Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своего развития. И здесь очень важно определиться, что взять за основу, стержень каких-либо преобразований. Само собой, среди других встает и вопрос о личности педагога, ее роли в процессе образования, а значит, и в жизни всего общества. Оказавшись перед такими вопросами.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Главным и определяющим в педагогике Сухомлинского В.А. была любовь к ребенку. Именно величайшая гуманистичность педагогики Сухомлинского  В.А. привлекла к нему не слабеющий  интерес во всем мире. Его работы изданы на английском, немецком, французском, польском, испанском, японском и многих других языках.

Определяющее значение придает Сухомлинский В.А. системообразующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств.

Василий Александрович  Сухомлинский (1918—1970) является крупнейшим педагогом нашего столетия, его педагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик  и теоретик, он всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его деятельности занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение.

Успех работы воспитателя  возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он продолжил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоциональная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника ~ к общему "богатству" коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного "вклада" в общий фонд, и так до бесконечности, т.е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новое понятие "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса". Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, обмен духовными приобретениями, знаниями повышает "интеллектуальный фон", повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном — в учении, а ведь учение — главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально разработаны Сухомлинским вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский ярко показал, что успех работы воспитателя, направленной на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

В.А. Сухомлинский рассматривал коллектив как средство нравственного и духовного развития ребенка. В коллективе создается единство общественного и индивидуального. Наибольшее воспитательное значение имеет целостный коллектив, в котором коллективы учащихся и педагогов (вожатых и воспитанников) объединены стремлением к общественно-значимым целям и нравственным идеалам. Духовное богатство каждого человека, его гуманистические мотивы составляют, по мнению В.А. Сухомлинского, основу полноценной содержательной жизни коллектива и условие совершенствования внутри коллективных отношений. «Мудрая власть коллектива» (В.А. Сухомлинский) помогает личности преодолеть черты эгоизма, равнодушия, занять гражданскую позицию, включиться в созидательную, гуманистически направленную деятельность на благо других людей.

"Глубоко  уважая науку и ученых, я всегда считал себя только практиком, народным учителем", - писал В. А. Сухомлинский. Эту мысль он сформулировал за несколько лет до смерти, когда уже пользовался репутацией одного из ведущих деятелей советской педагогики. "Многолетний опыт дает мне право утверждать..." - такой рефрен стал его главным педагогическим принципом. 
 
В понятие "многолетний опыт" он включал не только свой сугубо индивидуальный опыт, но и опыт руководимого им педколлектива, достижения сотен учителей, с которыми сталкивался в личном общении, наконец, множество проработанных им трудов, сквозь призму которых осмысливал свою собственную деятельность народного учителя. 
 
Знакомясь с творческим наследием человека, снискавшего славу корифея педагогики, современники, а тем более потомки вправе рассчитывать, что они найдут в его трудах, прежде всего оригинальную методологическую концепцию. Ибо представить себе сколько-нибудь крупный вклад в развитие науки без соответствующего методологического обеспечения невозможно. 
 
Парадокс? Король-то вроде бы голый? Именно так оценивали ситуацию некоторые чересчур торопливые и поверхностные исследователи. Тот факт, что в работах Сухомлинского имеются "нечеткие, спорные, а то и просто ошибочные положения", как будто бы подтверждают мнение о методологической бедности его педагогического наследия. 
Да, необоснованных и порой даже ошибочных положений у него, к сожалению, встречается немало. Это исторический факт, от которого, как говорится, никуда не денешься. Нравится нам это или не нравится, игнорировать или затушевывать такие факты недопустимо. Но важно осмыслить, понять, прочувствовать его ведущие теоретические идеи. 
В. А. Сухомлинским был разработан и успешно реализован новый исследовательский метод в педагогике - эксперимент, характеризующийся единством трех компонентов: целостности, коллективного творчества и длительности. Именно благодаря применению этого метода в исследовании проблем воспитания всесторонне развитой личности и были достигнуты результаты, которые ознаменовали значительный вклад в развитие теории педагогики. 
Причем, теоретические идеи он апробировал в непосредственной практической работе. 
 
В. А. Сухомлинский первым заговорил о ведущей роли воспитания в формировании духовно богатой личности, о том, что без духовности не может быть социально-экономического прогресса. 
 
В этой связи В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что педагогика должна стать наукой для всех. Много внимания уделял он организации педагогического просвещения. В Павлышской средней школе организовал родительский университет, куда родители записывались за два года до поступления их ребенка в школу и занимались регулярно вплоть до окончания школы детьми. Курс обучения в университете рассчитан на 250 часов. Программа охватывает все основные разделы теории воспитания и педагогической психологии. Особое внимание уделяется характеристике школьных возрастов, теории личности, физическому, умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей. Этот университет посещали 98% родителей, и он играл существенную роль в повышении уровня культуры семейного воспитания. 
 
В. А. Сухомлинский верит в силу воспитания, но подчеркивает, что успех его зависит от глубокого проникновения в духовный мир школьника"... Три тысячи семьсот страниц в записных книжках, которые я веду всю свою учительскую жизнь ... Каждая страница посвящена одному человеку - моему ученику. Три тысячи семьсот учебных судеб. Здесь почти все взрослое население нашего села. Недавно мне захотелось полистать эти страницы... Каждый ребенок был миром особым, уникальным". 
Сухомлинский отмечал, что педагог обязан этот мир знать, ибо процесс воспитания выражается в единстве их идеалов, интересов, мыслей, переживаний. 
Идеал воспитания Сухомлинский видит в гармонической нравственно чистой личности. И поэтому он обращает серьезное внимание на гармонию педагогических воздействий. Нет ничего в мире сложнее человека, и воздействовать на него единичным средством невозможно. Гармония педагогических воздействий - это коренная, основополагающая закономерность воспитания. "Любое воздействие на личность теряет свою силу, если нет сотни других воздействий", - пишет В. А. Сухомлинский. 
 
Ценный вклад внес В. А. Сухомлинский в теорию обучения. Он уделяет много внимания развитию мышления учащихся на уроке, воспитанию их творческого отношения к учению. Мышление, справедливо указывает В. А. Сухомлинский, начинается там, где у школьников появляется потребность ответить на вопрос, и надо специальными педагогическими средствами вызвать эту потребность ответить на вопрос, ставя перед учащимися цели умственного труда, развитие интеллекта на занятиях - это трудное для педагога дело, но и самый верный показатель его педагогического мастерства. 
 
Ценность методики Сухомлинского заключается в пробуждении положительного отношения учеников к занятиям. "Источник желания учиться, - утверждает Сухомлинский, - в самом характере детского умственного труда, в эмоциональной окраске мысли, в интеллектуальных переживаниях. Если этот источник иссяк, никакими приемами не заставить ребенка сидеть за книгой". 
 
Школой познания (особенно для малышей) должны стать не только классы, но и сам мир их окружающий. В. А. Сухомлинский разрабатывает и проводит уроки в лесу, на лугу, у реки, в поле. Это - не просто наблюдения или экскурсии, а именно уроки, на которых учитель ведет занятия, подготовив систему вопросов и заданий. 
 
Было бы ошибкой считать, - полагает В. А. Сухомлинский, что окружающий мир сам по себе научит ребенка думать. Без теоретического мышления вещи останутся скрытыми от глаз ребенка непроницаемой стеной. Природа становится школой умственного труда лишь при условии, когда ребенок при помощи учителя абстрагирует, размышляет. 
 
Он продумывает все, что должно стать источником мысли для воспитанников. Так у него сложились 300 страниц "Книги природы" - задания для целенаправленных наблюдений, ярко запечатлевающихся в сознании ребят. 
Вот один пример.В. А. Сухомлинский ставит целью познакомить маленьких ребят с несколькими буквами: "л", "у", "г". 
Учащиеся располагаются на лугу под склонившейся над прудом вербой. 
Учитель говорит: "Посмотрите, какая красота перед вами. Над травой летят бабочки, жужжат пчелы. Вдали - стадо коров, похожих на игрушки. Кажется, что луг - это светло-зеленая река, а деревья - темно-зеленые берега. Стадо как бы купается в реке. Смотрите, сколько красивых цветов рассыпала ранняя осень. И прислушайтесь к музыке луга: слышите тонкое жужжание мошек, песню кузнечика? 
Учитель рисует луг в своем альбоме. Рисует коров, гусей, рассыпавшихся по лугу, как белые пушинки, рисует еле заметный дымок и облако над горизонтом. Дети, очарованные красотой тихого утра, тоже рисуют. Учитель подписывает рисунок: "Луг". Для большинства малышей буквы - это рисунки. Каждый из них что-то напоминает. Что же? Стебельки трав. Учитель перегибает стебель - получается буква "Л", складывает два стебелька - вот и новая буква "У". Каждая буква воплощается в форме яркого образа, вызывающего чувство восхищения у ребят. 
 
Большое внимание уделяет Сухомлинский воспитанию у детей умения видеть, переживать, творить прекрасное. "... Если ребенок вырастил розу, - пишет он, - для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и работы другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм и бессердечие". 
Много места в его трудах занимают вопросы нравственного воспитания. Он полагает, что уже в школе должна формироваться высокоидейная личность, закладывается нравственный корень, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы с самого раннего детства ведущие нравственные качества человека (любовь к Родине, ответственное отношение к труду и т.п.) воспитывалось на уровне убеждений. "Мы говорим детям...", "Мы учим детей...", "Мы хотим, чтобы..." - не случайно такие обороты встречаются в его сочинениях на каждом шагу. В Павлышской школе была разработана система нравственного воспитания, основанная на единстве осмысления моральных понятий, переживаний нравственных чувств, и выработке у детей привычек высоконравственного поведения. Мировоззрение - не только система взглядов на мир, утверждает В. А. Сухомлинский, но и субъективные состояния личности, проявляющееся в ее мыслях, чувствах, воле, деятельности. 
 
Новое слово сказал В. А. Сухомлинский и в области трудового воспитания. Им сформулированы его принципы применительно к современной школе: 
 
- Единство трудового воспитания и общего развития - нравственного, интеллектуального, эстетического и физического. Труд тогда становится воспитательной силой, когда, обогащая интеллектуальную жизнь, наполняет глубоким содержанием умственные, нравственные и эстетические интересы человека. 
 
- Развитие индивидуальности человека в труде. Труд становится источником радости и развития воспитанника, если он видит нечто большее в нем, чем средства получить материальные блага, если труд служит полем применения его способностей. 
 
- Высокая нравственность труда, его общественно полезная направленность. Важно так организовать трудовую деятельность, чтобы ребенка воодушевляло желание принести пользу обществу. 
 
- Раннее включение воспитанника в производительный труд. Важно стремиться к тому, чтобы труд вошел в духовную жизнь уже в раннем возрасте. Ребенок переживает от этого чувство гордости, чести, достоинства. 
 
- Многообразие видов труда. Природе ребенка свойственно стремление к перемене, чередованию, сочетанию двух-трех видов трудовой деятельности, имеющих свои отличительные черты, специфику операций, умений. В этом он находит удовлетворение. 
 
- Постоянность, непрерывность труда. Только повседневный, постоянный труд обогащает духовную жизнь человека. 
 
- Черты производительного труда взрослых в детском труде. Труд детей должен иметь как можно больше общего с производительным трудом взрослых. Это усиливает его воспитательное воздействие. 
 
- Творческий характер труда. Чем значительнее, занимательнее замысел, тем с большим интересом выполняется работа. 
 
- Преемственность содержания трудовой деятельности. Все, что делает ребенок в младшем возрасте, углубляется в старших классах. 
 
- Всеобщий характер производительного труда. В каких бы видах интеллектуальной или художественной деятельности ни проявлялись умственные задатки школьника, его участие в производительном труде обязательно. 
 
- Посильность труда детей. В труде допускается здоровая усталость, но отнюдь не истощение физических и нравственных сил ребенка. 
 
- Единство труда и многообразие духовной жизни. Надо добиваться того, чтобы в коллективе никогда не прекращалась богатая духовная жизнь. 
 
- Представляют большой интерес взгляды В. А. Сухомлинского на роль коллектива в воспитании детей. Говорить о них - значит разобраться в отношениях В.А. Сухомлинского к А. С. Макаренко. Он преемник А. С. Макаренко в самом глубоком смысле слова; он воспитывался под сильным влиянием его идей, но в то же время не слепо следует за своим учителем. 

Основные даты жизни и педагогической деятельности:

1918 — Василий  Александрович Сухомлинский родился.

1939 — окончил  Полтавский педагогический институт.

1947—1970 — директор  Павлышской школы.

1958 — защитил  кандидатскую диссертацию.

1968 — избран  членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

1970 — Василий  Александрович Сухомлинский скончался.

Сухомлинский  В.А. Павлышская средняя школа. С. 25, 33.

 

Основные  работы:

1956 — «Воспитание  коллективизма у учеников».

1961 — «Духовный  мир школьника».

1969 — «Сердце отдаю детям».

1969 — «Павлышская  средняя школа».

1971 — «Рождение  гражданина».

Сравнительный анализ

Роль  коллектива в воспитании детей

В. А. Сухомлинский утверждает: "Я глубоко убежден, что цель коммунистического воспитания - человек, а коллектив лишь средство к достижению этой цели. И надо обязательно учитывать тот реальный факт, что в школе великое множество разных коллективов и что так называемый первичный коллектив и так называемый общешкольный коллектив не могут исчерпать всего богатства отношений ребят. Что касается общешкольного коллектива, то вообще надо подумать, возможен ли он в школьном понимании в условиях не коммуны, не детского дома, а обычной нашей школы, объединяющей до тысячи ребят (хотя А. С. Макаренко придавал ему огромное значение, считая, что только с помощью него можно разбудить могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора). Много лет я пытался создать этот самый общешкольный коллектив. И чем больше стремился к этому, тем ярче выступала тенденция - коллектив ради коллектива, деятельность во имя того, чтобы были руководство, подчинение, взаимозависимость. Уровень развития самых младших и самых старших, их интересы, запросы - все это настолько различно, что честно признаться, вывод о существовании их общешкольного коллектива, что бы я ни предпринимал, явился бы большой натяжкой. Удалось, скажем, добиться, что старшие воспитывают младших (комсомольцы - вожатые пионерских отрядов, руководители кружков). В некоторых случаях, когда дружба ребят проникнута сердечностью, душевностью, такое шефство только радует. Но вся беда в том, что чаще всего никаких духовных, эмоциональных связей, прочных и длительных между старшими и младшими не возникает. И я не осмелюсь заявить, что в сознании учеников младших классов удалось таким путем утвердить мысль, что они - члены общешкольного коллектива". 
В. А. Сухомлинский много сделал по проблеме, которую можно охарактеризовать как влияние личности на коллектив. Он исследовал классный коллектив в учении - изучал взаимодействие разнообразных интересов, увлечений, закономерностей обмена духовными привязанностями, знаниями. Стремился понять, как это взаимодействие повышает общий уровень развития детей, ввел, например, такие понятия: "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса", "духовная жизнь школы". В.А. Сухомлинский утверждает, что каждый ученик должен внести в класс свое увлечение. Если 7 "А" класс больше интересуется математикой, чем 7 "Б", то это еще не только потому, что в 7 "А" классе больше работает староста, а и потому еще, что в нем появились 3-4 увлеченных математика, и они создали этот "интеллектуальный фон". 

А.С. Макаренко пишет: "Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои способности, сохранять свою индивидуальность. Такая задача была бы абсолютно не посильной для педагога, если бы не марксизм, который давно решил проблему личности и коллектива. Совершенно очевидно, что, приступая к разрешению нашей частной педагогической задачи, мы не должны мудрствовать лукаво. Мы должны только хорошо понять положение нового человека в новом обществе. Социалистическое общество основано на принципе коллективности. В нем не должно быть уединенной личности, а есть член социалистического коллектива. В Советском Союзе не может быть личности вне коллектива и поэтому не может быть обособленной личной судьбы и личного пути и счастья, противопоставленных судьбе и счастью коллектива".

А. С. Макаренко  разработал методику воспитания личности в коллективе, вскрыл механизмы (методика параллельного действия, выдвижение перспектив, мажорный тон жизни и  деятельности коллектива, создание традиций и т. д.) благотворного воздействия коллектива на личность. 
Личность  и коллектив

А. С. Макаренко разработал методику воспитания личности в коллективе, вскрыл механизмы (методика параллельного действия, выдвижение перспектив, мажорный тон жизни и деятельности коллектива, создание традиций и т. д.) благотворного воздействия коллектива на личность. Его идеал — гармония личности и коллектива. Коллектив не безликая серая масса, а живое развивающееся содружество товарищей, объединенных общим делом, живой организм, живущий по своим законам».

 
В. А. Сухомлинский много сделал по проблеме, которую можно охарактеризовать как влияние личности на коллектив. Он исследовал классный коллектив в учении - изучал взаимодействие разнообразных интересов, увлечений, закономерностей обмена духовными привязанностями, знаниями. Стремился понять, как это взаимодействие повышает общий уровень развития детей, ввел, например, такие понятия: "коллективная духовная жизнь", "интеллектуальный фон класса", "духовная жизнь школы". В.А. Сухомлинский утверждает, что каждый ученик должен внести в класс свое увлечение. Если 7 "А" класс больше интересуется математикой, чем 7 "Б", то это еще не только потому, что в 7 "А" классе больше работает староста, а и потому еще, что в нем появились 3-4 увлеченных математика, и они создали этот "интеллектуальный фон". 

  Игра

Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он предлагал  не торопиться “отвлекать ребенка  от игры и переводить на рабочее  усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства в серьезную жизнь игровые установки”. Поэтому нужно так организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества будущего работника и гражданина”.

Трудовое  воспитание

Сухомлинский В Павлышской школе учебный труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увлечение школьника переключалось и на учебные занятия. Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили. Многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его. учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному.

А. С. Макаренко говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности человека. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека. А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.

Оценка  учащихся

Сухомлинский не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю, трудолюбие.

Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его труда. «Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу», — писал Сухомлинский.

Информация о работе Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского