Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:00, дипломная работа

Описание работы

Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры, одной из популярных игр - волейбол. Трудно найти коллектив физической культуры, в котором не было бы волейбольной секции. Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу 6
1.1. Характеристика волейбола как игрового вида спорта 6
1.2. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу 11
Выводы 16
Глава II. Теоретические основы обучения и тренировки юных волейболистов 17
2.1. Специфические задачи учебно-тренировочных занятий
с детьми 13-15 лет 17
Обучение навыкам игры в волейбол 23
Выводы 29
Глава III. Эмпирическое исследование специфики задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет 30
3.1. Методы и организация исследования 30
3.2. Обсуждение результатов исследования 36
Выводы 39
Заключение 40
Литература 42

Файлы: 1 файл

Полностью готовая ВКР Алина doc.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

Контрольная группа мальчиков  занималась по общепринятой программе  для общеобразовательных школ по волейболу, а экспериментальная  группа занималась по программе с  повышенным содержанием специальных  упражнений для развития техники волейболиста. Программа курса волейбол для детей 13-15 лет рассчитана на- 108 занятий, при 3-х разовых занятиях в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-15 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.

 

2.2. Обсуждение  результатов исследования

Результаты тестирования до и после  эксперимента отображены в Приложении 1 - 2. Результаты тестирования показали, что перед экспериментом различия между группами по овладению техники являются не значительными.

Так, в тесте верхняя  передача мяча двумя руками над собой средний показатель в контрольной группе составил 26,4, а в экспериментальной 34,3.

В тесте нижняя передача мяча двумя руками над собой средний показатель в контрольной группе составил 14,3, а в экспериментальной 18,5.

В тесте нижняя прямая подача мяча средний результат в  контрольной группе равен 6,1, а в  экспериментальной 6,9.

 

 

Таблица 1

Средние результаты экспериментальной  и контрольной групп

до проведения эксперимента

№ п/п

Вид тестирования

Контрольная

группа

Экспериментальная группа

1

Верхняя передача мяча двумя руками над собой

26,4

34,3

2

Нижняя передача мяча двумя руками над собой

14,3

18,5

3

Нижняя прямая подача мяча

6,1

6,9


 

По полученным до проведения эксперимента результатам тестирования можно судить о существенных различиях в экспериментальной и контрольной группах. Итак, испытуемые были одинаковы по возрасту и степени развития техники, о чем свидетельствуют исследования до эксперимента. После проведения эксперимента общие различия между испытуемыми увеличились.

Таблица 2

Средние результаты экспериментальной  и контрольной групп

после проведения эксперимента

№ п/п

Вид тестирования

Контрольная группа

Экспериментальная группа

1

Верхняя передача мяча двумя руками над собой

29,3

37,8

2

Нижняя передача мяча двумя руками над собой

16,1

21,2

3

Нижняя прямая подача мяча

8,0

8,2


 

Средние результаты в тесте верхняя передача мяча двумя руками над собой в контрольной группе после эксперимента составили 29,3, а в экспериментальной 37,8, что позволяет заметить превосходство экспериментальной группы над контрольной.

В тесте нижняя передача мяча двумя руками над собой средний  показатель после проведения эксперимента в контрольной группе составил 16,1, а в экспериментальной 21,2.

В тесте нижняя прямая подача мяча средний результат в  контрольной группе  равен 8,0, а  в экспериментальной 8,2.

В контрольной группе учащиеся занимались по общепринятой программе для общеобразовательных школ по волейболу, а в занятия учащихся экспериментальной группы были добавлены специальные упражнения физической подготовки. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, представленные в таблице, показывает, что специальные упражнения в экспериментальной группе уже дали положительные результаты. После обработки результатов тестирования, можно констатировать, что произошло улучшение результатов в обеих группах.

Прирост результатов  в экспериментальной и контрольной  группах, можно объяснить тем, что занятия с применением специальных упражнений, способствовали развитию техник волейболиста, которое в этом возрасте развивается высокими темпами. Следовательно, применяемые упражнения способствовали повышению техники у мальчиков экспериментальной группы и можно сказать, что эксперимент прошел успешно.

Это объясняется тем, что одни дети не привлечены к специализированным занятиям спортом, а другие - регулярно занимаются направленным развитием спортивно значимых физических качеств и техники.

 

 

Выводы

В третьей главе дается описание методов, организации и обсуждения результатов исследования. В третьей главе даны два параграфа. Нами были подобраны следующие методы исследования: изучение литературных источников по теме исследования, педагогическое наблюдение, контрольные испытания (тестирование), педагогический эксперимент, сравнительный анализ.

Общее количество испытуемых 20 - по 10 человек в каждой группе. Сущность эксперимента заключается в следующем: выявить более эффективную программу для развития техники волейболистов 13 - 15 лет, провести тестирование и сравнить результаты. В ходе работы нам необходимо было разработать программу направленного развития техники волейболистов.

Можно сделать вывод, что средний балл у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы. Повышение результатов можно добиться с помощью специальных упражнений, которые мы использовали в учебно-тренировочных занятиях.

Сопоставление результатов  тестирования экспериментальной и  контрольной групп по контрольным  упражнениям, показывает большую эффективность специальных упражнений по развитию техники у юных волейболистов, чем программа, которая применялась в контрольной группе. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанные нами упражнения являются достаточно эффективными.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что обучение игре в волейбол школьников среднего звена, является необходимой  частью популяризации волейбола  и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения игре в волейбол, можно быстрее достичь спортивного результата, так как они облегчают процесс освоения технических и тактических приёмов игры. Но педагог, тренер, проводя учебно-тренировочное занятие должен учитывать возрастные особенности школьников, уровень их физической подготовки, так как перегрузки могут привезти к формированию отрицательного отношения к игре волейбол.

Для детей данного  возраста волейбол рассматривается, как  одна из возможностей проявить себя, принять  участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств человека, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.

В обучении юных волейболистов  большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения. Успех юных волейболистов в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма. Так же, одной из особенностей в занятиях волейболом с детьми, является разнообразность условий при обучении. Нужно чаще менять обстановку в занятиях, особенно при совершенствовании одних и тех же технических приёмов, так как дети быстро устают от однообразной работы. Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами.

Таким образом, мы видим, что после обучения техническим  и тактическим приёмам игры в  волейбол средний балл возрос. Особенно он вырос у учащихся учебно-тренировочной группы первого года обучения. Это связано с решением специфических задач по обучению игре в волейбол у учащихся учебно-тренировочной группы первого года обучения и применяемых средств и методов, количеством часов, так как по школьной программе на волейбол отводится меньше чем в программе для спортивных школ. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанные  нами упражнения являются достаточно эффективными. И их можно рекомендовать учителям физической культуры и тренерам по волейболу.

 

 

 

Литература

  1. Айриянц А.Г. Волейбол. Учебник для физкультурных институтов. М., «Физкультура и спорт» 1976
  2. Анатомия и физиология человека. Сапин М.П., Сивоглазов В.И. Издательский центр «Академия», 1997 г. 390 с.
  3. Андреева Л.М. Уроки волейбола: Подготовка связующего урока. - 
    //Спорт в школе. - 1999. - № 10-11- с.80
  4. Беляев А.А., Савин М.В. Волейбол. М. «СпротАкадемПресс», 2002
  5. Биркира Е.Н. Энциклопедия спорта - М.: Рипол классик, 2Б02 - 327 с.
  6. Богомазов В.  Волейбол в школе. - М.: ФиС, 1975.
  7. Волейбол в школе. Железняк Ю. Д., Спурский Л.Н.. - М.: Просвещение, 
    1989. 128 с.
  8. Волейбол, Карпов В.Ю. Самара, 2000 г. с. 98.
  9. Волейбол: Учебник для высших уч. заведений физ. культуры / Беляев 
    А.В., Савина М.В. - М.: Спорт Академ Пресс, 2002 - 402 с.
  10. Волейбол: Учебник для институтов физ. культ. Клещев Ю.Н., Айриянц 
    А.Г. М.: ФиС, 1985. 175 с.
  11. Гладышев А.А. Анатомия человека. Учебник для техникумов физической культуры, «физкультура и спорт» 1977.
  12. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. М.: ФиС, 1986.
  13. Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка). - Ташкент: Изд-во им Ибн Сины, 1988.
  14. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1986
  15. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. - М: Физкультура и спорт, 1965
  16. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. Волейбол: У истоков мастерства/ 
    Питерцева Ю. В. М: Фано-Пресс, 1998г. с.70
  17. Железняк Ю.Д. Шипулин Г.Я. Сердюков О.Э. «Тенденции развития классического волейбола на современном этапе» // Тренер , 2004, № 9
  18. Физическая культура: Образ, программа для учащихся средней 
    общеобр. школы/ Барышева Н.В., Миниярова В.М.; Самара 1995 г. 130 с.
  19. Ковалева В.Д. Спортивные игры; Учеб. для студентов педагогических институтов по спец. № 2114 «Физ. воспитание» - М.: Просвещение, 1988
  20. Кряж В.Н. Волейбол М.: ФиС, 1994
  21. Лях В. И. Тесты в физическом воспитании школьников. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 1998
  22. Методика подготовки курсовых работ по ТиМФВ и спортивным дисциплинам. Методические рекомендации для преподавателей и студентов факультетов физической культуры/ сост. Р.М. Валиахметов, А.Ю. Костарев, В.И. Щемелинин. - Уфа, БГПУ, 2001
  23. Методические указания по написанию выпускных квалификационных работ/ Сост. Р.М. Валиахметов, А.Ю. Костарев, В.И. Щемелинин. - Уфа, БГПУ, 20
  24. Настольная книга учителя физической культуры. Погадаев Г.И.; В.В. 
    Кузина, Никандрова Н.Д.. - 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Физ-ра и спорт, 2000 - 305 с.
  25. Спорт игры. Портнов Ю.Н., Железняк Ю.Д. - М: Издательский центр 
    «Академия» - 480 с.
  26. about-volleyball.html
  27. wiki/Волейбол
  28. games/volleyball/
  29. sports/comand/volleyball

 

 

 

 










Информация о работе Специфика задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет