Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:17, контрольная работа
Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своего развития. И здесь очень важно определиться, что взять за основу, стержень каких-либо преобразований. Само собой, среди других встает и вопрос о личности педагога, ее роли в процессе образования, а значит, и в жизни всего общества. Оказавшись перед такими вопросами.
Воспитатель — всегда учитель и наставник. Работая с детьми, он тоже вооружает их мастерством в том или ином конкретном деле, передает им свое мастерство, а это очень непросто. Причем одно дело — хорошо, мастерски выполнять какую-либо работу, и другое — уметь передать свое мастерство и сноровку другому человеку. Для этого нужно особое мастерство — мастерство наставника. Антон Семенович хорошо это понимал. Однажды, готовясь к педсовету, на котором обсуждался вопрос об организации клубной работы в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского, он на машинке напечатал свои советы товарищам по работе, озаглавив их «Вроде методического плана клубной работы».
Но и этого мало. Любопытно, что свои советы, о которых только что шла речь, Антон Семенович заканчивает очень актуальным пожеланием: «Языком болтать надо умеренно и не больше примерно одной пятой всего времени занятий кружка». Какой хороший совет для не в меру говорливых педагогов! Макаренко всегда резко выступал против сведения воспитательной работы к воздействию на сознание учеников путем разного рода разъяснений и поучений, «моральных проповедей». Но это совсем не значит, что он не понимал великого значения слова учителя. Его соратники вспоминают, как страстно и убедительно умел говорить Антон Семенович, понимая, что воспитатель всегда пропагандист. И это еще одна составная часть мастерства педагога.
И, наконец, «педагогическая техника», или, как сейчас мы говорим, «мастерство педагогического стимулирования». Воспитатель должен уметь влиять на детей непосредственно. А для этого многое надо знать и уметь: надо верно оценивать ситуацию, принимать верное решение, владеть методами стимулирования, уметь потребовать, поощрить, а когда надо, и наказать, уметь увлечь перспективой и многое-многое другое, вплоть до подлинного артистизма в демонстрации своих чувств.
Таковы основные слагаемые педагогического мастерства.
А.С.Макаренко
утверждал: мастерство — это то,
чему можно научиться, и каждый педагог
может стать большим мастером.
Этот оптимистический завет
Совершенно ясно — из одних книг мастерства не почерпнешь. Для этого нужен упорный труд, самостоятельный поиск и сотрудничество с опытными педагогами. Но чтобы эти поиски и сотрудничество были успешными, надо знать, в каком направлении их следует развивать. В отборе верных направлений движения к мастерству книги Макаренко всегда будут добрым и незаменимым помощником молодого педагога. И никогда на этом пути не следует забывать мудрого замечания Антона Семеновича о том, что подлинный гуманизм в отношении людей, в отношении к детям состоит в том, что надо мастерски, «блистая удачей», делать свое дело.
В 1994 г. увидела свет удивительная книга «Макаренковцы (Что сталось с теми, кого воспитывал Макаренко)». Написал ее талантливый журналист Лев Алексеевич Чубаров, который много лет изучал судьбы воспитанников Антона Семеновича. Вот что он пишет: «Свыше трех тысяч детей, в том числе с изломанным детством, прошли через педагогические руки и человеческое сердце Антона Семеновича Макаренко, и ведь ни один из них не попал в тюрьму, не оказался полицаем в годы войны, не покинул Родину в трудное для нее время; нет среди них ни подлеца, ни труса, просто плохого человека.
Имею моральное право судить о том, ибо знавал лично 700— 800 из трех тысяч, общался с ними около сорока лет»8.
Это ли не реальный гуманизм?
Один
штрих лучше всего иллюстрирует
реализм макаренковского
Макаренко всегда творил с оптимистической гипотезой. И в этом его подлинный гуманизм. «Педагогическую поэму» — вершину своего литературного творчества — он посвятил Максиму Горькому. Великий русский писатель в июле 1928 г. посетил колонию его имени. Дни, проведенные Горьким в Куряже, Антон Семенович назвал самыми счастливыми в его жизни, но в самой «Поэме» он упомянет о них очень скромно, уделив этому менее 10 строк. И тем более интересно читать о впечатлениях самого Алексея Максимовича. В очерках «По Союзу Советов» он пишет: «Кто мог столь неузнаваемо изменить, перевоспитать сотни детей, так жестоко и оскорбительно помятых жизнью? Организатором и заведующим колонией является А.С.Макаренко. Это бесспорно талантливый педагог. Колонисты действительно любят его и говорят о нем тоном такой гордости, как будто они сами создали его. Он — суровый по внешности, малословный человек лет за сорок, с большим носом, с умными и зоркими глазами, он похож на военного и на сельского учителя из «идейных». Говорит хрипло, сорванным или простуженным голосом, двигается медленно и всюду поспевает, все видит, знает каждого колониста, характеризует его пятью словами и так, как будто делает моментальный фотографический снимок с его характера. У него, видимо, развита потребность мимоходом, незаметно, приласкать малыша, сказать каждому из них ласковое слово, погладить по стриженой голове.
На собраниях командиров, когда они деловито обсуждают ход работы в колонии, вопросы питания, указывают друг другу на промахи в работе отрядов, на различные небрежности, ошибки - Антон Семенович Макаренко сидит в стороне и лишь изредка вставляет в беседу два-три слова. Почти всегда это слова упрека, но он произносит их как старший товарищ. Его слушают внимательно и не стесняются спорить с ним - как с двадцать пятым товарищем, который признан двадцатью четырьмя умней, чем все они»10.
Подытоживая уведенное в Куряже и других трудовых колониях Алексей Максимович скажет удивительно точные слова: «заведующий Бакинской трудовой колонией, - я забыл его фамилию – и А.С.Макаренко, организатор колонии под Харьковом, в Куряже - все эти «ликвидаторы беспризорности» не мечтатели, не фантазеры, это, должно быть, новый тип педагогов, это люди, сгорающие в огне действенной любви к детям, а, прежде всего - это люди, которые, мне кажется, хорошо сознают свою ответственность перед лицом детей. Бесчисленные трагедии нашего века возникнув на вулканической почве непримиримых классовых противоречий, убедительно рассказывают детям историю кровавых ошибок отцов. Это должно бы возбудить у отцов чувство ответственности перед детьми; должно бы - пора»11.
Макаренко смог
разработать систему воспитания
Макаренко подчеркивал решающее
влияние социальной среды, условий
труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения
и нравственности личности. Воспитание
личности в коллективе и через коллектив
— главная задача воспитательной работы.
Настоящий коллектив должен иметь общую
цель, заниматься разнообразной деятельностью,
в нем должны быть органы, направляющие
его жизнь и работу. Для детского коллектива
необходима бодрая, радостная, мажорная
атмосфера. Макаренко научно обосновал
требования, которым должен отвечать педагогический
коллектив воспитательного учреждения,
и правила его взаимоотношений с коллективом
воспитанников.
Трудовое воспитание,
по мнению Макаренко, является одним из
важнейших элементов воспитания. Участие
в производительном труде сразу меняет
социальный статус ребенка, превращает
его во «взрослого» гражданина. Идея
соединения обучения с производительным
трудом, причем производительный труд
должен быть организован определенным
образом, как часть воспитательного процесса,
была реализована Макаренко на практике;
этот опыт доказал, что самосознание детей
получает огромный творческий импульс
благодаря участию в производительном
труде.
Макаренко разработал
важнейшие вопросы семейного воспитания,
в том числе структуры семьи, ее культуры,
методов воспитания в семье. Макаренко
утверждал, что воспитать ребенка правильно
легче, чем потом его перевоспитывать.
Семья как коллектив, поведение родителей
в конечном счете определяют успех воспитания
детей. В «Книге для родителей» Макаренко
показывает, что семья является первичным
коллективом, где все являются полноправными
членами со своими функциями и обязанностями,
в том числе и ребенок. Личный пример родителей,
их поступки, отношение к труду, к вещам,
их отношения между собой — все это влияет
на ребенка, формирует его личность. Родители
должны проявлять к детям требовательную
любовь и иметь в глазах детей заслуженный
авторитет.
Основные даты жизни и педагогической деятельности:
1888 — Антон Семенович
Макаренко родился в г.
1905—1914 — учительствовал в народной школе.
1914—1917 — учился в Полтавском
учительском институте,
1917—1920 — заведующий начальной школой в г. Полтава.
1920—1928 — заведующий «Трудовой колонией им А.М. Горького».
1928—1935 — руководитель коммуны им Ф.Э. Дзержинского.
1935—1939— литературная деятельность, переезд в Москву.
1939 — Антон Семенович
скончался, похоронен на
Основные работы:
1932 — повесть «Марш 30 года».
1933—1935 — «Педагогическая поэма» (переведена на многие языки мира).
1937 — «Книга для родителей».
1938 — повесть «Флаги на башнях». 1957—1958 — Сочинения: В 7 т.
Педагогическая деятельность Макаренко продолжалась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил в 1928 г.
Читая длинными осенними вечерами вместе с Макаренко книги AM. Горького, колонисты были поражены схожестью своих судеб судьбой писателя. Написали ему письмо, на которое тут же получили ответ и завязалась переписка. По ходатайству колонии ей было присвоено имя Горького и она стала называться так: «Трудовая колония им. A.M. Горького».
Василий Александрович Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) родился 28 сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогический институт, но, проучившись недолго очно, перешел на заочное отделение и стал учительствовать недалеко от своих мест. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература.
В Великую Отечественную войну был тяжело ранен — осколки снаряда остались у него в груди навсегда.
В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы. Здесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок красоты» — так называл ее Сухомлинский.
До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем несравнимым счастьем».
«Здесь мне хотелось увидеть свои убеждения в живом творческом деле». «Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухомлинский, — мне стало ясно, что подлинная школа — это не только место, где дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений».
В. А. Сухомлинский был сторонником коллективного воспитания с акцентом на внимании к отдельному ребёнку. Он отдавал приоритет воспитанию патриотизма, гражданственности, а также таких нравственных качеств, как человечность, доброта, чуткость, отзывчивость, сострадательность, любовь к матери и другим членам семьи. Одной из самых трудных групп для педагогического воздействия В. А. Сухомлинский считал так называемых «незаметных детей». Стержневая идея всей педагогической системы Сухомлинского – развитие самодеятельности, инициативы и творческих начал в ребёнке. В воспитании большую роль отводил природе и красоте. Одним из первых в стране заговорил об обучении шестилеток.
В школе Сухомлинского
была создана «Комната мысли», где
собраны «самые умные» книги. Она
располагалась в тихом уголке
школьного сада. Здесь учитель
читал детям стихотворения, и
у них возникало желание
Интерес к педагогическому наследию великого ученого не случаен. Ведь разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.
Педагогические идеи В А Сухомлинского
В центре воспитательной системы, созданной Василием Сухомлинским, находится ребенок с его активностью, интересами, индивидуальными творческими способностями. Главная задача педагогического коллектива школы — создать благоприятные условия для формирования и развития Личности. Воспитание, по Сухомлинскому, — это не устранение недостатков ребенка, а развитие всего самого хорошего. Не власть и подчинение, а уважение и любовь должны быть в основе учебы. То есть суть не в том, чтобы ученик получил в школе определенный набор знаний, а в том, как эти знания в дальнейшем будут жить в нем.
Василий Александрович Сухомлинский, директор павлышской средней школы, — автор 40 монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Общий тираж его книг составил около 4 миллионов экземпляров на различных языках.
Педагогика как и всякая наука преследует свой идеал - идеал человеческой личности, отраженный в гуманизме. В трудах педагогов-гуманистов четко прослеживается линия гуманного отношения к детям. Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности у Сухомлинского В.А. явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований.
Информация о работе Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского