Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:51, реферат
Способности — это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда
Введение................................................................................................................
1. Историческое развитие понятий о способностях человека
1.1 Точка зрения отечественных психологов, ученых о способностях человека..................................................................................................................
1.2 Точка зрения зарубежных психологов, ученых о способностях человека
2. Общая характеристика способностей человека
2.1 Классификация способностей.........................................................................
2.2. Структура и уровни развития способностей.................................................
Содержание
Введение......................
1. Историческое развитие понятий о способностях человека
1.1 Точка зрения отечественных
психологов, ученых о способностях человека......................
1.2 Точка зрения зарубежных психологов, ученых о способностях человека
2. Общая характеристика способностей человека
2.1 Классификация способностей..................
2.2. Структура и уровни
развития способностей.........
Введение
Целью курсовой работы, является рассмотрение природы человеческих способностей, их структуры и механизма развития. Проблема
способностей постоянно ставится перед человеком жизнью. Она всегда была столь же важной, сколько и увлекательной.
Понятие о способностях человека развивалось в связи с общим ходом развития человеческой мысли и долго было предметом философского рассмотрения. Лишь во второй половине XIX в. возникают и развертываются эмпирические исследования способностей человека. Однако, возникнув в эпоху капитализма, они служили во многих случаях интересам господствующих слоев капиталистического общества и обосновывали теорию и практику эксплуатации трудящихся.
Способности — это особенности человека, несводимые
к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие
быстро их приобретать и эффективно применять
в практической деятельности.
Когда говорят о способностях человека,
то имеют в виду его возможности в той
или иной деятельности. Эти возможности
приводят как к значительным успехам в
овладевании деятельностью, так и к высоким
показателям труда.
Способности людей — продукт истории. В деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, создавались и развивались способности человека. Способности восприятия создавались по мере того как жизненная практика требовала все более тонкого и совершенного различения предметов действительности. Мыслительные способности развивались в силу того, что воздействие на природу, изменение ее требовало все более глубокого осмысливания связей и зависимостей между явлениями реального мира. Чем шире и разнообразнее становилась деятельность людей, тем шире и разнообразнее развивались их способности.
Понятие «способности» не имеет смысла без соотнесения его с конкретными, исторически развивающимися формами трудовой деятельности. Оно полностью зависит от того, какие социально-значимые виды деятельности сложились в данную эпоху и что понимается под успешным выполнением деятельности. Понятие «музыкальные способности», например, имеет для современных людей иное содержание, чем то, которое могло быть у народов, не знавших другой музыки, кроме одноголосной песни. Историческое развитие музыки влекло за собой и изменение музыкального слуха.
По мере того как человечество создавало
новые области деятельности, порождались
и развивались новые
В классовом обществе человеку из
народа только в порядке исключения
удается реализовать и развить
свои способности. В условиях капиталистического
строя способности у
Ошибочно было бы думать, что в великих принципах: «от каждого по его способностям, каждому по его труду» и «от каждого по его способностям, каждому по его потребностям» — революционное значение имеет только вторая половина принципов. В условиях капитализма, как и всякого вообще эксплуататорского строя, неосуществима и первая часть этих принципов — «от каждого по его способностям».
Некоторые реакционные зарубежные ученые утверждают, что хорошие способности якобы являются наследственным свойством некоторых избранных родов и семейств (разумеется, привилегированных классов). Не менее реакционно «учение» о том, что способности, не будучи наследственным свойством, предопределены все же принадлежностью к той или иной социальной среде, в силу чего способности детей рабочего класса якобы ниже способностей детей господствующих классов. При этом • социальную среду, как и наследственность, реакционные ученые пытаются представить неизменной, предопределяющей всю судьбу человека. Подобные «учения» представляют собой лженаучную попытку оправдать социальное и национальное неравенство, существующее в капиталистических странах.
Эти реакционные утверждения
1 Историческое развитие понятий о способностях человека
1.1 Точка зрения отечественных психологов, ученых о способностях человека.
Термин «способности», несмотря
на его давнее и широкое применение
в психологии, наличие в литературе
многих его определений, неоднозначен.
Если суммировать его дефиниции
и попытаться их представить в
компактной классификации, то она будет
выглядеть следующим образом:
1. Способности
— свойства души человека, понимаемые
как совокупность всевозможных психических
процессов и состояний. Это наиболее широкое
и самое старое из имеющихся определений
способностей. В настоящее время им практически
уже не пользуются в психологии.
2. Способности
представляют собой высокий уровень развития
общих и специальных знаний, умений и навыков,
обеспечивающих успешное выполнение человеком
различных видов деятельности. Данное
определение появилось и было принято
в психологии XVIII—XIX вв., отчасти является
употребимым и в настоящее время.
3. Способности
— это то, что не сводится к знаниям, умениям
и навыкам, но объясняет (обеспечивает)
их быстрое приобретение, закрепление
и эффективное использование на практике.
Это определение принято сейчас и наиболее
распространено. Оно вместе с тем является
наиболее узким и наиболее точным из всех
трех. Значительный
вклад в разработку общей теории способностей
внес наш отечественный ученый Б.М.Теплов. Он-то
и предложил третье из перечисленных определений
способностей.
Отечественная теория способностей создавалась трудами многих видных психологов, среди которых должны быть упомянуты имена Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, В. А. Крутецкого, Э. А. Голубевой.
Теплов, определяя содержание понятия
«способность»,сформулировал три ее признака,
которые лежат в основе многих работ по
изучению способностей.
Во-первых,
«под способностями подразумеваются индивидуально-психологические
особенности, отличающие одного человека
от другого».
Во-вторых,
они «имеют отношение к успешности выполнения
какой-либо деятельности или многих деятельностей».
В-третьих,
способности «не сводятся к наличным навыкам,
умениям или знаниям», но «могут объяснить
легкость и быстроту приобретения этих
знаний и
навыков».
Поскольку способности — это психологические
особенности человека, они не могут быть
врожденными, а представляют собой продукт
развития и
формирования в процессе какой-либо теоретической
или практической деятельности, выполняемой
человеком. Но в их основе лежат врожденные
анатомо-физиологические особенности,
называемые задатками.
Соотношение способностей
и задатков рассматривается следующим
образом: хотя способности развиваются
на основе задатков, они все же не являются
их функцией; задатки
— это предпосылки развития способностей,
но они не являются неразвитыми, потенциальными
способностями. Задатки рассматриваются, как неспецифичные особенности
нервной системы и организма в целом; следовательно,
отрицается существование для каждой
способности своего специально предуготовленного
задатка. На базе разных задатков могут
развиваться у разных людей способности,
одинаково проявляющиеся в результатах
деятельности. Возможна компенсация одних
индивидуальных особенностей, в том числе
и природных, за счет других. Б. М. Теплов на
конкретных примерах
показал, что музыкальные способности
могут сформироваться на разной природной
основе как при наличии, так и при отсутствии
абсолютного слуха. В
последнем случае способы узнавания высоты
звуков будут иными, но на результатах
музыкальной деятельности это может не
отразиться.
Вместе с тем на основе одинаковых задатков
у разных людей могут сформироваться разные
способности.
Как писал С. Л. Рубинштейн, «задатки
многозначны; они могут развиваться в
различных направлениях». Например, звуковысотная
чувствительность лежит и в основе музыкальных
способностей, и в основе слуха настройщика
музыкальных инструментов.
Следовательно, между способностями и
задатками нет взаимнооднозначного соответствия,
соотношение между ними сложно опосредовано.
Решающим для отечественной теории способностей
является тезис о неразрывной связи способностей
с деятельностью. Так, С. Л. Рубинштейн
писал о том, что способности квалифицируют
личность как субъекта деятельности.
А Б. Г. Ананьев
рассматривал способности как интеграцию
свойств субъектного уровня (т. е. свойств, характеризующих
человека как субъекта деятельности).
Взаимосвязь способностей и деятельности
проявляется, прежде всего, в том, что развитие
способностей всегда происходит в деятельности
и представляет
собой активный со стороны человека процесс.
Так, формирование учебных способностей
невозможно вне учебной деятельности,
а развитие
профессиональных способностей — вне
профессиональной деятельности.
От способностей зависят возможность
осуществления и степень успешности деятельности.
Так, музыкальные способности реализуются
в деятельности
композитора, дирижера, певца, исполнителя
на различных музыкальных инструментах,
и по успехам человека в этих видах деятельности
оценивают его
музыкальные способности. О литературных
способностях судят по успешности в литературном
творчестве, по результатам писательского
труда. Сходное с предложенным Б. Г.
Ананьевым понимание места способностей
в структуре индивидуальности обнаруживается
у Э. А. Голубевой.
Осуществляя
целостный подход к изучению способностей,
она разводит и анализирует два взаимосвязанных
уровня их проявления — уровень природных
предпосылок, с
одной стороны, и уровень их реализации,
с другой. Эти два уровня Э. А. Голубева
обозначает как «организм» и «личность».
Чаще всего рассматриваются взаимоотношения
направленности личности и ее способностей.
Известно, что интересы, склонности, потребности
человека побуждают его к активной деятельности,
в которой формируются и развиваются соответствующие
способности.
Как писал С. Л. Рубинштейн,
«для
формирования любой сколько-нибудь значительной
способности нужно, прежде всего, создать
жизненную потребность в определенном
виде деятельности».
Успешное же выполнение деятельности,
связанное с развитыми способностями,
благоприятно отражается на формировании
положительной мотивации к этой
деятельности. Негативное отношение личности
к труду, напротив, может быть вызвано
несоответствием ее способностей выполняемому
виду деятельности.
Основные жизненные отношения личности
(к труду, окружающим и пр.) регулируют
то, как она реализует себя в каждой деятельности,
в каждой решаемой
задаче в отдельности.
Блестящая работа Н. С. Лейтеса по изучению
нескольких высокоспособных учащихся
привела его к выводу о том, что основным
компонентом их одаренности
была склонность к труду, понимаемая как
тяга, потребность в деятельности, особая
умственная активность.
Позднее, занимаясь изучением возрастных
предпосылок умственного развития, Н.
С. Лейтес отметил «настойчивую энергию»
и широту склонностей в
качестве предпосылок умственных способностей
учащихся среднего школьного возраста.
Вместе с тем он обратил
внимание и на известное расхождение между
личностными и собственно интеллектуальными
особенностями отдельных учащихся: это
означает, что связь
между склонностями и способностями неоднозначна.
Встречаются индивиды, у которых несомненные
способности к какому-либо виду деятельности
не
сочетаются со склонностями к ней. На такие
факты указывали многие исследователи.
В то же время известно, что на основании
явно выраженных склонностей нельзя делать
вывод о наличии соответствующих способностей.
Причины такой
неоднозначной связи склонностей и способностей
могут быть разнообразными, индивидуальными
в каждом конкретном случае. Но нельзя
отрицать
несомненное влияние на их взаимоотношения
социальных условий развития личности,
таких, как престиж отдельных профессий
и видов трудовой
деятельности, их социальная значимость
в данный период времени, влияние семейных
традиций, социального окружения и пр.
Велико влияние характерологических черт
личности на формирование и уровень развития
ее способностей. «Для понимания явлений
и сущности таланта
необходимо сочетание двух психологических
теорий — теории способностей и теории
характера, т. е. целостного учения о психических
свойствах личности».
Целеустремленность, трудолюбие, упорство
и настойчивость в работе необходимы для
того, чтобы добиться успехов в решении
поставленных задач, а
следовательно, и в развитии способностей.
Только тот, кто ставит перед собой новые
все более и более трудные проблемы и стремится
разрешить их,
способен многого достичь. Несомненно,
недостаток волевых черт характера может
помешать развитию и проявлению намечающихся
способностей, навсегда
оставить их потенциальными.
Исследователи отмечают и другие характерологические
черты, свойственные одаренным людям —
инициативность, критичность, высокую
самооценку.
Несомненно, влияние разных черт характера
на развитие и проявление способностей
неодинаково. Помимо этого, обычно подчеркивается,
что проявление
характерологических черт может быть
избирательным, т. е. не во всех видах деятельности
они обнаруживаются одинаково.
Принцип личностного подхода к рассмотрению
способностей, их анализа через призму
личностных качеств позволяет избежать
односторонности в познании
способностей, помогает глубже проникнуть
в их сущность и рассмотреть без отрыва
от общей единой структуры психического
и личностного.
Как писал С. Л. Рубинштейн, «для
формирования любой сколько-нибудь значительной
способности нужно, прежде всего, создать
жизненную потребность в определенном
виде деятельности».
Успешное же выполнение деятельности,
связанное с развитыми способностями,
благоприятно отражается на формировании
положительной мотивации к этой
деятельности. Негативное отношение личности
к труду, напротив, может быть вызвано
несоответствием ее способностей выполняемому
виду деятельности.
Основные жизненные отношения личности
(к труду, окружающим и пр.) регулируют
то, как она реализует себя в каждой деятельности,
в каждой решаемой
задаче в отдельности.
Блестящая работа Н. С. Лейтеса по изучению
нескольких высокоспособных учащихся
привела его к выводу о том, что основным
компонентом их одаренности
была склонность к труду, понимаемая как
тяга, потребность в деятельности, особая
умственная активность.
Позднее, занимаясь изучением возрастных
предпосылок умственного развития, Н.
С. Лейтес отметил «настойчивую энергию»
и широту склонностей в
качестве предпосылок умственных способностей
учащихся среднего школьного возраста.
Вместе с тем он обратил
внимание и на известное расхождение между
личностными и собственно интеллектуальными
особенностями отдельных учащихся: это
означает, что связь
между склонностями и способностями неоднозначна.
Встречаются индивиды, у которых несомненные
способности к какому-либо виду деятельности
не
сочетаются со склонностями к ней. На такие
факты указывали многие исследователи.
В то же время известно, что на основании
явно выраженных склонностей нельзя делать
вывод о наличии соответствующих способностей.
Причины такой
неоднозначной связи склонностей и способностей
могут быть разнообразными, индивидуальными
в каждом конкретном случае. Но нельзя
отрицать
несомненное влияние на их взаимоотношения
социальных условий развития личности,
таких, как престиж отдельных профессий
и видов трудовой
деятельности, их социальная значимость
в данный период времени, влияние семейных
традиций, социального окружения и пр.
Велико влияние характерологических черт
личности на формирование и уровень развития
ее способностей. «Для понимания явлений
и сущности таланта
необходимо сочетание двух психологических
теорий — теории способностей и теории
характера, т. е. целостного учения о психических
свойствах личности».
Целеустремленность, трудолюбие, упорство
и настойчивость в работе необходимы для
того, чтобы добиться успехов в решении
поставленных задач, а
следовательно, и в развитии способностей.
Только тот, кто ставит перед собой новые
все более и более трудные проблемы и стремится
разрешить их,
способен многого достичь. Несомненно,
недостаток волевых черт характера может
помешать развитию и проявлению намечающихся
способностей, навсегда
оставить их потенциальными.
Исследователи отмечают и другие характерологические
черты, свойственные одаренным людям —
инициативность, критичность, высокую
самооценку.
Несомненно, влияние разных черт характера
на развитие и проявление способностей
неодинаково. Помимо этого, обычно подчеркивается,
что проявление
характерологических черт может быть
избирательным, т. е. не во всех видах деятельности
они обнаруживаются одинаково.
Принцип личностного подхода к рассмотрению
способностей, их анализа через призму
личностных качеств позволяет избежать
односторонности в познании
способностей, помогает глубже проникнуть
в их сущность и рассмотреть без отрыва
от общей единой структуры психического
и личностного.
Сходные представления о способностях
высказывают и зарубежные психологи. Они
связывают их с достижениями в разных
видах деятельности,
рассматривают как основу достижений,
но не считают способности и достижения
тождественными характеристиками человека
(W. Arnold, G. Muhle, L. Schenk).
«Способность - это понятие, которое служит
для описания, упорядочивания возможностей,
определяющих достижения человека».
Способности предшествуют навыкам, являются
условиями их приобретения в процессе
обучения, частых упражнений, тренировки.
Одно и то же достижение
может быть обусловлено у разных людей
не одинаковыми, а разными способностями.
Достижения в деятельности зависят не
только от способностей, но и от
личностных особенностей человека, например
мотивации, психического состояния и пр.
Дж. Стейк, Г. Элисон в своих экспериментальных
работах пришли к
выводу о том, что результаты обучения
лишь частично связаны со способностями
учащихся; есть факторы, от способностей
не зависящие.
А. Мак-Нитт, Г. Айзенк, Д. Куксон показали,
что существует взаимосвязь между IQ и
такими личностными чертами, как экстраверсия-интроверсия,
их
взаимоотношения меняются с возрастом
испытуемых. Исследователи объяснили
это более медленным темпом развития интровертов
(до 14-15 лет), которые
затем начинают обгонять экстравертов.
Позднее Г. Айзенк и Д. Куксон нашли криволинейную
зависимость между IQ и нейротизмом: у 11-летних
школьников с
высокими и низкими показателями тревожности
интеллектуальные оценки были выше, чем
у школьников со средним уровнем тревожности.
Поскольку причинная обусловленность
достижений носит чрезвычайно сложный
характер и компоненты достижений не полностью
выявлены, сложно
охарактеризовать способности, лежащие
в их основе. Эта точка зрения становится
господствующей в зарубежной психологии
и определяет подход к оценке
тестовых результатов.
Итак, на современном этапе способности
стали трактоваться как индивидуально-психологические
особенности, не сводимые к знаниям и умениям,
но
имеющие отношение к успешному выполнению
деятельности и формирующиеся в ней. Понимание
способности как наследственно обусловленной
характеристики человека, не зависящей
от условий окружающей среды, ушло в прошлое.
Вообще следует отметить, что нередко
выработанные предшествующими поколениями
психологов понятия на современном этапе
развития науки получают
иной смысл. Идентичность терминов не
должна приводить к смешению различных
трактовок. В 30-40-е гг. XX в. был преодолен
взгляд на способности как на
целиком наследственные черты, в 50-е гг.
полностью отказались от представления
о том, что IQ измеряет общую способность
(интеллект), в 50-60-е гг. были
пересмотрены возможности тестов способностей.
Остановимся на последнем вопросе подробнее.
Исследования феномена способностей в отечественной психологии осуществлялись преимущественно на фундаменте деятельностной теории. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес отечественный ученый Борис Михайлович Теплов. Он был убежден, что способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития, а та способность, которая не используется человеком в практической деятельности, со временем утрачивается. Рассуждая о природе способностей, Б.М. Теплов неизменно подчеркивал, что успешность выполнения конкретной деятельности зависит не от одной, а от сочетания различных способностей. В основе способностей лежат задатки, при отсутствии которых невозможно развитие способностей. Важным открытием Б.М. Теплова стали его Доказательства того, что дефицит одних способностей может быть восполнен за счет развития других. Эффект компенсации (одних способностей другими, установленный и описанный отечественным ученым, самым существенным образом повлиял на разработки в области педагогической психологии, психологии труда, педагогики.
К исследованию способностей, каждый в свое время, обращались Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин, М.А. Холодная и многие другие известные отечественные психологи. Благодаря их исследовательским усилиям в отечественной психологии сложился ряд устойчивых классификаций способностей человека. В этих классификациях в качестве основных представлены природные (естественные), биологически обусловленные способности и специфические способности, имеющие историческое и культурное происхождение.
1.2 Точка зрения зарубежных психологов, ученых о способностях человека
Сходные представления о способностях высказывают и зарубежные психологи.
Они связывают их с достижениями в разных видах деятельности, рассматривают как основу достижений, но не считают способности и достижения тождественными характеристиками человека (W. Arnold, G. Muhle, L. Schenk). «Способность - это понятие, которое служит для описания, упорядочивания возможностей, определяющих достижения человека».
Способности предшествуют навыкам, являются условиями их приобретения в процессе обучения, частых упражнений, тренировки. Одно и то же достижение может быть обусловлено у разных людей не одинаковыми, а разными способностями. Достижения в деятельности зависят не только от способностей, но и от личностных особенностей человека, например мотивации, психического состояния и пр. Дж. Стейк, Г. Элисон в своих экспериментальных работах пришли к выводу о том, что результаты обучения лишь частично связаны со способностями учащихся; есть факторы, от способностей не зависящие.
История научно-психологического изучения способностей отсчитывается от XIX века с момента начала исследований английского психолога Френсиса Гальтона (Galton Francis), который предпринял оригинальную попытку анализа биографий и родословных выдающихся людей. В ходе своей работы он пришел к выводу о наследовании способностей, определяющих высокий уровень достижений человека. Предмет исследования был настолько интересен для Ф. Гальтона, что он более чем три десятилетия настойчиво собирал данные о физических и мыслительных различиях между индивидами. Для этой цели он организовал в Лондоне антропометрическую лабораторию, где с помощью анкетирования, эксперимента и статистики проводил свои изыскания.