Способности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 18:51, реферат

Описание работы

Способности — это особенности человека, несводимые к знаниям, умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и эффективно применять в практической деятельности.
Когда говорят о способностях человека, то имеют в виду его возможности в той или иной деятельности. Эти возможности приводят как к значительным успехам в овладевании деятельностью, так и к высоким показателям труда

Содержание работы

Введение................................................................................................................
1. Историческое развитие понятий о способностях человека
1.1 Точка зрения отечественных психологов, ученых о способностях человека..................................................................................................................
1.2 Точка зрения зарубежных психологов, ученых о способностях человека
2. Общая характеристика способностей человека
2.1 Классификация способностей.........................................................................
2.2. Структура и уровни развития способностей.................................................

Файлы: 1 файл

ппп.docx

— 48.21 Кб (Скачать файл)

4) лабильность нервной системы,  оцениваемая по скорости возникновения  и прекращения нервного процесса  возбуждения или торможения.

Самый высокий уровень  развития и проявления способностей обозначается терминами талант и гений. Талантливые и гениальные люди достигают в практике, искусстве, науке новых результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающие новые пути в области научных исследований, производства, искусства , литературы. Талантливый человек также вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследования.

Наиболее благоприятные условия  для формирования талантливости  и гениальности возникают при  всестороннем развитии личности. Например, Леонардо да Винчи, Гете, Ломоносов  являются образцами многосторонности развития и гениальности в творческой деятельности.

Для многих человеческих способностей развитие начинается с первых дней жизни и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности  развиваются, не прекращается до конца. И процессе развития способностей можно  выделить ряд этапов. На одних из них происходит подготовка анатомо-физиологической  основы будущих способностей, на других идет становление задатков небиологического плана, на третьих складывается и  достигает соответствующего уровня нужная способность.

Различают: "Общие" и "специальные" способности

Общие способности — это те, которые одинаковым образом проявляют себя в различных видах человеческой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внимательность, память, воображение, речь, ручные движения, работоспособность.

Специальные — это способности к определенным видам деятельности, таким, как музыкальные, лингвистические, математические.

Основы способностей заложены генетически, они зависят от задатков. Так, люди могут овладеть членораздельной речью и логическим мышлением. 

представлены общие и специальные  способности. Групповыми называют способности, которые группируются и развиваются  на базе задатков, общих и специальных. В 16—18 лет, когда происходит выбор  профессии, у личности меняется и  структура способностей, проявляются  профессиональные способности, которые  и завершают конус.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями  и умениями. Способности и умения не тождественны, но они взаимосвязаны.

Применительно к массовым профессиям материально-производственного труда  структура профессиональных способностей может быть представлена следующим  образом.

Общечеловеческие способности — в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей связано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую очередь его мотивационно-ценностной сферы).

Общие способности — "родовые" разно уровневые возможности человека, являющиеся результатом его совокупной жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре.

Специальные способности — требуемое деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств, предполагающих для своего развития длительную определенную деятельность, особую тренировку и нередко природно обусловленных.

Можно сделать выводы о том, что  способности – это формирующиеся  в деятельности на основе задатков индивидуально - психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности.

В состав каждой способности, делающей человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции или способы  действия, посредством которых эта  деятельность осуществляется.

При развитии способностей в процессе деятельности существенную роль играет взаимосвязь между способностями  и умением. Способности и умения не тождественны, но взаимосвязаны.

О способностях людей можно узнать только из наблюдений за их деятельностью. Способным и одаренным обычно называют человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие. Поэтому считают, что  лучшая работа одних и более слабая других – явление не случайное, а  обусловленное способностями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Способности человека