Становление педагогики и её связь с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:23, реферат

Описание работы

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития

Файлы: 1 файл

становление педагогики и ее связь с другими науками.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

В своём главном  труде Э.Роттердамский – «О первоначальном воспитании детей» ? заявил о необходимости сочетании античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд). Определенным шагом вперед были его взгляды на женское образование.

Ф.Рабле едко и  остроумно обличал пороки средневекового воспитания и обучения и одновременно рисовал идеал гуманистического воспитания, в центре которого –  духовное и телесное развитие личности.

Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)

Коменский - отец современной  педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она  является как бы своеобразным сплавом  педагогических идей Нового времени. В  ней сформулированы сенсуалистические  педагогические принципы. Коменский  призывает обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями  чувственно воспринимаего мира. В трактате проводиться мысль о необходимости поставить знания закономерностей педагогического процесса на службу педагогической практике.

Взгляды Коменского противоречили догматам Средневековья. Он видел в каждой личности совершенное  творение природы, отстаивал право  человека на развитие всех его возможностей. Коменский был первым из педагогов, последовательно обосновавшим принцип  природосообразности в воспитании. Природосообразность в воспитании означала для чешского ученого признание природного равенства людей. Фундаментальной идеей педагогики Коменского является пансофизм, т.е. обобщение всех добытых цивилизацией знаний и донесение этого обобщенного знания через школу на родном языке до всех людей, независимо от общественной, расовой, религиозной принадлежности. У него человек – «микрокосм»

Он определил  понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического  процесса. Классно – урочная система. Выделение из состава философии.

Джон Локк (1632 – 1704 г.г.)

В трудах Джон Локка  – «Мысли о воспитании» и «Об  управлении разумом» – ярко выражены важные передовые педагогические устремления  того времени. Локк утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта. По его теории у  человека нет врожденных представлений  и идей. Конечную цель воспитания Локк видел в обеспечении здорового  духа в здоровом теле. Он был убежден  в целесообразности социальной детерминации школьного образования.

Средние века

Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778 г.г.)

В основе педагогических воззрений Руссо лежит его  дуалистическое, сенсуалистическое  мировоззрение мыслителя. Отвергая вероисповедальные религии, философ предполагал наличие внешней силы – творца всего сущего. Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание. В трактате «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» доказывалось, что человек создан на началах удивительной гармонии, но общество разрушило эту гармонию.

Главный педагогический труд – «Эмиль». В нем он выдвинул идею свободного воспитания. Главное  и наиболее сложное искусство  наставника – уметь ничего не делать с учеником. По Руссо на человека действуют три фактора: природа, люди, общество. Составной частью естественного  воспитания является отрицательное  воспитание.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827 г.г.)

Воспитание униженных  и оскорбленных. Песталоцци предлагал  при определении основ образования  опираться на знание человеческой психологии. Песталоцци разработал метод элементного  образования. Суть метода заключается  в том, что чтобы пробудить  задатки способностей, которые заложены в каждом ребенке.

И.Ф. Гербарт (1776 – 1841 г.г.)

Гербарт ? автор труда «Общая педагогика». Работал в сфере гимназического образования. Центральный тезис рассуждений Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. Воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Им определены три универсальных метода обучения – описательный, аналитический и синтетический.

А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)

Дистервег работал в сфере народной массовой школы. Интерпретатор. Основной педагогический труд – «Руководство к образованию немецких учителей». В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания – природосообразность и культуросообразность.

Он предлагал  в воспитании и обучении следовать  природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организация учебно-воспитательного процесса на основе определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура – нормы морали, быта, потребления. Внутренняя – духовная жизнь человека. Общественная культура – социальные отношения национальная культура.

Русская педагогика

В.Г. Белинский (1811 – 1848 г.г.)

А.И. Герцен (1812 – 1870 г.г.)

Н.А. Добролюбов (1836 – 1861 г.г.)

Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889 г.г.)

Белинский определил  гуманистические и демократические  подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.

Герцен с демократических  позиций критиковал официозную школьную политику. Он подчеркивал, что важнейшей  целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у  народа чести, права и гражданства.

Чернышевский вскрывал диалектическую взаимосвязь между  политическим режимом, материальным достатком  и образованием. Он руководствовался антропологическим подходом к человеку и воспитанию.

Добролюбов критиковал ущемления права на образование  по сословному, религиозному и национальному  признакам. Видел идеальное воспитание в удовлетворении «естественных  стремлений» человека.

Л.Н. Толстой (1828 – 1910 г.г.)

Н.И. Пирогов (1810 – 1881 г.г.)

В педагогическом наследии Пирогова особое место занимает идеи самопознания посредством воспитания и общечеловеческого воспитания, общечеловеческого образования. Идеал  нравственного воспитания в христианской религии. Он выделял два вида воспитания: общечеловеческое и специальное. Разработал проект школьной системы. Являлся сторонником  женского образования, но вместе с тем  ограничивал сферу применения женского воспитания.

Главный пункт педагогической концепции Толстого – идея «свободного  воспитания». Он утверждал, что воспитание есть, прежде всего, саморазвитие. Вслед  за Руссо высказывал убеждение, что  в совершенстве детской природе, которой воспитание лишь вредит. В  дидактических указаниях Толстого выдвинут принцип учета особенностей ребенка и его интересов.

К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)

Ушинский основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции –  принцип народности. Этот принцип  должен был реализовываться через  приоритет родного языка как  предмета школьного образования. Не менее важное место он отводил  идее труда как ведущего фактора  развития личности. Педагогика по Ушинскому  должна твердо стоять на фундаменте обширного  круга «антропологических наук». Процесс  обучения должен строиться на основополагающих принципах: 1) сознательность и активность,2) наглядность, 3) последовательность, 4) доступность, 5) прочность. Ушинский разработал учение о двухуровневой дидактике: общей и частной. Основополагающий тезис Ушинского – двуединство обучения и воспитания.

П.П. Блонский (1884 – 1941 г.г.)

Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Педагогика должна изучать причинно-следственные связи в воспитании и обучении. Согласно концепции трудовой школы Блонского предполагалось, что учащиеся должны приобретать знания не через отдельные учебные дисциплины, а посредством трудовой жизни и отношений людей, а также окружающего мира.

С.Т. Шацкий (1878 – 1934 г.г.)

Шацкий считал, что главное влияние на ребенка имеют не генетические задатки, а социально-экономическая среда. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность.

Н.К. Крупская (1869 – 1939 г.г.)

Крупская являлась проводником идей коммунистического  воспитания человека. Она провозглашала  право всех граждан на образование  независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство  в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке.

Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.)

Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как  «прежде всего практически целесообразную науку». Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества. Квинтэссенцией методики системы воспитания является идея воспитательного коллектива.

В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.)

Сухомлинский занимался  вопросами теории и методики коммунистического  воспитания детей: «Формирование коммунистических убеждений молодого поколения», «Воспитание  личности в советской школе».

Заключение

Самостоятельность любой науки состоит не в том, пользуется она или не пользуется данными других наук. Советская педагогика использует материалы и данные смежных  наук для решения своих задач, на основе строгого отбора и выявления  границ их применения.

Итак педагогическая наука – это сгусток многовекового  опыта обучения и воспитания подрастающих поколений. Педагогическая наука –  это результат многолетних исследований закономерностей формирования всесторонне  и гармонически развитой личности. Знание педагогической науки помогает в каждом конкретном случае избирать оптимальные педагогические решения.

Давний спор о  том, что такое педагогика – наука  или искусство, разбивается о  практику. Испытание практикой подтверждает многократно: без глубокого знания науки воспитания не развивается  искусство воспитывать. Знание закономерностей  обучения и воспитания, овладение  методами педагогического процесса – основа учительского мастерства. К усвоению педагогики надо подходить  как к научно – познавательной деятельности, на базе которой может  и должно развиваться педагогическое искусство как неотъемлемый элемент  педагогической деятельности. А педагогом  может быть далеко не каждый. Это  должен быть человек имеющий призвание, призыв, внутреннее осознание того, что это его путь – путь поиска, постоянного беспокойства, путь сомнений необыкновенной требовательности к  себе, путь упорного, каждодневного  труда.

 

Основные  этапы развития педагогики и образования

На заре человечества

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный процесс  воспитание берет свое начало с периода  разделения труда. Именно с этого  времени воспитание становится содержанием  специально организованной деятельности по подготовке подрастающих поколений  к жизни и труду. К этому  же периоду следует отнести рождение одной из самых древнейших профессий - профессии педагога, воспитателя, учителя. Целью и содержанием  воспитания в условиях первобытнообщинного  строя было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени при безусловном  подчинении им интересов отдельной  личности, сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в  данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в них  преданиями и верованиями. Видное место  в первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие различные виды труда взрослых членов племени - охоту, рыбную ловлю и другие занятия. Следует  заметить, что физические наказания  как средство воспитательного воздействия  у большинства племен отсутствовали  или же применялись крайне редко, в исключительных случаях.

Впервые зачатки  образования появились в странах  Древнего Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др.). Наибольшее распространение  в этих странах получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались  при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов-чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким  и многопредметным было содержание образования в жреческих школах. Так, в школах жрецов Вавилонского государства, кроме письма, счета и чтения преподавались  право, астрология, медицина и цикл религиозных дисциплин. Обучение было столь же долгим (около 10 лет), сколь  и дорогим. Оно не было доступным  для детей ремесленников и  земледельцев. Обучать своих сыновей (девочек обычно не учили) могли только знатные чиновники и богатые  рабовладельцы. В школах царила палочная дисциплина, а занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера.

Античный  мир

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и афинская. Образование  в Спартанском государстве было привилегией рабовладельцев. Главной  была общественная система воспитания. Дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне  семьи учились чтению, письму, счету  и очень много занимались военно-физической подготовкой. В возрасте с 15 до 20 лет  юные спартанцы получали музыкальное  воспитание (хоровое пение), не прекращая  усиленную физическую и военную  подготовку. Особое внимание в спартанских  школах уделяли умению метко и  кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение "лаконичный стиль".

В возрасте около 20 лет молодые спартанцы подвергались итоговым испытаниям, главным из которых  было испытание на выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды. Выдержав испытание, они получали оружие, становились полноправными спартанцами  и начинали принимать участие  в систематических избиениях  рабов с целью держать их в  постоянном страхе.

Спартанская система  воспитания применялась и для  девушек, правда, в облегченном и  в укороченном варианте. Кроме  традиционных (домоводство, уход за детьми, музицирование), существовала специальная система военно-физических упражнений для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они должны были позаботиться об укреплении здоровья путем соответствующей тренировки своего тела: бегать, прыгать, бороться, бросать диск, метать копье.

Информация о работе Становление педагогики и её связь с другими науками