения, мы пришли к выводу, что проблема нравственного становления личности существует очень давно и в этой области сделано немало открытий. Процесс нравственного воспитания имеет свою специфику и трудности в организации, однако, освоив необходимые психологические и педагогические знания, взрослый способен влиять на ребёнка и целенаправленно формировать нравственные представления и культуру поведения. 
 

3. Педагогические основы нравственного воспитания.

 

Процесс нравственного воспитания – это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности ребенка. 
 
Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение», - пишет Харламов И.Ф. Нравственность образуется от слова “нравы”. По – латыни нравы звучат как морас – мораль. [9,c.26] 
 
Нравы – это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своем поведении, в своих повседневных поступках. Нравы не вечные и не неизменные категории. Они воспроизводятся силой привычки масс, поддерживаются авторитетом общественного мнения, а не правовых положений. Вместе с тем моральные требования, нормы, права получают определенное обоснование в виде представлений о том, как надо вести себя в обществе. 
 
Нравственные нормы – это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах. 
 
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высокого сознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами морали. 
 
Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга. 
 
Педагогика, в области нравственного воспитания, выделяет такие педагогические понятия, как нравственное сознание и нравственное поведение.

 

 Система  исторически сложившихся и непрерывно  пополняемых знаний, преломленных  через личный опыт человека, составляет содержание сознания человека. Одна из характеристик сознания дана в самом его названии как совокупности знаний об окружающем мире (сознание). Вне знания нет сознания. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это – знание». [16,c.127] 
 
В общественном нравственном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения. Высшим уровнем сформированности нравственного сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий, поступков человека. От них зависит нравственная устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы нравственных понятий, развитостью нравственных чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений. 
 
Овладение нравственными представлениями и понятиями – длительный и сложный процесс. 
 
Дети проходят большой путь от усвоения нравственных понятий сначала на уровне представления до полного овладения его содержанием. 
 
Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим и т.п.). Формирующиеся нравственные представления начинают играть регулирующую роль в поведении детей, их отношении к окружающим. [14,c.48] 
 
В сознании ребенка образ какого-либо явления нравственной жизни может возникнуть не только в тот период, когда это событие происходит. Ребенок может воссоздать, вновь “увидеть” тот или иной поступок своего друга, который когда-то наблюдал. И более того, он может представить его поступок в определенных ситуациях. В этом случае действуют представления. По мнению Спиркина, в представлениях “сознание впервые отрывается от своего непосредственного источника и начинает существовать как относительно самостоятельное субъективное явление”. [5,c.8]

 
Нравственное сознание и поведение  детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики. 
 
Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние “этические инстанции”, которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется “детское общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 – 7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших дошкольников играет учебная деятельность. На занятиях они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. 
 
Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания. [3,c.38] 
 
Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, народной культуры и вероисповедания страны.

 

Для успешного  формирования привычки необходимо, чтобы  мотивы, с помощью которых детей  побуждают к действиям, были значимыми  в их глазах, чтобы отношение к  выполнению действий у ребят было эмоционально положительными.

 

4. Духовно–нравственное воспитание.

 

Начну этот параграф с того, что обращу внимание на то, что некоторая категория людей, выступая за нравственное воспитание, в то же время упорно пренебрегает его духовной составляющей. Эти люди предпочитают обойти молчанием область духовных знаний человечества, которые по сути дела легли в основу общечеловеческой морали, обуздали дикие нравы прошлых времен, на тысячелетия сформировали нравственные устои в общественных отношениях.

 

И. П. Подгласый  в учебнике «Педагогика», в разделе  « Воспитание духовности» пишет:

«Задачи воспитания множатся, потому что усложняется человеческая жизнь. Но ни одну конкретную задачу воспитания мы не можем решить, пока не будет решена общая задача – повышение духовности. Сами собой отпадут тогда недостатки нравственного, сексуального, экономического. Трудового воспитания.

 

Воспитание  духовности устраняет общую причину  невоспитанности человека во всех сферах.  Следовательно, если мы хотим достичь стабильного успеха, нужно все воспитание подчинить генеральной цели – воспитанию духовности» и т.д.

 

Крившенко Л.П. хоть и сомневается в том, что «русская система воспитания должна быть православной», с чем я полностью согласна, так как эта система станет резким поворотом в мировоззрении пласта людей и встретит противодействие общественности.

Так вот, Крившенко, в учебнике «Педагогика» пишет так:

«Формирование нравственного сознания, конечно  процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения  школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе способствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном: что есть жизнь, человек, Бог, природа…- тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше».

 

От себя же хочу напомнить, что даже для общего развития необходимо знать свои корни, историю, а так же вероисповедание своей  страны.

 

В русской философии  вопросами духовности много занимался Г. С. Сковорода. Задача воспитания – сохранить здоровье ребенка, научить его признательности, привить чувство долга. Признательность – гласный показатель духовной зрелости. Важным ориентиром в формировании духовных ценностей личности Г.С. Сковорода считал духовно – нравственное преобразование человека.

«Хаос и неразбериха  современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие  идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в безграмотной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» Игумен Евмений. «Духовность как ответственность».

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно  влияя на все стороны и формы  взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Обращение к  опыту православной педагогики в  настоящее время, когда идет поиск  духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

В течении нескольких лет, работы с детьми и подростками, изучая их проблемы, тревоги накапливалась  и потребность в создании духовно  – нравственного объединения. В процессе работы над программой этого объединения, я познакомилась с опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние годы в разных регионах России.

Особенность существующих программ в том, что они содействуют  сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с моей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи.

 Участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может быть священник.

Одна из проблем  современного образования состоит  в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность  поколений. Дети лишаются возможности  брать пример с людей, живших в  прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Предпринятые  на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

Православная  педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие).

Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством  духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

 
Заключение.

 
Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной  деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Поэтому учебно-воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности. 
 
Богатство идейно-нравственного содержания учебно-игровых занятий, разнообразие видов деятельности вне занятий, уклад жизни в семье – важнейшие источники формирования нравственности детей. 
 
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены формы, содержания и возможности нравственного воспитания дошкольников. 
 
Я сделала вывод, что для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо: 
 
- полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса; 
 
- знание “механизмов” формирования нравственности; 
 
- умение планировать работу по формированию культуры поведения, уметь разрабатывать и применять на практике пути и средства нравственного воспитания.

 

- Духовное развитие  должно неотрывно идти в ногу  с нравственным и эстетическим  воспитанием. 
 
Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам. Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, их последствия. 
 
Важнейшим средством нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий. Основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Я считаю, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Информация о работе Специфика нравственного воспитания