Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:57, контрольная работа
Единство целей и задач семейного и общественного воспитания вытекает из самой природы российского общества. Конкретная их реализация обусловлена тем, в какой мере требования преломляются в сознании людей, насколько социальные ценности, становясь личностно значимыми, утверждаются в семейном укладе. По мнению ряда педагогов предреволюционной поры, общественное дошкольное воспитание уменьшало пагубное влияние города на детей посредством создания педагогически целесообразной среды; помогало развитию самодеятельности, взаимопомощи и других социальных умений воспитанников.
Введение……………………………………………………………………..
Сравнительные характеристики домашнего и общественного воспитания……………………………………………………………………
Задачи и методы семейной педагогики. Связь семейной педагогики с другими науками……………………………………………..
Психологические механизмы влияния родителей на детей…………
Психолого-педагогические условия применения методов поощрения и наказания в семейном воспитании………………………….
Авторитет, личный пример и педагогический такт родителей……..
Традиции семейного воспитания…………………………………..….
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы……………
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение…………………………………………………… Список литературы…………………………………………………… |
с.3
с.4
с.8 с.13
с.15 с.19 с.21 с.23 с.24 |
Введение
В Конституции РФ записано: «Граждане РФ обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными членами российского общества». Успешному претворению в жизнь этого закона способствует включение семьи в педагогический процесс, целенаправленно организованный в системе общественного воспитания. Об уникальности семьи как одного из социальных институтов говорят многие исследователи и прошлого и современности: семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка.
Единство целей и задач семейного и общественного воспитания вытекает из самой природы российского общества. Конкретная их реализация обусловлена тем, в какой мере требования преломляются в сознании людей, насколько социальные ценности, становясь личностно значимыми, утверждаются в семейном укладе. По мнению ряда педагогов предреволюционной поры, общественное дошкольное воспитание уменьшало пагубное влияние города на детей посредством создания педагогически целесообразной среды; помогало развитию самодеятельности, взаимопомощи и других социальных умений воспитанников. Принимая на себя задачи, требующие специальных знаний и умений (обучение грамоте, счету, формирование практических навыков, интересов), детский сад разгружал родителей, высвобождал время матерей для труда и самореализации. Таким образом, общественное воспитание рассматривалось как дополнение семейному, восполнявшее недостающие возможности ослабленной семьи. Однако оно не могло стать равноценной заменой семейному, так как воспитание здесь преимущественно интеллектуально-рассудочное, ему недостает сердечной теплоты, подавляющей детскую свободу и индивидуальность. Отсюда вытекает необходимость согласования содержания и направленности воспитательных воздействий как со стороны ДОУ, так и родителей, важность объединения их усилий.
Воспитание как процесс целенаправленного формирования личности осуществляется под воздействием социальных институтов. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.
Семейное воспитание всегда определялось как домашнее (иногда домашне-семейное), при этом учитывается, что домашнее воспитание может осуществляться членами семьи, а также специально приглашенными, иногда профессионально подготовленными к воспитательной деятельности лицами (няня, бонна, гувернер и др.). В современных условиях домашнее воспитание дополняется общественным, т.е. дети посещают дошкольное учреждение, прогулочную группу, студию, школу искусств, спортивную секцию и др. [7].
Каждая из ветвей представляет собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка, поэтому должно соблюдаться единство осуществления индивидуального подхода в двух социальных институтах воспитания (в детском саду и семье) Так, задачи воспитания в условиях семьи и общественных образовательных учреждений, будучи конкретно-историчными, зависящими от особенностей жизни человека в обществе на определенном этапе его развития, отличаются соотношением эмоционального и рационального компонентов: в семье преобладает первый, в общественном воспитании главенствует второй. Другими словами, общественному воспитанию недостает теплоты и естественности семьи, в нем, всегда присутствует доля рассудочности и холодности. Известные различия наблюдаются и в целях, принципах, содержании общественного и семейного воспитания. В дошкольном учреждении, школе и других образовательных учреждениях цель носит объективный характер, поскольку подчинена «заказу» общества на воспитание необходимых ему членов. В семье цель воспитания отличается известным субъективизмом, потому что в ней выражаются представления конкретной семьи о том, каким она хочет вырастить своих детей.
Таким образом, цели семейного и общественного воспитания могут не совпадать, т.к. в дошкольном учреждении, школе – цели, принципы, содержание воспитания имеют научную базу, «прописаны» в программных документах, сформулированы для определенного образовательного учреждения, дифференцированы по возрастным категориям воспитанников, в то время, как в семье часто носят несформулированный характер, варьируются в зависимости от целого ряда причин.
Методы воспитания, которые используются в детском учреждении и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия на ребенка. В семейных методах воспитания отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. Таким образом, в каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система. Конечно, у значительной части современных семей воспитательная система не столь научна, как в дошкольном учреждении, школе, она в большей степени базируется на бытовых представлениях о ребенке, средствах и методах воздействия на него. Воспитательная система семьи формируется эмпирическим путем: она постоянно апробируется в опыте, содержит много педагогических «находок», хотя зачастую не лишена просчетов и серьезных ошибок. В семьях, где озабочены воспитанием детей, система воспитания подвергается анализу, оценке, что делает ее выстраданной, эмоционально окрашенной [4].
Система семейного воспитания может быть стройной и упорядоченной, но это при условии, что родители имеют определенную цель воспитания, проводят ее в жизнь, используя методы и средства воспитания, учитывающие особенности ребенка и перспективы его развития. Иная система домашнего воспитания складывается в семье, где взрослые не утруждают себя серьезными думами о судьбе ребенка, не создают условий для его полноценного развития. Игнорирование интересов ребенка, удовлетворение лишь его самых необходимых потребностей, предоставление ему неограниченной свободы – это тоже признаки системы домашнего воспитания, но системы безалаберной, попустительской, жестокой по отношению к маленькому ребенку, для полноценного развития которого необходимы любовь, поддержка, забота, разумная помощь взрослых, прежде всего близких ему людей.
Итак, можно сделать вывод о том, что общественное воспитание, по сравнению с семейным, отличается большей научной обоснованностью, целенаправленностью, планомерностью. Однако это не обеспечивает приоритет общественного воспитания в формировании личности ребенка, особенно в первые годы жизни. Напротив, наука и практика убеждают в решающей роли семьи в развитии ребенка. Причина таится в принципиальном различии характера доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания в семье и учреждениях общественного воспитания.
В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, родителей, детей, бабушек, дедушек, братьев, сестер, других родственников) отличается неформальным характером, строится на контактах «лицом к лицу». В семье, как правило, нет жестко заданной системы взаимоотношений по вертикали, строгой структуры власти, в которой статусы и роли заранее предписаны. Степень тесноты контактов между членами усугубляется отношениями родства, любви, привязанности, доверия и ответственности друг за друга, отличается широким диапазоном проявлений, эмоциональностью, открытостью. Семья для ребенка – наименее ограничивающий, наиболее мягкий тип социального окружения [2].
Общественное воспитание осуществляется обществом, государством и организациями, создаваемыми для этой цели (детскими садами, школами и др.). Поэтому взаимосвязь субъектов воспитания в общественном образовательном учреждении имеет институционально-ролевой характер, т.е. в значительной мере определяется функциональными обязанностями педагога, хотя и может смягчаться или, напротив, ужесточаться в зависимости от его личностных качеств. Однако отношения «педагог-ребенок», «педагог-дети», «педагог-коллеги», «педагог-администрация» более фиксированы, чем отношения между членами семьи и ребенком в условиях домашнего воспитания.
Приведем схему, разработанную Е. П. Арнаутовой и В. М. Ивановой, где рассматриваются недостатки и положительные стороны (табл. 1).
Таблица 1
Особенности общественного и семейного воспитания детей
Недостатки |
Преимущества |
||
Детский сад |
Деловая форма общения воспитателя, эмоциональная недостаточность. Наличие сменяющих друг друга воспитателей с разными программами их поведения, методами воздействия на ребенка. Обращенность воспитателя ко всем детям, недостаточность индивидуального общения с каждым ребенком Сравнительная жесткость режима дня Общение с детьми одного возраста |
Наличие и использование программы воспитания и обучения дошкольников, педагогических знаний у педагогов, научно-методических пособий. Целенаправленный характер воспитания и обучения детей Условия жизни и быта научно разработаны для воспитания и обучения детей. Применение методов воспитания, обучения, адекватных возрастным особенностям дошкольников, понимание их духовных потребностей. Умелое применение оценки деятельности и поведения детей как стимула их развития. Разнообразная содержательная деятельность детей в детском обществе, возможность играть и общаться с широким кругом сверстников |
|
Семья |
Сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Постоянство и длительность педагогической программы поведения родителей, воздействий их на ребенка. Индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. Подвижный режим дня. Возможность общаться с детьми-родственниками разных возрастов |
Отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, использование родителями случайной педагогической литературы. Стихийный характер воспитания и обучения ребенка, использование отдельных традиций и элементов целенаправленного воспитания. Стремление взрослых создать в семье возможность этих условий для ребенка. Непонимание возрастных особенностей дошкольников, представлений взрослых, инертность в поисках. Непонимание роли оценки в воспитании и обучении ребенка, стремление оценивать не его поведение, а его личность. Однообразие и малосодержательность деятельности ребенка в семье. Недостаток общения с детьми в игре. Неумение дать ребенку объективную характеристику, проанализировать свои методы воспитания. |
На основе таблицы можно сделать вывод о том, что каждый из социальных институтов имеет свои преимущества и недостатки. Так, воспитываясь только в семье, получая любовь и привязанность со стороны ее членов, опеку, заботу ребенок, не вступая в общение (контакт) со сверстниками, может вырасти не приспособленным к требованиям жизни социума, окружающей среды.
Таким образом, общественное и семейное воспитание имеют целый ряд принципиальных отличий, которые необходимо учитывать для того, чтобы обеспечить их целесообразное взаимодействие, взаимодополнение в реальном образовательном пространстве.
В области дошкольной педагогики родителям важно: знать основные закономерности и особенности воспитания и обучения детей; знакомиться с содержанием и методами воспитания; овладеть методами организации детской деятельности, общения, направленными на формирование социально ценных форм поведения и отношений ребенка с окружающими людьми.
Учитывая большую роль согласованной воспитательной работы школы, семьи и общественности, ее необходимо умело координировать и направлять. Объединяя свои педагогические усилия, педагоги и родители должны хорошо знать проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Круг этих проблем довольно широк.
Одну из существенных сторон совместной деятельности семьи и ДОУ составляет реализация единого подхода к достижению целевых установок и повышению содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Очень важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, исходящего из необходимости формирования личности, и уделяли внимание не только учебной работе детей, но их трудовой и технической подготовке, физическому, нравственному и эстетическому направлениям воспитания [9].
Эффективность семейного воспитания предполагает сочетание требовательности с уважением и гуманным отношением к детям. Требовательность не означает постоянного принуждения, она основана на рациональном порядке жизни детей, использовании разумных форм во взаимоотношениях членов семьи. Детям следует разъяснять, каким должен быть режим их работы и отдыха, в каком порядке содержатся вещи и рабочее место, как они должны относиться к родителям и другим членам семьи, и путем побуждения (просьб, напоминаний, указаний на недостатки, одобрения правильных поступков) к соблюдению этих требований формировать соответствующее поведение.
Действенным стимулирующим фактором личностного развития детей является создание в семье трудовой атмосферы. Дети должны вносить свой посильный вклад в создание благополучия семьи и соизмерять свои потребности с материальным достатком. Лучшее средство стимулирования детей к труду в семье – постановка трудовых задач, совместное выполнение намеченной работы.
Информация о работе Сравнительные характеристики домашнего и общественного воспитания