Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 13:00, дипломная работа
Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры, одной из популярных игр - волейбол. Трудно найти коллектив физической культуры, в котором не было бы волейбольной секции. Правильно организованные занятия волейболом являются прекрасным средством всестороннего физического развития занимающихся и способствуют решению важных воспитательных задач.
Введение 3
Глава I. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу 6
1.1. Характеристика волейбола как игрового вида спорта 6
1.2. Основные понятия учебно-тренировочных занятий по волейболу 11
Выводы 16
Глава II. Теоретические основы обучения и тренировки юных волейболистов 17
2.1. Специфические задачи учебно-тренировочных занятий
с детьми 13-15 лет 17
Обучение навыкам игры в волейбол 23
Выводы 29
Глава III. Эмпирическое исследование специфики задач, средств и методов обучения игре в волейбол на учебно-тренировочных занятиях с детьми 13-15 лет 30
3.1. Методы и организация исследования 30
3.2. Обсуждение результатов исследования 36
Выводы 39
Заключение 40
Литература 42
Контрольная группа мальчиков занималась по общепринятой программе для общеобразовательных школ по волейболу, а экспериментальная группа занималась по программе с повышенным содержанием специальных упражнений для развития техники волейболиста. Программа курса волейбол для детей 13-15 лет рассчитана на- 108 занятий, при 3-х разовых занятиях в неделю по 2 часа. Включает в себя теоретическую и практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 13-15 лет целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику передач и учебно-тренировочные игры, поэтому на эти разделы программы отводится большее количество часов.
2.2. Обсуждение результатов исследования
Результаты тестирования до и после эксперимента отображены в Приложении 1 - 2. Результаты тестирования показали, что перед экспериментом различия между группами по овладению техники являются не значительными.
Так, в тесте верхняя передача мяча двумя руками над собой средний показатель в контрольной группе составил 26,4, а в экспериментальной 34,3.
В тесте нижняя передача мяча двумя руками над собой средний показатель в контрольной группе составил 14,3, а в экспериментальной 18,5.
В тесте нижняя прямая подача мяча средний результат в контрольной группе равен 6,1, а в экспериментальной 6,9.
Таблица 1
Средние результаты экспериментальной и контрольной групп
до проведения эксперимента
№ п/п |
Вид тестирования |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
1 |
Верхняя передача мяча двумя руками над собой |
26,4 |
34,3 |
2 |
Нижняя передача мяча двумя руками над собой |
14,3 |
18,5 |
3 |
Нижняя прямая подача мяча |
6,1 |
6,9 |
По полученным до проведения эксперимента результатам тестирования можно судить о существенных различиях в экспериментальной и контрольной группах. Итак, испытуемые были одинаковы по возрасту и степени развития техники, о чем свидетельствуют исследования до эксперимента. После проведения эксперимента общие различия между испытуемыми увеличились.
Таблица 2
Средние результаты экспериментальной и контрольной групп
после проведения эксперимента
№ п/п |
Вид тестирования |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
1 |
Верхняя передача мяча двумя руками над собой |
29,3 |
37,8 |
2 |
Нижняя передача мяча двумя руками над собой |
16,1 |
21,2 |
3 |
Нижняя прямая подача мяча |
8,0 |
8,2 |
Средние результаты в тесте верхняя передача мяча двумя руками над собой в контрольной группе после эксперимента составили 29,3, а в экспериментальной 37,8, что позволяет заметить превосходство экспериментальной группы над контрольной.
В тесте нижняя передача мяча двумя руками над собой средний показатель после проведения эксперимента в контрольной группе составил 16,1, а в экспериментальной 21,2.
В тесте нижняя прямая подача мяча средний результат в контрольной группе равен 8,0, а в экспериментальной 8,2.
В контрольной группе учащиеся занимались
по общепринятой программе для
Прирост результатов
в экспериментальной и
Это объясняется тем, что одни дети не привлечены к специализированным занятиям спортом, а другие - регулярно занимаются направленным развитием спортивно значимых физических качеств и техники.
Выводы
В третьей главе дается описание методов, организации и обсуждения результатов исследования. В третьей главе даны два параграфа. Нами были подобраны следующие методы исследования: изучение литературных источников по теме исследования, педагогическое наблюдение, контрольные испытания (тестирование), педагогический эксперимент, сравнительный анализ.
Общее количество испытуемых 20 - по 10 человек в каждой группе. Сущность эксперимента заключается в следующем: выявить более эффективную программу для развития техники волейболистов 13 - 15 лет, провести тестирование и сравнить результаты. В ходе работы нам необходимо было разработать программу направленного развития техники волейболистов.
Можно сделать вывод, что средний балл у экспериментальной группы больше, чем у контрольной группы. Повышение результатов можно добиться с помощью специальных упражнений, которые мы использовали в учебно-тренировочных занятиях.
Сопоставление результатов тестирования экспериментальной и контрольной групп по контрольным упражнениям, показывает большую эффективность специальных упражнений по развитию техники у юных волейболистов, чем программа, которая применялась в контрольной группе. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанные нами упражнения являются достаточно эффективными.
Заключение
Проанализировав литературу по данной теме, мы пришли к выводу, что обучение игре в волейбол школьников среднего звена, является необходимой частью популяризации волейбола и спорта вообще. Используя специфические средства и методы обучения игре в волейбол, можно быстрее достичь спортивного результата, так как они облегчают процесс освоения технических и тактических приёмов игры. Но педагог, тренер, проводя учебно-тренировочное занятие должен учитывать возрастные особенности школьников, уровень их физической подготовки, так как перегрузки могут привезти к формированию отрицательного отношения к игре волейбол.
Для детей данного возраста волейбол рассматривается, как одна из возможностей проявить себя, принять участие в различных соревнованиях. Обучение игре в волейбол способствует формированию и развитию личностных качеств человека, которые помогают ориентироваться и принимать решения в трудных жизненных ситуациях.
В обучении юных волейболистов большое значение придаётся специальным упражнениям. Их роль заключается в том, что дети при изучении технического приёма поставлены в такие условия, которые заведомо исключают появление целого ряда ошибок и неточностей в выполнении движения. Успех юных волейболистов в овладении техникой и тактикой игры во многом зависит от умелого выбора и применения специальных упражнений, одни из которых направлены на развитие физических способностей, необходимых для игры в волейбол, а другие способствуют более быстрому и правильному овладению структурой технического приёма. Так же, одной из особенностей в занятиях волейболом с детьми, является разнообразность условий при обучении. Нужно чаще менять обстановку в занятиях, особенно при совершенствовании одних и тех же технических приёмов, так как дети быстро устают от однообразной работы. Всякое обучение успешно лишь тогда, когда оно строится с учётом возрастных особенностей занимающихся. Безусловно, что знание особенностей, свойственных тому или иному периоду детского возраста, является необходимым условием для правильной организации учебно-тренировочного процесса с юными волейболистами.
Таким образом, мы видим, что после обучения техническим и тактическим приёмам игры в волейбол средний балл возрос. Особенно он вырос у учащихся учебно-тренировочной группы первого года обучения. Это связано с решением специфических задач по обучению игре в волейбол у учащихся учебно-тренировочной группы первого года обучения и применяемых средств и методов, количеством часов, так как по школьной программе на волейбол отводится меньше чем в программе для спортивных школ. В ходе педагогического эксперимента было установлено, что разработанные нами упражнения являются достаточно эффективными. И их можно рекомендовать учителям физической культуры и тренерам по волейболу.
Литература