Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры, одной из популярных игр - волейбол. Трудно найти коллектив физической культуры, в котором не было бы волейбольной секции. Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу 6
1.1. Характеристика волейбола как игрового вида спорта 6
1.2. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу 11
Выводы 16
Глава II. Теоретические основы обучения и тренировки юных волейболистов 17
2.1. Специфические задачи учебно-тренировочных занятий
с детьми 13-15 лет 17
Обучение навыкам игры в волейбол 23
Выводы 29
Глава III. Эмпирическое исследование специфики задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет 30
3.1. Методы и организация исследования 30
3.2. Обсуждение результатов исследования 36
Выводы 39
Заключение 40
Литература 42

Файлы: 1 файл

Полностью готовая ВКР Алина doc.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГБОУ СПО «ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

 

Работа допущена к  защите

«__»_______2012 г.

Заведующий отделением

Физическая культура

Зиганшина Р.Ф._________

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

на тему:  Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях

с детьми 13-15 лет

 

 

Выполнил:

Дремина Алина Сергеевна

Специальность 050720

Физическая культура

Курс IV, группа 41

форма обучения: очная

 

Руководитель:

Ахтареева З.Ф.,

преподаватель физической

культуры

 

 

 

Дата защиты______________

Оценка___________________

Подпись  зам. директора

по УМР__________________

 

 

 

 

 

 

Туймазы

2012 

Оглавление

Введение

3

Глава I. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу

6

1.1. Характеристика волейбола как игрового вида спорта

6

1.2. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу

11

Выводы

16

Глава II. Теоретические основы обучения и тренировки юных волейболистов

17

2.1. Специфические задачи учебно-тренировочных занятий

с детьми 13-15 лет

17

    1. Обучение навыкам игры в волейбол

23

Выводы

29

Глава III. Эмпирическое исследование специфики задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет

30

3.1. Методы и  организация  исследования

30

3.2. Обсуждение результатов  исследования

36

Выводы

39

Заключение 

40

Литература

42

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Неотъемлемой частью физического развития и становления  как личности в подростковом периоде  является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры, одной из популярных игр - волейбол. Трудно найти коллектив физической культуры, в котором не было бы волейбольной секции. Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач.

Волейбол - один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц. Развитие физических, технических и тактических качеств невозможно без успешного планирования учебно-тренировочных задач. Планы тренировок должны быть реальными, намечать следует только конкретные задачи, для решения которых есть необходимые условия. Никакой план не может учесть сразу всех возможностей. Поэтому планы могут частично изменяться или уточняться. Необходимым условием выполнения плана является хорошо поставленная система учета.

Трудно найти коллектив  физической культуры, в котором не было бы волейбольной секции. Правильно  организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего  физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач. Объясняется это большой эмоциональностью игры, а также несложным оборудованием; небольшая площадка, мяч да сетка на двух стойках. Немного времени уходит и на то, чтобы усвоить суть и правила игры. Отсюда, однако, часто делаются неправильные выводы о том, что волейбол - простая и доступная всем игра и, чтобы научиться играть в волейбол, нужны всего лишь сетка, мяч и площадка. Главной приманкой волейбола является возможность начать играть без всякой подготовки. Это неправильное мнение.

 Нельзя смешивать  внешний характер игры, её сущность  и правила с процессом овладения  навыками игры. Овладение техникой  и тактикой в совершенстве - процесс  сложный и трудоёмкий, он требует  больших совместных усилий тренера  и обучающегося.

Здоровье и физическая подготовленность детей и подростков - важнейшая задача современного общества. Весь этот потенциал закладывается в дошкольные и школьные годы. Мало кто сейчас станет отрицать, что повышение эффективности физического воспитания подрастающего поколения средствами учебно-тренировочных занятий – является одной из главных задач для общеобразовательной школы. Решить эту задачу пытались и пытаются многие ученые, педагоги, учителя, руководители самых различных рангов, такие как Арестов Ю.М., Клещев Ю.Н., Каинов А.Н., Железняк Ю.Д., Портнов Ю.М. и многие другие. Все вышеизложенное позволило выбрать тему исследования: Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет.

Актуальность данного исследования в том, что, только решая специфические задачи обучения игре волейбол, применяя специальные средства и методы обучения с учётом возрастных особенностей обучающихся можно достичь высоких спортивных результатов в волейболе. Систематическая подготовка волейболиста под руководством тренера или учителя физической культуры срок технической подготовки игрока, значительно сокращается, и успех его значительно выше. В системе физического воспитания школьников видное место принадлежит волейболу. Волейбол включён как самостоятельный раздел в программу по физической культуре средних общеобразовательных школ. Массовое развитие спорта среди учащихся является одним из важных условий повышения спортивного мастерства взрослых спортсменов.

Цель выпускной квалификационной работы: исследование специфики задач, средств и методов обучения игре волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет.

Объектом исследования являются учебно-тренировочные занятия с детьми школьного возраста.

Предметом исследования: работы выступает специфика задач, средств и методов обучения игре волейбол.

В соответствии с целью и предметом исследования, были сформулированы следующие задачи:

1. Охарактеризовать волейбол, как игровой вид спорта

2. Раскрыть специфические задачи учебно-тренировочных занятий

 с детьми 13-15 лет

3. Исследовать задачи, средства и методы обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет.

Гипотезой исследования явилось следующее: если на учебно-тренировочных занятиях по волейболу с детьми среднего школьного возраста применять специфические средства и методы обучения, то можно добиться повышения уровня спортивных результатов (на примере технической подготовки).

Базой исследования выступило МБОУ СОШ № 1, Республики Башкортостан (РБ).

Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения, литературы в количестве 29 источников и приложения.

 

Глава I. Основные понятия учебно-тренировочных занятий

по волейболу

1.1. Характеристика волейбола как игрового вида спорта

Волейбол (англ. volleyball от volley - «ударять мяч с лёта» (также переводят как «летающий», «парящий») и ball - «мяч») - вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке) [3, 80]. Центральный орган волейбола как международного вида спорта, определяющий свод правил FIVB(англ.) - Международная федерация волейбола. Волейбол входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.

Волейбол - неконтактный, комбинационный вид спорта, где каждый игрок имеет строгую специализацию на площадке. Важнейшими качествами для игроков в волейбол являются прыгучесть для возможности высоко подняться над сеткой, реакция, координация, физическая сила для эффективного произведения атакующих ударов [4, 45]. Для любителей волейбол - распространённое развлечение и способ отдыха благодаря простоте правил и доступности инвентаря. Существуют многочисленные варианты волейбола, ответвившиеся от основного вида - пляжный волейбол (олимпийский вид с 1996 года), мини-волейбол, пионербол, парковый волейбол (утверждённый конгрессом FIVB в ноябре 1998 года в Токио). Изобретателем волейбола считается Уильям Дж. Морган, преподаватель физического воспитания колледжа Ассоциации молодых христиан(YMCA) в городе Холиоке (штат Массачусетс, США). 9 февраля 1895 года в спортивном зале он подвесил теннисную сетку на высоте 197 см, и его ученики, число которых на площадке не ограничивалось, стали перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Морган назвал новую игру «минтонет». Позже игра демонстрировалась на конференции колледжей ассоциации молодых христиан в Спрингфилде и по предложению профессора Альфреда Т. Хальстеда получила новое название - «волейбол» [1, 45]. В 1897 году в США были опубликованы первые правила волейбола: размер площадки 7,6 x 15,1 м (25 x 50 футов), высота сетки 198 см (6,5 фута), мяч окружностью 63,5-68,5 см (25- 27 дюймов) и массой 340 г, количество игроков на площадке и касаний мяча не регламентировалось, очко засчитывалось только при собственной подаче, при неудачной подаче её можно было повторить, играли до 21 очка в партии.

В процессе развития игры её правила, техника и тактика постоянно  совершенствовались. Основные правила, часть из которых дошла до наших дней, сформировались в 1915-1925 годах: с 1917 года розыгрыш партии был ограничен 15 очками, а высота сетки составила 243 см; в 1918 году было определено количество игроков на площадке - шесть; с 1922 года разрешено не более трёх касаний мяча; в 1925 году утверждены современные размеры площадки, размеры и вес волейбольного мяча. Эти правила применялись в странах Америки, Африки и Европы, в то время как в Азии вплоть до начала 1960-х годов играли по собственным правилам: с девятью или двенадцатью игроками на площадке 11х22 м без смены позиций игроками во время матча.

В 1922 году проведены первые общенациональные соревнования - в Бруклине состоялся чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд. В том же году была образована федерация баскетбола и волейбола Чехословакии - первая в мире спортивная организация по волейболу [1, 46]. Во второй половине 1920-х годов возникли национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии. В тот же период формируются главные технические приёмы - подача, передачи, атакующий удар и блок. На их основе возникает тактика командных действий. В 1930-е годы появились групповой блок и страховка, варьировались атакующие и обманные удары. В 1936 году на конгрессе международной федерации по гандболу, проводившемся в Стокгольме, делегация Польши выступила с инициативой организовать технический комитет по волейболу как часть федерации по гандболу. Была образована комиссия, в которую вошли 13 стран Европы, 5 стран Америки и 4 страны Азии. Членами этой комиссии в качестве основных были приняты американские правила с незначительными изменениями: замеры проводились в метрических пропорциях, мяча можно было касаться всем телом выше пояса, после касания мяча на блоке игроку было запрещено повторное касание подряд, высота сетки для женщин - 224 см, зона подачи была строго ограничена. С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун.

Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах, как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2010), среди женщин - сборная России (2010). Руководство FIVB продолжает вести работу над усовершенствованием волейбольных правил [1, 47]. Некоторые изменения были внесены в 2009 году, и в том же году на клубном чемпионате мира в Дохе (этот турнир был возрождён после 17-летнего перерыва) была опробована так называемая «золотая формула», согласно которой принимающая команда свою первую атаку должна проводить строго с задней линии. На практике это нововведение, которое по замыслу должно способствовать выравниванию возможностей соперников и позволить мячу дольше находиться в воздухе, не только не дало ожидаемого эффекта, но и привело к уменьшению зрелищности игры, за что было подвержено критике со стороны многих игроков, тренеров, специалистов и любителей волейбола [3, 80]. Игра ведётся на прямоугольной площадке размером 18х9 метров. Площадка разделена посередине сеткой.. Высота сетки для мужчин - 2,43 м, для женщин - 2,24 м. Игра ведётся сферическим мячом окружностью 65-67 см весом 260-280 г. Каждая из двух команд может иметь в составе до 14 игроков, на поле в каждый момент времени могут находиться 6 игроков. Цель игры - атакующим ударом добить мяч до пола, то есть до игровой поверхности площадки половины противника, или заставить его ошибиться. Игра начинается вводом мяча в игру при помощи подачи согласно жребию. После ввода мяча в игру подачей и успешного розыгрыша подача переходит к той команде, которая выиграла очко. Площадка по количеству игроков условно разделена на 6 зон. После каждого перехода права подачи от одной команды к другой в результате розыгрыша очка, игроки перемещаются в следующую зону по часовой стрелке.

Соревновательное противоборство волейболистов происходит в пределах установленных правил посредством присущих только волейболу соревновательных действий - приемов игры (техники). При этом обязательным является наличие соперника. В волейболе цель каждого фрагмента состязания состоит в том, чтобы доставить предмет состязания (мяч) в определенное место площадки соперников и не допустить этого в отношении себя [6, 78]. Это определяет единицу состязания - блок действий типа «защита - нападение», который включает также действия по разведке, дезинформации, конспирации и т.п. В волейболе, как в командной спортивной игре выигрывает и проигрывает команда в целом, а не отдельные спортсмены [6,79]. Сложный характер соревновательной игровой деятельности, например, в волейболе создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, в условиях ограниченного времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических средств, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций. Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимость выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) обусловливает требование надежности, стабильности навыков и т.д. В волейболе, например, каждая ошибка отражается на результате (выигрыш или проигрыш очка). В командных играх соревновательную деятельность ведут несколько спортсменов, и многое зависит от согласованности их действий, от форм организации действий спортсменов в процессе соревновательной деятельности с целью достижения победы над соперником. Для волейбола особенностью является ступенчатый характер достижения спортивного результата [1, 48]. В играх это своеобразная первая ступень - «технико-физическая», нужна еще организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных. Необходимо установление объективных (количественно выраженных) показателей, на основании которых можно было бы успешно планировать процесс спортивной подготовки и осуществлять контроль за ним.

Информация о работе Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет