Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:56, курсовая работа
Цель исследования: изучить и проанализировать специфику работы социального педагога в детском доме.
В соответствии с поставленной целью были сформированы следующие задачи:
Рассмотреть сущность работы социального педагога в детском доме.
Проанализировать виды деятельности социального педагога в детском доме.
Составить программу работы социального педагога в детском доме
Разработать рекомендации социальному педагогу детского дома по реализации программы.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы работы социального педагога в детском доме...6
Сущность работы социального педагога в детском доме……………..6
Виды деятельности социального педагога в детском доме………….11
Выводы по первой главе……………………………………………………….......19
Глава 2. Процесс деятельности социального педагога в детском доме………...20
2.1. Программа работы социального педагога в детском доме ……………20
2.2. Рекомендации социальному педагогу детского дома по реализации программы………………………………………………………………25
Выводы по второй главе…………………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….32
Литература………..…………………………………………………………………35
Приложения…………………………………………………………………………38
В связи со сложившейся ситуацией в стране, ростом преступности и правонарушений, неумением найти себя в этой жизни, социальной дезадаптацией учащихся в течение последних десяти лет, мы можем наблюдать усиление роли образовательных и воспитательный учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Среди них большое место занимают проблема установления контакта с другими людьми и проблема приспособления к условиям реальной действительности.
«Анализ современного состояния детства в российском обществе показывает, что существует комплекс проблем: скрытый отсев из школ учащихся и превращение их в бродяг, рост хулиганских поступков среди несовершеннолетних подростков, распространение токсикомании и наркомании среди учащейся молодёжи и, как следствие, снижение у них познавательных функций, низкий уровень вербального интеллекта и другие проблемы, которые способствуют стойкому проявлению у подростков социальной неустойчивости и тревожности». [Павленок,2003: 204]
Существующие в стране социальные проблемы - наркомания, агрессивность, бродяжничество, алкоголизм и т.д., заставляют задуматься о том, как уберечь воспитанников детского дома от подобного будущего. Актуальность данной темы продиктована тем, что комплекс проблем, существующих сегодня в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствует стойкому проявлению у детей данной категории социальной неустойчивости и девиаций в поведении.
Подростковый кризис не всегда протекает без осложнений, и даже при
нормальном течении требует от взрослых пристального внимания. Поэтому задача социального педагога и воспитателей помочь подростку, научить его правильно оценивать ситуацию и реагировать на нее. Многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.
Результаты психодиагностики воспитанников детского дома, опросы воспитателей и педагогов показали, что склонность к девиантному поведению имеют более 80%, поэтому возникла необходимость составления программы профилактики отклоняющегося поведения.
На основании вышеизложенного, мы предлагаем программу деятельности социального педагога в детском доме по коррекционно-профилактическому преодолению девиантного поведения воспитанников «Профилактика и предупреждение девиантного поведения».
Целью нашей программы является профилактическая работа, направленная на предупреждение девиантного и асоциального поведения, среди воспитанников детского дома.
Мы считаем, что работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении учащихся эффективна лишь при соблюдении следующих условий: успешность воспитанника в какой-либо деятельности, эмоционально позитивная система отношений со сверстниками, воспитателями, учителями, психологическая защищѐнность, поэтому наша программа рассчитана на комплексное взаимодействие психолога, социального педагога и воспитателей.
Существующая на сегодня система мер профилактики девиантного поведения неэффективна. Причины этого кроются в следующем: приоритет учебных задач перед задачами воспитания в работе с детьми и подростками в образовательном учреждении; низкая доступность конкретных технологий профилактической работы для практических работников; осуществление помощи “трудным” преимущественно педагогами-энтузиастами; бессистемность и непоследовательность в реализации мер профилактики и реабилитации.
По нашему мнению, для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий: выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга; научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Мы считаем, что наша программа должна реализовываться по следующим этапам:
По каждому направлению подобрано несколько ролевых игр, бесед, психологических тренингов. Планируется выпуск серии плакатов, буклетов посвященных здоровому образу жизни.
«Социально-педагогическая диагностика – специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов». [Басов,2006: 143]
Диагностическая работа может проводиться как групповым, так и индивидуальным методом, сообщение же результатов диагностики всегда осуществляется индивидуально.
Диагностическая работа с воспитанниками позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального развития детей.
Для диагностики девиантного поведения воспитанников мы предлагаем использование следующих методик: Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел) (Приложение 2), Карта наблюдений (Д.Стотта), «Шкала враждебности» (В.Кука - Д.Медлей) (Приложение 3), Опросник Басса – Дарки диагностика уровня агрессии.
Информационно-просветительская работа представляет собой одну из форм профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей.
Информационно-просветительская работа с воспитанниками – форма работы социального педагога, которая часто оказывается наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении.
Мы считаем, что необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:
На каждом из этих направлений социальному педагогу необходимо привлекать для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).
В этой связи важное значение
приобретают внеклассные
Информация для детей должна быть представлена широко и разнообразно, с использованием средств массовой информации, технических средств обучения. Все это позволяет детям получить стройную систему знаний, преодолеть ошибочные мнения о тех или иных вредных привычках, способствует формированию адекватного поведения.
В рамках информационно-просветительской работы по профилактике и преодолению девиантного поведения мы предлагаем проведение следующих мероприятий: акция «Мы против курения» (Приложение 4), лекция «Алкоголь в жизни подростков», групповое занятие-практикум «Общение без конфликтов», диспут «Преступление и наказание», занятие «Суд над наркоманией».
Социально-профилактическая работа включает комплекс активных воспитательно-педагогических мероприятий.
При разработке социально-профилактических мероприятий социальный педагог учитывает:
После реализации программы «Профилактика и предупреждение девиантного поведения» социальным педагогом ожидаются следующие результаты:
2.2 Рекомендации социальному педагогу детского дома по реализации программы
По результатам исследования, для реализации разработанной нами программы деятельности социального педагога в детском доме «Профилактика и предупреждение девиантного поведения» нами были разработаны следующие рекомендации социальному педагогу.
Рекомендации включают два основных направления.
Проанализировав причины девиантного поведения воспитанников детского дома и его проявлений, мы пришли к выводу:
В первую очередь, социальный педагог, стремящийся преодолеть всякого рода отклонения в поведении подростка, должен избрать главным объектом своего внимания вовсе не правонарушения и даже не девиантность, а причины их возникновения.
Осуществляя прогнозирование девиантного поведения восппитанников, необходимо собрать исчерпывающую информацию: во-первых, об особенностях проявления различных видов девиации; во-вторых, об объективных и субъективных факторах, которые, с одной стороны, провоцируют девиантные отклонения в поведении учащихся, с другой – уменьшают и нейтрализуют эти проявления. Прогнозирование в условиях детского может быть следующих видов: прогнозирование отклоняющегося от нормы поведения подростков в целом или общее прогнозирование; прогнозирование индивидуальное, в отношении конкретного воспитанника; прогнозирование групповое, когда мы имеем дело с групповыми девиациями. Можно также осуществлять прогнозирование отдельных видов девиаций.
Осуществляя прогнозирование общее, групповое или индивидуальное, необходимо провести подробный анализ факторов, позволяющих прогнозировать девиантное поведение детей.
Рекомендуется проведение с подростками тренинговых
программ по управлению своим гневом,
формированию навыков общения и сотрудничества
и т.п. Их можно использовать в зависимости
от того, какие конкретные причины агрессивного
поведения подростка удалось установить.
При проведении тренинговой работы
по социализации агрессии социальному
педагогу необходимо помнить о необходимости
разделения ответственности за результаты
тренинговой работы с подростками. Такая
позиция педагога мобилизует воспитанников
на плодотворную работу. Сделать это наиболее
оптимально на первом занятии во время
принятия правил и высказывания ожиданий
от тренинговой работы.
Мы рекомендуем следующие упражнения, применяемых на тренинге по социализации агрессии подростков:
1. «Рисунок гнева» (Прислушайтесь к себе, где в Вас живет гнев? Какую он жизнь проживает: как он зарождается, живет, умирает? Какого он цвета? На что он похож? Нарисуйте свой гнев на листе бумаги. Положите рисунок в центр круга, поделитесь своими впечатлениями с другими).
2. «Письмо гневу» (Напишите своему гневу небольшое письмо, расскажите ему как Вам с ним живется, как Вы чувствуете себя без него. Какую он пользу и какой вред приносит Вам и Вашим отношениям с другими людьми).
3. «Таблица гнева» (Доска делится на две части, в одной части школьники пишут «плюсы», которые можно получить от чувства гнева, в другой – «минусы»).
Результаты изучения конкретного воспитанника или коллектива должны заносится социальным педагогом в карту прогнозирования.
Основное содержание работы социального педагога в процессе организации профилактики девиантного поведения – это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. В одинаковой мере применимы и принцип добровольного обращения их за помощью и принцип предложения помощи.
Информация о работе Специфика работы социального педагога в детском доме