Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры, одной из популярных игр - волейбол. Трудно найти коллектив физической культуры, в котором не было бы волейбольной секции. Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу 6
1.1. Характеристика волейбола как игрового вида спорта 6
1.2. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу 11
Выводы 16
Глава II. Теоретические основы обучения и тренировки юных волейболистов 17
2.1. Специфические задачи учебно-тренировочных занятий
с детьми 13-15 лет 17
Обучение навыкам игры в волейбол 23
Выводы 29
Глава III. Эмпирическое исследование специфики задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет 30
3.1. Методы и организация исследования 30
3.2. Обсуждение результатов исследования 36
Выводы 39
Заключение 40
Литература 42

Файлы: 1 файл

Полностью готовая ВКР Алина doc.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

 Кроме этого, следует  учитывать то, что последовательность  задач в каждом виде подготовки  и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической подготовки к технической. Упражнения по технике, построенные в определенном порядке усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе в дальнейшем изучают индивидуальные тактические действия и т. д. В конечном счете одна составная часть подготовки, качественно преобразуясь, как бы переходит в другую, следующую в методическом ряду.

Методы, применяемые в  процессе обучения игре, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.

Первый этап - ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение [25, 144]. Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий: кинограмм, кинокольцовок, видеозаписей, схем, макетов площадки и т. д. Показ необходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.

Второй этап - изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическому действию и посильны для учащихся.

Третий этап - изучение приема или действия в усложненных условиях.

Четвертый этап предполагает закрепление приема (действия) в игре. Высшим уровнем закрепления навыка является соревнование.

 

Выводы

Во второй главе: Теоретические основы обучения и тренировки юных волейболистов даны два параграфа. В первом параграфе раскрываются специфические задачи учебно-тренировочных занятий с детьми 13-15 лет.

Задачи учебно-тренировочных занятий по волейболу вытекают из основных положений спортивной и физической подготовки детей среднего школьного возраста. Осуществление этих задач достигается целенаправленным содержанием, правильной организацией и эффективной методикой проведения занятий. Учебно-тренировочный процесс преследует цели не только обучение технике и тактике, развития специальных физических качеств и способностей, но и воспитания у детей среднего школьного возраста занимающихся волейболом моральных качеств, твердой воли и характера, сознательной дисциплины, коллективизма. Таким образом, для каждой возрастной группы детей занимающихся волейболом, задачи конкретизируются, изменяются средства и методы для их решения.

Во втором параграфе анализируется процесс обучения навыкам игры в волейбол. Основополагающую роль в построении процесса обучения навыкам игры в волейбол играют структура соревновательной деятельности и факторы, определяющие ее эффективность в волейболе. Результатом совершенствования игры в волейбол является сформированность навыков и умений, применение на практике приёмов игры, проявление способностей при участии в соревнованиях разного уровня. Физическое совершенство предполагает не только рост эстетической культуры, накопление игрового опыта, но и предполагает самореализацию в деятельной сфере.

 

 

Глава III. Эмпирическое исследование специфики задач, средств и методов обучения игре волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет

3.1. Методы и организация исследования

Для достижения цели и решения поставленных задач  были использованы следующие методы исследования:

        1. Анализ научно - методической литературы,
        2. Педагогическое наблюдение;
        3. Фотомонтаж,
        4. Контрольные испытания (тестирование),
        5. Методы математической статистики,
        6. Педагогический эксперимент.

Анализ литературных источников позволил составить представление о состоянии исследуемых вопросов, обобщить имеющиеся литературные данные и мнения специалистов, касающихся вопроса специфики задач, средств и методов обучения игре в волейбол. В качестве документальных источников была использована комплексная программа по физической культуре и программа по волейболу для учащихся 1 – 11 классов [18, 12]. Педагогические наблюдения за действиями учеников проводились в процессе учебных и учебно-тренировочных занятий для визуального определения правильности выполнения упражнений.

«Технической подготовкой» спортсмена называют обучение его основам  техники действий, выполняемых в  соревнованиях или служащих средствами тренировки, и совершенствование избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Особенности спортивно-технической подготовки определяются тем, что она строится по закономерностям достижения мастерства в избранном виде спорта. Критериями спортивно-технического мастерства являются наряду с этим показатели надежности техники, объема (количества) и разнообразия освоенных технических приемов [13, 122]. Простейшим показателем надежности техники может служить процент удачных и неудачных попыток в общем числе попыток, использованных спортсменом в соревнованиях или в прикидках для достижения намеченного результата. Объем и разнообразие технического фонда спортсмена имеют неодинаковое значение в различных видах спорта - наибольшее в спортивных играх, и это немаловажные факторы спортивно - технической подготовленности.

Обучение технике - важнейшая  задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Задача тренера - знание основной методики обучения и тренировки, правильное планирование учебно-тренировочного процесса, и способность добиться быстрого и правильного овладения волейболистами рациональной техникой и, в конечном счете добиваться успеха на соревнованиях. Также важной задачей в волейболе является задача определения траектории и скорости полёта мяча и умение своевременно «выйти на мяч» - занять удобное исходное положение для приема передачи, нападающего удара, блокирования. Способность быстро решать такие задачи можно развивать специальными упражнениями.

Для выявления уровня технического мастерства испытуемых мы подобрали тесты. Контрольные испытания (тестирование) проводились с целью выявления первоначального уровня развития техники юных волейболистов. Для проверки техники волейболистов, путем анализа литературных источников, мы подобрали следующие тесты:

- Верхняя передача  мяча двумя руками над собой (за 1 минуту);

- Нижняя передача мяча двумя руками над собой (за 30 секунд);

- Нижняя прямая подача мяча (из 10 раз).

Верхняя передача мяча. Игрок стоит на слегка согнутых ногах с равномерно распределенным весом тела на обеих ступнях. Туловище слегка наклонено вперед. Согнутые в локтях руки встречают мяч на уровне лица. Передача выполняется за счет последовательного выпрямления ног, туловища и рук. Направление, высота, скорость и точность передачи достигаются конечным активным движением кистей и пальцев (Приложение 3, рис. 1).

Нижняя передача мяча двумя руками. После предварительного перемещения к мячу делается выпад с одновременным выносом прямых рук вперед-вниз. Туловище игрок подает вперед. Угол наклона туловища и вынос рук вперед зависят от высоты и местонахождения мяча по отношению к защитнику. Мяч принимается на внутреннюю часть сближенных предплечий, ближе к лучезапястным суставам. Кисти при этом соединены и опущены вниз.

Руки в суставах должны быть закреплены. Обычно удар производится впереди игрока. Если мяч находится правее или левее, то целесообразно произвести выпад в направлении полета мяча. Кисти рук и предплечья разворачиваются в сторону мяча (влево-вниз или вправо-вниз). (Приложение 3, рис. 2).

Нижняя прямая подача мяча. При выполнении подачи, игрок стоит лицом к сетке. Ноги расставлены на ширину плеч и  согнуты. Одна нога на полшага выставлена вперед. Мяч находится на согнутой в локте руке, примерно на уровне пояса. Рука, производящая удар, отводится назад для замаха, а затем, в момент снижения подброшенного мяча наносит удар снизу-сзади. Кисть в момент удара закреплена, пальцы прижаты. Вес тела переносится со сзади стоящей ноги на впереди стоящую. Высота и направление полета мяча зависят от положения кисти в момент соприкосновения с мячом. Подача может быть выполнена кулаком. (Приложение 3, рис.3).

Педагогический эксперимент  включал в себя специальные упражнения технической подготовки волейболиста.

Упражнения для развития силы мышц:

  1. Броски набивных мячей различного веса, акцент на движение кистями.
  2. Вращение, кистями рук палки, наматывая на нее шнур, к концу которого подвешен груз (5-15 кг).
  3. В упоре лежа – отталкивание от пола с хлопком перед грудью.
  4. Закрепив конец амортизатора в различных точках на полу или стене, выполнять имитационные упражнения, по своей структуре сходные с техническими приемами.
  5. Сидя на гимнастической скамейке, наклоны назад с помощью партнера, который держит за голеностопные суставы. Упражнение можно выполнять с отягощением в руках.
  6. Полуприседания и быстрые вставания со штангой с подъемом на носки. Вес штанги не более 50% от собственного веса спортсмена (10-15 раз за подход).
  7. Выпрыгивания из полприседа и приседа. Вес штанги 50% от собственного веса спортсмена (6-8 выпрыгиваний за подход).
  8. Прыжки со скакалкой.
  9. Прыжки с разбега и с места с касанием предметов на оптимальной и максимальной высоте.
  10. Напрыгивание на предметы различной высоты.
  11. Серии прыжков с преодолением препятствий и др.

В тренировочном занятии целесообразно чередовать упражнения, направленные на совершенствование техники, с сериями упражнений, требующих больших физических напряжений, или имитационные упражнения большой интенсивности.

  1. Серия прыжков в течении 15-20 с каждая.
  2. Перемещения в низкой стойке в различных направлениях по 1-1,5 мин, затем отдых 30-45 секунд.
  3. Последовательная имитация нападающего удара (блокирования) и падения у линии нападения (или кувырок).
  4. Серия падений на грудь (или на спину с последующим переворотом).
  5. Эстафеты с различными перемещениями и чередованием кувырка вперед и назад.
  6. Челночный бег в различном направлении и на разное расстояние.

 

 

Исследование особенностей развития технических качеств юных волейболистов в экспериментальной группе и контрольной группе проводилось в период с сентября 2011 г. по февраль 2012 г. Время проведения тестов, характер отдыха между попытками были постоянными для всех испытуемых. Тестирование до внедрения эксперимента проводилось в сентябре 2011 года, повторное тестирование провели через 6 месяцев (сентябрь, февраль). В исследовании принимали участие две группы: экспериментальная группа – юные волейболисты 13 –15 лет, контрольная группа - учащиеся 13 – 15 лет, не занимающиеся спортом.

 Волейболисты 13 –  15 лет на начало эксперимента уже прошли два года обучения в группе начальной подготовки и состоят в учебно-тренировочной группе первого года обучения. Группа детей, не занимающихся спортом, включена в эксперимент для того, чтобы можно было сопоставить и сравнить их результаты с детьми, которые целенаправленно занимаются в секции волейбола и увидеть тенденцию развития физических качеств. Урок физкультуры не дает такого эффекта в развитии техники волейболиста, как тренировочные занятия по волейболу, поскольку, даже, по времени тренировки идут дольше и чаще, чем урок.

В экспериментальную  группу входят ученики секции волейбола МБОУ СОШ № 1 г. Туймазы, в возрасте 13-15 лет. В их тренировочный процесс были внедрены специальные упражнения для развития техники волейболиста.

В контрольную группу входят ученики 8 А класса МБОУ СОШ № 1 г. Туймазы 13 - 15 лет, занимающиеся по общепринятой программе для общеобразовательных школ, не входящие по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу. Общее количество испытуемых 20 - по 10 человек в каждой группе. Сущность эксперимента заключается в следующем: выявить более эффективную программу для развития техники волейболистов 13 - 15 лет, провести тестирование и сравнить результаты. При сравнении эффективности программ по развитию техники юных волейболистов, применяемых в двух различных группах (контрольной и экспериментальной), использовался следующий общепринятый расчет: подсчет среднего арифметического значения (Х) в каждом из тестов в каждой группе. Методы математической статистики включают в себя измерения средних показателей в каждом из двух тестов в контрольной и экспериментальной группах. В контрольной группе тренировочный процесс проводился по общепринятой методике обучения (рассказ, показ, обучение).

Исследование проводилось  поэтапно. На первом этапе исследования, в сентябре 2011 года, проводился литературный поиск по теме исследования. Определялись объект и предмет исследования. Разрабатывалась гипотеза исследования и методика тестирования. Подбирались контрольные испытания (тесты).

На втором этапе исследования, в октябре 2011 года, проводилось тестирование в контрольной и экспериментальной группах, тесты провели в один день.

На третьем этапе - в середине февраля 2012 года, после эксперимента было проведено повторное тестирование в обеих группах. Обрабатывались и анализировались полученные данные. Оформлялась научная работа.

В начале нашего исследования мы проанализировали программу по волейболу  для спортивных школ и программный  материал по волейболу в программе  по физической культуре для общеобразовательных  школ. В комплексной программе  по физическому воспитанию для общеобразовательных учреждений на спортивные игры с 5 по 9 классы отводится 90 часов, т.е. на каждый класс по 18 часов. Эти часы распределяются учителями физической культуры в зависимости от материально- технической базы школы, от уровня профессионализма учителя. В содержание программного материала по спортивным играм (волейболу) входят такие технические и тактические приёмы: Стойки игрока, перемещения, передача мяча 2-я руками сверху, отбивание мяча кулаком, нижняя прямая подача и приём мяча с подачи, прямой нападающий удар, тактика позиционного нападения, тактика защиты, учебная игра. В программе по волейболу для спортивных школ, на техническую подготовку обучающихся отводится -500 часов, из них на учебно-тренировочную группу первого года обучения – 200 часов. Можно сделать вывод, что если сравнить количество часов отведённых на волейбол в общеобразовательной школе и спортивной школе, то видно следующее - в общеобразовательных школах недостаточно часов на овладение тактическим и техническим приёмам игры в волейбол.

Информация о работе Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет