Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить и проанализировать специфику работы социального педагога в детском доме.
В соответствии с поставленной целью были сформированы следующие задачи:
Рассмотреть сущность работы социального педагога в детском доме.
Проанализировать виды деятельности социального педагога в детском доме.
Составить программу работы социального педагога в детском доме
Разработать рекомендации социальному педагогу детского дома по реализации программы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога в детском доме...6
Сущность работы социального педагога в детском доме……………..6
Виды деятельности социального педагога в детском доме………….11
Выводы по первой главе……………………………………………………….......19
Глава 2. Процесс деятельности социального педагога в детском доме………...20
2.1. Программа работы социального педагога в детском доме ……………20
2.2. Рекомендации социальному педагогу детского дома по реализации программы………………………………………………………………25
Выводы по второй главе…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….32
Литература………..…………………………………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………………38
В условиях учреждения для
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
На уровне учреждения социальный педагог работает на основании должностной инструкции и Положения о деятельности реабилитационной службы детского дома.
«Деятельность социального педагога в детском доме подразделяется на следующие виды:
Целью социально-педагогической
диагностики и консультирования является
отслеживание динамики социогенеза личности,
определение причин его нарушений. В содержание
данного вида деятельности входит:
изучение особенностей социальной адаптации
воспитанников; выявление воспитанников
социальной группы риска; изучение интересов,
способностей и склонностей детей; составление
индивидуальных карт развития;
диагностика индивидуальной социальной
ситуации развития детей; диагностика
общения детей со взрослыми и сверстниками;
диагностика отклонений в социальном
поведении и их причин;
диагностика причин не успешности в овладении
социально-бытовыми навыками.
Целью социально-профилактической
работы является предупреждение возможных
нарушений в социальном развитии детей,
создание условий для полноценного личностного
развития. Содержание данного вида деятельности
включает: разработка и реализация программ
профилактики психического напряжения
и нервных срывов у детей; создание благоприятного
психического микроклимата; оптимизация
общения воспитанников с членами своей
семьи, педагогами, сверстниками; работа
по адаптации воспитанников к широкому
социальному окружению; психолого-педагогические
консилиумы по выработке мер комплексной
помощи детям; программа профилактики
социальных вредностей (алкоголизм, наркомания
и тд.); программа профилактики межличностных
конфликтов.
Целью социального воспитания, коррекционно-развивающей работы является активное воздействие на процесс социализации личности. Содержание деятельности: программа развития житейских умений и навыков; программа профессиональной ориентации; программа сексуального воспитания и подготовки к семейной жизни; программа развития коммуникативных навыков
и культуры общения; программа коррекции различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия, аутизм и т.д.); программы психотерапии (психологическая гимнастика, коррекция образа «Я», программы кризисной интервенции в критических ситуациях). [Галагузова, 2002: 74]
В связи с этим, деятельность социального педагога в детском доме включает следующие аспекты. (Приложение 1)
Определение социального статуса воспитанников предполагает лишение или ограничение родителей в родительских правах, признание их через суд безвестно отсутствующими, оформление инвалидности и гражданства воспитанникам;
«Определение социального статуса ребенка проводится путем изучения документов, беседы, тестирования. Социальный педагог выделяет проблемы, которые предстоит ему решить: собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в детский дом, собирает сведения о родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает в обучении воспитанников и т.д.». [Холостова,2001: 234]
Социальный педагог составляет индивидуальную программу развития воспитанников, т.е., анализируя документы, которые есть у ребенка, его проблемы, найти пути выхода из создавшейся ситуации, фактически представить, каким должен быть выпускник детского дома, учитывая, какой он сейчас. Работая с документацией, социальный педагог формирует личные дела воспитанников, занимается сбором недостающих в личном деле воспитанника документов и сведений о родителях, братьях и сестрах, наличии и сохранности имущества, квартиры, ценных бумаг, открытие счетов в сбербанке.
Кроме того, «социальный педагог производит социальную диагностику детского коллектива или статистический мониторинг, обеспечивающий целостное представление о результативности деятельности системы социальной службы детского дома, о качественных и количественных изменениях социального статуса воспитанника». [Мустаева ,2003: 316]
Работая в детском доме, социальный педагог ведет контроль за соблюдением социальных прав воспитанников в детском доме, обеспечивает защиту личных прав воспитанников: получение общего среднего образования, предоставление свободного времени в распорядке дня, исключение вредного влияния, своевременное получение паспорта работу; и регистрации и т.д.; обеспечение льгот, предусмотренных Правительством России, в период обучения детей, при выпуске их и поступлении на учебу или работу.
Социальный педагог выявляет воспитанников группы риска. Для этого он изучает личные дела воспитанников, комплектует их по группам, составляет социальные паспорта группы, проводит корректировку списков воспитанников по социальному статусу, определяет детей группы риска.
Осуществляя такой вид
деятельности «социальный педагог изучает особенности
развития воспитанников, окружающей среды,
отклонений в поведении. Для этого он ведет
беседы с воспитанниками и воспитателями,
наблюдает, составляет социальную карту
личности на детей группы риска. Проводит
анализ полученных результатов, отслеживает
динамику развития детей».[Фирсов,2001:122]
«Составление индивидуальной
программы развития воспитанника
– следующая задача социального педагога,
которая предусматривает формирование
будущего выпускника в соответствии с
нормой, учитывая его проблемы».[Галагузова,2000:
Сложный
воспитательный процесс в детском доме
требует от воспитателей уяснения не только
его сегодняшних, текущих задач, но раскрытия
тенденций развития как ребенка, так и
коллектива, в котором он находится. Одна
из главных задач при этом – «формирование
гуманных отношений, которые выражаются:
в бескорыстной моральной помощи всем,
кто в этом нуждается; в уважении другого
человека, чуткости, эмоциональности,
отзывчивости на чужое горе и чужую радость,
на переживание другого; в бережном отношении
к достоинству человеческой личности.
Реабилитация ребенка происходит с помощью
медиков, психологов, педагогов, социальных
педагогов других специалистов детского
дома». [Василькова,2004: 52]
«Медицинская реабилитация предполагает проведение комплекса
оздоровительных и лечебных мероприятий.
Психологическая реабилитация
связана с занятиями по снятию тревоги,
беспокойства, напряжения ребенка в детском
доме.
Педагогическая реабилитация
предусматривает дополнительные занятия
по программе общеобразовательной школы,
а также коррекционных занятий Социальная адаптация
означает успешное освоение воспитанниками
социальных ролей в системе общественных
отношений. Социальная адаптация проводится
через формирование и развитие навыков
ведения домашнего хозяйства, самообслуживания,
трудовых умений и навыков». [Шептенко,2002:59]
Таким образом, социальный педагог осуществляет такой вид деятельности как работа по проблемам семьи, которая предполагает выяснение общих проблем родовой семьи воспитанника и ее особенностей. У воспитанника детского дома институт семьи как образец для собственного поведения либо отсутствует вообще (сирота), либо является недееспособным (социальное сиротство). Поэтому большое значение уделяется работе с социально благополучными родственниками. Первоначально обследуются материально-бытовые условия проживания родственников, и если условия позволяют, то ведется работа с ними по возвращению детей в семью (на данный момент семьи родственников посещают 27% воспитанников нашего детского дома). Также формирование у детей позитивного образа семьи ведется через консультации по семейному законодательству РФ и воспитательные мероприятия, посвященные Дню Матери, Дню Отца, Дню Семьи (они включают в себя симультанные и деловые игры, практикумы, библиотерапию, моделирование ситуаций, тренинги, встречи с интересными людьми.). [ Шульга,2008:16]
Вместе с психологами
социальный педагог занимается проблемами:
профессионального самоопределения выпускников;
освоения ими различных социальных ролей
человека в обществе; ознакомления со
структурой и функциями семьи; формирования
адаптивных механизмов, позволяющих приспособиться
выпускнику к жизни после выхода из детского
дома.
Представительство интересов ребенка
в правозащитных и административных органах
– важная функция, которую выполняет социальный
педагог в детском доме. Реализуя эту посредническую
функцию, социальный педагог охраняет
и защищает права воспитанника, обозначенные
как в международных актах, так и в наших
отечественных и региональных законодательных
актах. Так, социальный педагог занимается
жилищными проблемами ребенка, его трудоустройством
и продолжением дальнейшего обучения.
В рамках своей деятельности в детском доме социальный педагог осуществляет профессиональное определение воспитанников.
«Роль социального педагога в комплексном профопределении воспитанников заключается:
Одним из направлений работы социального педагога детского дома является профилактика асоциального поведения воспитанников, которая состоит в предупреждении и коррекции социальных отклонений и социальной дезадаптации. «Цель этой работы – успешная социализация выпускников в обществе, в том числе, через формирование социальных моделей поведения. Содержанием данного направления выступают:
Работа по передаче детей на воспитание в семью является одним из направлений деятельности социального педагога в детском доме и заключается:
Выводы по первой главе
В силу наличия у воспитанников широкого спектра социальных, медицинских, психологических, педагогических проблем и отсутствия у детей социального обуславливает потребность и необходимость в деятельности социально педагога в детском доме.
Рассматривая сущность работы социального педагога в детском доме, мы проанализировали специфику и функции деятельности социального в детском доме. В рамках первой задачи, изучив источники, мы пришли к выводу, что главная цель деятельности педагога в детском доме – социализация личности воспитанников, определив, что специфика социально-педагогической работы в условиях детского дома заключается в том, что она имеет абилитационный и комплексный характер.
Рассмотрев функции
социального педагога, мы пришли к
выводу, что социальный педагог выполняет образовательно-воспитывающую,
диагностическую, организационную, прогностическую,
предупредительно-
В рамках второй задачи, при рассмотрении видов деятельности социального педагога в детском доме, мы выделили следующие виды деятельности: определение социального статуса ребенка, составление индивидуальной программы развития воспитанников, проведение медицинской, психологической, педагогической, социальной адаптации, оказание помощи в профопределении воспитанников, профилактика асоциального поведения, работа по передачи детей на воспитание в семью.
Глава 2. Процесс деятельности социального педагога в детском доме
2.1 Программа работы социального педагога в детском доме
В современных условиях изменения общественного строя и общественного сознания, когда « на развитие детей и подростков воздействуют многие неблагоприятные факторы социальной и биологической экологии, увеличивается количество различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода из детства в подростковый возраст». [Обухова,2004: 97]
Информация о работе Специфика работы социального педагога в детском доме