Сравнительные характеристики домашнего и общественного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Единство целей и задач семейного и общественного воспитания вытекает из самой природы российского общества. Конкретная их реализация обусловлена тем, в какой мере требования преломляются в сознании людей, насколько социальные ценности, становясь личностно значимыми, утверждаются в семейном укладе. По мнению ряда педагогов предреволюционной поры, общественное дошкольное воспитание уменьшало пагубное влияние города на детей посредством создания педагогически целесообразной среды; помогало развитию самодеятельности, взаимопомощи и других социальных умений воспитанников.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..
Сравнительные характеристики домашнего и общественного воспитания……………………………………………………………………
Задачи и методы семейной педагогики. Связь семейной педагогики с другими науками……………………………………………..
Психологические механизмы влияния родителей на детей…………
Психолого-педагогические условия применения методов поощрения и наказания в семейном воспитании………………………….
Авторитет, личный пример и педагогический такт родителей……..
Традиции семейного воспитания…………………………………..….
Заключение…………………………………………………………………...
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Семейная педагогика.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Важно иметь в виду, что наказание не может выступать в виде схемы: за определенное нарушение строго определенное наказание.

При применении метода наказания нужно соблюдать закон неприкосновенности личности. Определяйте только поступки, только конкретные действия. Не «ты плохой», а «ты сделал плохо», не «ты жестокий», а «ты жестоко поступил».·

Если за любую ошибку ребенка ждет наказание и ничего больше, ребенок не научится правильному поведению. Кроме того, он будет бояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежать наказания [2].

Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться жертвой, и наказание не достигает цели.

Не всякий поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием [8].

Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.

Поощрение как воспитательное средство более действенно. Оно ориентирует на хорошие поступки и закрепляет их. Лучшая награда для ребенка – сознание того, что он принес радость уважаемым людям [8].

Поощрение направлено на совершенствование ребенка. Отмечая успехи в деятельности и поведении детей, воспитатели, коллектив учащихся вызывают у них стремление сделать еще больше. Поэтому формы поощрения должны быть максимально подвижными, динамичными. С этой точки зрения следует критически отнестись к некоторым формам поощрений. Используя поощрения, воспитатель ведет работу таким образом, чтобы вызвать у детей стремление руководствоваться высокими идейно-нравственными мотивами, а не внешними побуждениями.

В использовании поощрений важно учитывать особенности характера ученика. В поощрении особенно нуждаются неуверенные в себе дети. Положительная оценка труда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития.

Для ребенка, который не знает ласки в семье, лучшим поощрением может стать добрая улыбка, слово, радость за его успехи. Поощрение должно быть индивидуализированным. Поощрение должно исходить от коллектива или от того лица, который пользуется авторитетом у данного ребёнка. Поощрять надо лишь те действия и поступки ученика, которые действительно требовали от него воли и трудолюбия. Поощрения должны помочь подростку понять свои положительные качества, поверить в себя, возбудить желание стать лучше. Поощряется только тот положительный поступок, который является нерядовым для данного учащегося или в данных условиях. Форма и цена поощрения должны компенсировать те трудности, которые преодолел ребенок, совершив данный положительный поступок, они должны быть значимы для данной личности, поэтому надо учитывать ее индивидуальные особенности. Поощряя ребенка, следует указывать конкретный поступок, являющийся причиной награды.

Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, иначе награда обесценивается. Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки трудновоспитуемого, поскольку велико влияние негативных лидеров, которые могут подвергнуть критике действия ребёнка. Важно вселить ребёнку уверенность в правильности его поступков. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать. Трудновоспитуемый должен ценить сам факт поощрения, а не награду. Поэтому следует с осторожностью применять материальное поощрение.

Нужно сказать, что добиться положительного результата в воспитании трудновоспитуемого ребёнка, нерационально используя методы поощрения и наказания, невозможно.

 

5. Авторитет, личный  пример и  педагогический такт  родителей

 

Под авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам, чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим поведением, которое должно служить детям образцом для подражания. Положительное влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины, постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания, потребность оказывать помощь.

Авторитет родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная родительская любовь.

Авторитет родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт – это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка.

Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

 

  1. Традиции семейного воспитания

 

Традиции семейного воспитания в каждой семье свои. В нынешнее время возрос интерес к традициям семейного воспитания, а также к национальным традициям. Это напрямую связано не просто с ростом национального самосознания, но и также с тем, что человек является отражением той культуры, в которой он был воспитан. Мировоззрение, привычки, поведение, способы взаимодействия с окружением и многое другое является результатом прямого влияния традиций, обычаев, норм и ценностей того маленького социума, которое окружало человека с момента появления на свет.

Передаваясь из поколения в поколение, традиции семейного воспитания, приспосабливаясь к условиям нынешней жизни, постоянно меняются. Без изменений остаётся лишь их назначение в обществе: они призваны укреплять родственные связи и отношения, они являются механизмом передачи важных личностных и социальных качеств человека таких как: сострадание, любовь, доброта, взаимопонимание, готовность помочь близкому человеку.

Основа традиций семейного воспитания – ценность семьи, которая и определяет смысл и суть поведения человека. В случае если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружению, то он не просто проявляет сострадание, уважение в общении с членами своей семьи, но и чувствует проблемы людей, животных, переживает даже за судьбу литературных героев.

В традициях семейного воспитания отражаются культурные, этнические, религиозные особенности семьи, определенная профессиональная принадлежность. Базис традиции составляет определенная идея, ценность, опыт данной семьи. Как многофункциональны нормы, а также ценности конкретной семьи, так и разнообразны воспитательные традиции. В случае если в семье, к примеру, традиции празднования дня рождения реализуется в детском празднике с поздравлениями, подарками, весёлыми играми, то и радостные воспоминания сохранится на долгие годы не просто для виновника торжества, но и для всех участвующих. Данная традиция семейного воспитания – базис настоящих и будущих радостей, она призывает к добру, активно стимулирует элементы творчества. А вот в случае если день рождения – повод для очередного взрослого застолья, выяснениями отношений, за которыми о ребёнке забывают полностью, то данная модель поведения становится причиной сегодняшних и будущих потрясений ребёнка [7].

Обогащение семейных традиций способствует организации жизнедеятельности семьи как отдельного социального института, тем самым обеспечивая рост взаимопонимания, в особенности между родителями и детьми, помогает совершенствовать сам процесс воспитания в семье.

Семейные традиции многофункциональны, насыщены, по этой причине на их фоне социальное развитие ребёнка идёт существенно успешнее.

Начинать приобщение к культуре следует именно с представлений об окружении. Народ является неиссякаемым источником духовных ценностей. Существует огромное множество загадок, сказок, скороговорок в народном творчестве, и все они преследуют конкретные воспитательные цели. Одним из ценных средств передачи традиций семейного воспитания являются песни, они впитали в себя высшие ценности нации, ориентированные лишь на добро и счастье человека. Трепетно передаваемые по роду традиции исполняют роль исторической памяти, налаживая и укрепляя связь поколений. Фактически во всех торжествах важна совместная деятельность детей со взрослыми, выражается это и в общем веселье, и в том, что каждый вносит что-то свое в организацию торжества.

 

Заключение

 

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное.

Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность не сравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием.

В тоже время, современная семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов: ребенок ходит в дошкольное учреждение, потом в школу, занимается в кружке или студии художественного воспитания, посещает спортивную секцию и т.д.

Все воспитательные институты призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый их них обладает теми или иными преимуществами.

Семья и детское учреждение связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей.

Преемственность в воспитании и обучении предполагает единообразие в подходе к детям среди самих воспитателей, согласованность между домашним и общественным воспитанием - опору на достигнутые результаты в воспитании для преодоления отдельных отрицательных черт поведения воспитанников, обеспечение правильного соотношения между целями воспитания и т.п.

Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагога.

 

Список литературы

 

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» // Собрание законодательства РФ от 15.01.1996. – №3. – С. 150 (ред. от 28.02.2012).
  2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – СПб. : Вектор, 2011. – 400 с.
  3. Беленькая, А. С. Слагаемые авторитета / А. С. Беленькая. – М. : Просвещение, 1983. – 119 с.
  4. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 1. – С. 41-44; №2. С. 44-49.
  5. Дошкольная педагогика (конспект лекций) / Авт.-сост. В. А. Титов. – М. : Приор-издат, 2002. – С. 170-171.
  6. Зверева О. Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи : современные подходы / О. Л. Зверева. – М. : ГПИ, 2003. – 40 с.
  7. Зверева, О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева, Т. В. Кротова. – М. : Сфера, 2009. – 256 с.
  8. Крившенко, Л. П. Педагогика : учебник / Л. П. Крившенко. – М. : Проспект, 2008. – 432с.
  9. Куликова Т. А. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения / Т. А. Куликова // Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000. – С. 65-71.
  10. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание                            / Т. А. Куликова. – М. : Академия, 1999. – 232 с.
  11. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение                              / П. Ф. Лесгафт. – СПб. : Либроком, 2010. – 218 с.

 

 

 

 


 



Информация о работе Сравнительные характеристики домашнего и общественного воспитания