Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:51, реферат
Способности — это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда
Введение................................................................................................................
1. Историческое развитие понятий о способностях человека
1.1 Точка зрения отечественных психологов, ученых о способностях человека..................................................................................................................
1.2 Точка зрения зарубежных психологов, ученых о способностях человека
2. Общая характеристика способностей человека
2.1 Классификация способностей.........................................................................
2.2. Структура и уровни развития способностей.................................................
Эстафета изучения способностей впоследствии была подхвачена другими психологами. В частности, Чарльзом Эдвардом Спирменом (Spearman Chales Edward), который был в XX столетии одним из самых влиятельных английских психологов. Он стал одним из первых ученых, осуществивших эмпирическое исследование структуры способностей. Ему принадлежит разработка «двухфакторной теории интеллекта», согласно которой в основе любой интеллектуальной способности лежит общая интеллектуальная функция (g) и конкретная функция (s), требующаяся для выполнения данного задания. Ч. Спирмен, тяготея к прикладным исследованиям, сконструировал ряд тестов, по которым можно было оценивать умственные способности детей, и разработал технику факторного анализа, позволяющего выявлять и описывать структуру интеллектуальных способностей.
Модель структуры способностей, предложенная Ч. Спирменом, еще при его жизни стала предметом критического осмысления. Многие психологи считали, что человеческий интеллект невозможно объяснить столь просто, как это предлагал делать Ч. Спирмен. У такой точки зрения нашлись свои защитники и адепты. Одним из них был Луис Леон Терстоун (Thurstone Louis Leon), отстаивавший многофакторную модель интеллекта. Он составил перечень первичных умственных способностей и предложил ряд различных вариантов тестов для их измерения. Проведя широкий комплекс психометрических исследований, Л. Терстоун обнаружил не один общий, как у Ч. Спирмена, фактор интеллекта, а идентифицировал двенадцать совершенно независимых факторов способностей. Открытие Л. Терстоуна вызвало живую дискуссию среди ученых и послужило катализатором для проведения дальнейших исследований человеческих способностей.
Следующий
крупный шаг в раскрытии
На процесс исследования способностей, сложный и противоречивый, существенным образом повлияли разработки Роберта Д. Стернберга (Sternberg Robert J.), приходящиеся на вторую половину XX столетия. Его теория способностей носит название «триархической». Согласно этой теории интеллект выступает в качестве психического самоуправления собранием механизмов, структур содержаний, которые позволяют индивидууму осуществлять взаимодействие с самим собой, окружающими.
2. Общая характеристика способностей человека
2.1 Классификация способностей
Существует очень много
способностей. В науке известны попытки
их классификации. В большинстве
этих классификаций различают в
первую очередь природные, или естественные,
способности (в основе своей биологически
обусловленные) и специфически человеческие
способности, имеющие общественно-
1) Природные способности.
Природные (естественные)
и специфические человеческие (социальные).
Многие способности
являются общими как для человека, так
и для животных.
К таким общим,
биологически обусловленным способностям,
следует отнести восприятие, память, элементарное
мышление и общение, в основном на уровне
экспрессии.
В основном формирование
этих способностей происходит на основе
элементарных задатков через обучение.
Специфические
человеческие способности (социальные)
формируются как следствие следующих
ситуаций:
1) существование
социально-культурной среды, в которой
отражается весь опыт, накопленный поколениями
людей;
2) невозможность
овладения некоторыми предметами лишь
на основе природных задатков;
3) необходимость
выполнения сложных видов деятельности
с участием других людей;
4) существование
рядом с ребенком людей, обладающих сформированными
способностями и умеющими их передать
в результате обучения и воспитания;
5) минимальное
количество жестких врожденных форм поведения,
незрелость мозговых структур, что позволяет
психике развиваться под влиянием обучения
и воспитания.
2)
Общие и специальные
Общие способности влияют на успешность выполнения различных видов деятельности.
К общим способностям принято относить те, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности. Например, в данную категорию входят мыслительные способности, тонкость и точность ручных движений, память, речь и ряд других. Таким образом, под общими способностями понимают способности, свойственные для большинства людей.
Под специальными способностями подразумеваются те, которые определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и др. Следует отметить, что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.
Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том, что общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности.
Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных. Другие исследователи, объясняя взаимосвязь общих и специальных способностей, подчеркивают, что деление способностей на общие и специальные весьма условно. Например, практически каждый человек после курса обучения умеет складывать, умножать, делить и т. д., поэтому математические способности могут рассматриваться как общие. Однако существуют люди, у которых эти способности развиты настолько высоко, что мы начинаем говорить о наличии у них математического таланта, который может выражаться в скорости усвоения математических понятий и операций, способности решать сложные задачи и др.
К числу общих способностей человека мы с полным основанием должны отнести способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Эти способности являются социально обусловленными. Они формируются у человека в процессе его жизни в обществе. Без данной группы способностей человеку очень трудно жить среди себе подобных. Так, без владения речью как средством общения, без умения адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать поступки людей, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой на пути превращения его из биологического существа в социальное.
3)
Теоретические и практические
способности.
Теоретические
свидетельствуют о склонности к абстрактным
рассуждениям, логическим умозаключениям,
а практические — к успешности выполнения
конкретных, практических действий.
Теоретические
и практические способности отличаются
друг от друга тем, что первые предопределяют
склонность человека к абстрактно-теоретическим
размышлениям, а вторые – к конкретным
практическим действиям. В отличие
от общих и специальных
4)
Учебные и творческие способности.
Учебные способности
проявляются при успешном овладении знаниями,
умениями и навыками, формировании личностных
качеств; творческие — при создании каких-то
новых, до этого никем не созданных предметов
материальной и духовной культуры.
Они отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, в то время как вторые определяют возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной и духовной культуры и др. Если мы попытаемся определить, какие способности из данной группы имеют большее значение для человечества, то в случае признания приоритета одних над другими мы, вероятнее всего, совершим ошибку. Конечно, если бы человечество было лишено возможности творить, то вряд ли оно было бы в состоянии развиваться. Но если бы люди не обладали учебными способностями, то развитие человечества также было бы невозможным.
5)
Способности к общению,
Первая группа
способностей позволяет успешно контактировать
с окружающими людьми.
Предметно-познавательные
— это способности к различным видам теоретической
и практической деятельности.
Для человека
очень благоприятно, если оба этих вида
взаимно дополняют друг друга.
6) Способности могут быть репродуктивными и продуктивными.
Репродуктивные способности обеспечивают человеку быстрое усвоение знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения стандартных видов деятельности. Продуктивные способности дают возможность человеку осуществить самоактуализацию, проявить свой творческий потенциал и создать принципиально новые, оригинальные продукты.
7) Репродуктивные способности обеспечивают человеку быстрое усвоение знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения стандартных видов деятельности. Продуктивные способности дают возможность человеку осуществить самоактуализацию, проявить свой творческий потенциал и создать принципиально новые, оригинальные продукты.
Проявление способностей всегда строго индивидуально и чаще всего неповторимо. Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным. С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить Наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития
2.2. Структура и уровни развития способностей.
Каждая способность имеет свою структуру, где можно различить опорные и ведущие свойства. Например, опорным свойством способности к изобразительному искусству будет высокая природная чувствительность зрительного анализатора, развивающаяся в процессе деятельности: чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма.
К опорным свойствам относятся также сенсомоторные качества руки художника, и наконец высокоразвитая образная память.
К ведущим свойствам относятся
свойства художественного воображения.
Благодаря им улавливается существенное
и характерное в явлениях жизни,
производится обобщение и типизация,
создается оригинальная композиция.
В качестве необходимого фона этой
способности выступает
Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Человек, находящейся на первом уровне развития способностей , обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу. На втором уровне развития способностей человек создает новое, оригинальное.
В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей:
способность,
одаренность,
талант,
гениальность.
Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, н для того, чтобы некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень, необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне. Но для развития способностей изначально должно быть определенное основание, которое составляют задатки. Под задатками понимаются анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. Например, в качестве врожденных задатков могут выступать особенности развития различных анализаторов. Так, определенные характеристики слухового восприятия могут выступать в качестве основы для развития музыкальных способностей. Л задатки интеллектуальных способностей проявляются прежде всего в функциональной деятельности мозга — его большей или меньшей возбудимости, подвижности нервных процессов, быстроте образования временных связей и др., т. е. в том, что И. П. Павлов назвал генотипом —врожденными особенностями нервной системы.К числу таких свойств относятся:
1)сила нервной системы по
отношению к возбуждению, т.
е. ее способность длительно
выдерживать, не обнаруживая
2) сила нервной системы по
отношению к торможению, т. е.
способность выдерживать
3) уравновешенность нервной