Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:17, контрольная работа

Описание работы

Сейчас, когда отечественное образование подвергается серьезным реформам, педагогика переживает очередной этап своего развития. И здесь очень важно определиться, что взять за основу, стержень каких-либо преобразований. Само собой, среди других встает и вопрос о личности педагога, ее роли в процессе образования, а значит, и в жизни всего общества. Оказавшись перед такими вопросами.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Развитие  творческих способностей у детей 

Сухомлинский 

Дети должны жить в мире творчества. «Духовная  жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Без этого он, по выражению Сухомлинского, — «засушенный цветок». «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым, на факты и скупым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество ученика.

Макаренко

Ребенку нужно  подавать идею, а он должен попробовать  ее реализовать. Для этого учитель  должен заразить ребенка этой идеей. Для Макаренко  это была коллективная идея, в которой участвовал каждый воспитанник. В планировании, дальнейшем выполнении и развивались творческие способности детей. В наше время это называется проектной деятельностью. Развитие творческой мысли было просто необходимым для существования детей в то время. Ведь им не выделялось из государства практически ничего, и они строили свой быт сами.

 

Нравственное  воспитание

Сухомлинский. Уже  в школе должна формироваться высокоидейная личность, закладывается нравственный корень, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы с самого раннего детства ведущие нравственные качества человека (любовь к Родине, ответственное отношение к труду и т.п.) воспитывалось на уровне убеждений. "Мы говорим детям...", "Мы учим детей...", "Мы хотим, чтобы..." - не случайно такие обороты встречаются в его сочинениях на каждом шагу. В Павлышской школе была разработана система нравственного воспитания, основанная на единстве осмысления моральных понятий, переживаний нравственных чувств, и выработке у детей привычек высоконравственного поведения. Мировоззрение - не только система взглядов на мир, утверждает В. А. Сухомлинский, но и субъективные состояния личности, проявляющееся в ее мыслях, чувствах, воле, деятельности. 
Иметь чистую совесть; педагогу — оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным. Быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и т.д.  Уважение и почитание матери ставил на первое место в развитии нравственности у детей.

Макаренко. При разновозрастном объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

Личный пример учителя, красота во всем, что окружает ребенка, защищенность в коллективе, одинаковая требовательность к каждому  члену коллектива, воспитание сдержанности в поведении – все это помогает ребенку стать нравственной личностью.

Требование к учителю

Сухомлинский 

  • любовь к детям
  • дружеские, доверительные отношения с детьми
  • образованность учителя
  • знание педагогики и психологии
  • имеет хобби в какой то другой деятельности, мастер своего дела
  • постоянное совершенствование педагогического мастерства
  • воспитание детей не только на уроках , но и любой другой деятельности
  • сотрудничество и помощь другим педагогам

В. А. Сухомлинский очень высоко оценивал роль учителя  в воспитании детей. Велико, утверждал  он, значение его личности, духовного  облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов учащихся. Если есть талантливый, влюбленный в свое дело преподаватель математики, то в школе обязательно обнаруживаются способные к математике дети. Что такое хороший учитель? Это, прежде всего, - человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, и, не забывает, что и сам он был ребенком. Это - человек, хорошо знающий науку, на основе которой построен преподаваемый им предмет, влюбленный в нее, знающий ее горизонты - новейшие открытия, исследования, достижения. Это - человек, знающий педагогику и психологию, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно. Хороший учитель - это человек, в совершенстве владеющий умениями и навыками в той или иной деятельности, мастер своего дела. 
 
В. А. Сухомлинский был чутким воспитателем учителей, и не случайно в его школе все были увлеченными педагогами. 

Макаренко

  • любовь к детям
  • высокая квалификация учителя
  • уверенность и четкое знание своего дела
  • постоянная готовность к работе
  • активность
  • постоянное общение с воспитанниками в разных формах(  труд, досуги, походы, совместное чтение ит.д.)
  • совместный труд в коллективе воспитанников.

Считая коллектив единственной воспитательной силой, воздействующей на личность. А. С. Макаренко отрицал огромную роль непосредственного влияния педагога на личность воспитанника, или, как он называл это влияние, "парную педагогику". 
 
Догматическое отношение к этому теоретическому положению А. С. Макаренко привело к тому, что слова "парная педагогика" приобрели чуть ли не ругательный смысл... Множество бед современной школы имеют своим корнем анафему "парной педагогики", положенную в основу А. С. Макаренко и до сих пор, к сожалению не снятую.

Вопросы   семьи

А.С. Макаренко уделял огромное внимание вопросам семейного воспитания. Он утверждал, что семья должна быть коллективом, в котором дети получают первоначальное воспитание и который, наряду с учреждениями общественного воспитания, влияет на правильное развитие и формирование личности ребенка. Макаренко утверждал, что только в той семье дети получат правильное воспитание, которая сознает себя частью советского общества, в которой деятельность родителей рассматривается как необходимое обществу дело.

В. А. Сухомлинский справедливо утверждал, что педагогика должна стать наукой для всех. Много внимания уделял он организации педагогического просвещения для родителей. В Павлышской средней школе организовал родительский университет, куда родители записывались за два года до поступления их ребенка в школу и занимались регулярно вплоть до окончания школы детьми. Курс обучения в университете рассчитан на 250 часов. Программа охватывает все основные разделы теории воспитания и педагогической психологии. Особое внимание уделяется характеристике школьных возрастов, теории личности, физическому, умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию детей. Этот университет посещали 98% родителей, и он играл существенную роль в повышении уровня культуры семейного воспитания. 

Выводы:

Итак , сравнивая  основные педагогические взгляды этих двух великих педагогов, можно сделать  некоторые выводы. Каждый из них  выработал свою теорию воспитания, которая работала и давала положительные результаты в реальной жизни. На многое  их взгляды совпадали. Даже организация воспитательной работы была очень схожей. И Макаренко и Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших школьников, оба ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, организовывали собственное сельское хозяйство и трудовую деятельность в кружках, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе. По – моему,  различие в их теориях было только в отношении к личности ребенка. Для Сухомлинского – это было личноориентированное  отношение к каждому ребенку в коллективе, с системой только положительных оценок. Для Макаренко – отношение к ребенку как части коллектива, где личное совпадает с общим. Он считал, что каждый человек в коллективе может оценить другого и должен быть сам готов отвечать перед коллективом и получить свою оценку, как положительную, так и отрицательную. Сухомлинский был против отрицательных оценок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогика XXI века... Какой она будет?

Представить это достаточно подробно и в полном объеме немыслимо. Да в этом и нет необходимости. Но некоторые признаки ее видятся сегодня отчетливо и зримо.

Прежде  всего, это будет наука о ребенке, его воспитании и развитии. Не какая-то особая наука «педология», а именно педагогика, опираясь на данные всех наук о человеке и обществе, о развитии живого в природе, будет изучать воспитание и развитие личности в единстве, станет, как о том мечтал великий Ушинский, педагогической антропологией. К этому выводу ведет нас понимание воспитания — предмета педагогики, которое высветил для нас А.С.Макаренко. Теория развития личности, возрастного созревания детей непременно станет фундаментом педагогического знания, а познание объективных законов воспитания и развития личности составит истинное могущество педагогического знания. На этом пути педагогика из собрания субъективно выведенных принципов и правил воспитательной деятельности превратится в подлинную науку, изучающую и описывающую объективно-закономерные явления и факты, дающую им математически точные оценки.

Педагогика  — наука опытная. Именно педагогический опыт является основным животворным  источником и главным методом добывания знаний о воспитании детей и его законах, а также точным критерием истинности этих знаний. Педагогика Макаренко рождалась не «в мучительных судорогах кабинетного ума», как он сам говорил, а в самоотверженной борьбе за спасение беспризорных детей, за их лучшую жизнь. И нельзя забывать, что опыт есть единство теории и практики. Причем по мере развития и совершенствования теории ее удельный вес и значение в опыте нарастают. На этом пути научно-педагогического решения практических задач воспитания и обучения будет развиваться и становиться все более практичной педагогика XXI века.

Педагогика  в своем развитии выйдет на технологический  уровень. Традиционные отделы любой  технологии — материаловедение и проектирование, производственные процессы и оборудование, инструментарий и техника безопасности — появятся и в педагогике в виде новых ее разделов. Так возникнет и общая теория целостного воспитательного процесса, ориентированного на руководство развитием цельной личности ребенка. Педагогика, вероятнее всего, откажется от «растаскивания» человека на части по многочисленным видам воспитания: умственного, физического, трудового, нравственного, эстетического и т.п. Откажется она и от составления «вечных», «лучших», а поэтому никогда и нигде не пригодных программ воспитания, но взамен этого даст воспитателям теорию проектирования личности на основе знания законов ее развития и при учете конкретных общественных потребностей, так называемого социального заказа.

Важнейшим отделом педагогической науки станет теория педагогического мастерства. Она предложит учителям и воспитателям богатейший арсенал педагогических средств управления процессом воспитания, вооружит их знанием педагогических ситуаций, умением их анализировать и на этой основе безошибочно выбирать нужные методы и приемы. А главное — педагогика будет помогать педагогам технологически мыслить и действовать по логике, начала которой заложил Макаренко.

Люди  давно заметили: когда поднимаешься в гору, линия горизонта словно отодвигается, и чем выше ты поднялся, тем дальше видишь. «Низко — так близко, а высоко — так далеко», — свидетельствует пословица. Педагогический опыт Макаренко — высочайшая вершина современной педагогики. И если мы сегодня дерзаем заглянуть в будущее педагогики, то только оттого, что стоим на плечах гиганта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. А. С. Макаренко сегодня: новые материалы, исследование, опыт. Сост. Фролов С. А. Н. Новгород, НГПУ, 1992. – с.207.
  2. Барбаров П. Я. Я работал с А. С. Макаренко//Педагогика. 1993, №2. – с.102 – 105.
  3. Беляев В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. М.:МИУПУ, 2000. – с 222.
  4. Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко в современной педагогики. Волгоград: Перемена, 1997. – с. 264.
  5. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. — М.: Педагогика, 1987. – 314 с.
  • Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2005.
  • История педагогики под ред. Шабаевой. М. Просвещение. 1981
  • Джуринский А.Н.  История педагогики: Учеб. Пособие для  студ. Педвузов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999
  • В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Издательство "Радяньска школа", 1985

http://olgapotapova.ucoz.ru/load/prezentacii/sravnitelnyj_analiz_pedagogicheskikh_vzgljadov_a_s_makarenko_i_v_a_sukhomlinskogo/8-1-0-139

1 Гриценко Л. И. Личностно-социальная концепция А. С. Макаренко. М., 1997. с. 16.

2 Там же. с. 26.

3 Макаренко А. С. Сост. Коротов В. М. М., 1999.  с. 158.

4 Беляев В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000. с 79.

5 Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. — М., 1987. с. 184.

6 А.С.Макаренко сегодня: новые материалы, исследование, опыт. Сост. Фролов С. А. Н. Новгород, 1992. с. 167.

Информация о работе Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского