Становление педагогики и её связь с другими науками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:23, реферат

Описание работы

Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития

Файлы: 1 файл

становление педагогики и ее связь с другими науками.docx

— 47.04 Кб (Скачать файл)

Некоторые принципы спартанского воспитания пережили века и с поправкой на современные  нормы: выносливость, непритязательность, скромность культивируются и в нашей  жизни, особенно в военных учебных  заведениях.

Более полной и развитой по сравнению со спартанской была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в  сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в  частных и платных школах. В  школе грамматиста они учились  основам грамоты, а несколько  позже одновременно занимались музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. С 12 - 16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Юноши из наиболее знатных семей с 16 - 18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18 - 20 лет. В эфибии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом рабов. Риторская школа Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное). Его главный научный труд "Наставление в ораторском искусстве" - это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это по сути педагогика современного Квинтилиану образования. Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике.

Средние века

В период от падения  Римской империи (V в.) до первых революций (XVI в.) - эпоха средних веков, а  в сфере образования и воспитания - это эпоха безраздельного господства церкви. В странах Востока школа  в содержании образования и в  методах преподавания отражала господствующие там религиозные идеологию и  мировоззрение (индуизм, буддизм, ислам) и верно служила интересам  церковных и светских феодалов. В  Западной Европе монополия церкви на образование видна уже из простого перечисления типов школ: приходские (при церковном приходе),

монастырские (при  монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7 - 15 лет обучались  основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв.

Развитие ремесел  и торговля в XIII - XIV вв. привели к  появлению цеховых школ, в которых  дети ремесленников получали начальное  образование. Обучение же самому ремеслу  осуществлялось либо в семьях ремесленников, либо в процессе цехового ученичества. Гильдейские школы создавались  объединениями купцов - гильдиями. В  этих платных школах учились дети состоятельных родителей, а обучение несло практическую направленность. Интересы феодалов в средние века обслуживала так называемая рыцарская  система воспитания. Основу этой системы  составляли "семь рыцарских добродетелей": верховая езда, плавание, владение копьем, фехтование, умение охотиться, играть в шахматы, заниматься стихосложением или играть на музыкальных инструментах. Для рыцарской системы воспитания характерно презрение ко всем видам  труда, включая даже умственный, ценились только сила и ловкость, а также  умение (скорее эффектно, чем эффективно) ими распорядиться.

Эпоха Возрождения

В эпоху Возрождения (XV - XVI вв.) развитие капиталистических  отношений, прогресс науки и культуры вызвали возрождение интереса к  античному культурному наследию, что и дало название эпохе. В образовании  это нашло свое выражение в  процессе его гуманизации и отказе от суровой палочной дисциплины, столь характерной для средневековой школы.

Педагогика эпохи  Возрождения придавала большое  значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям и стремилась создать такую атмосферу учения, которая превратила его в радостный  и интересный процесс для детей. В этих целях стала широко использоваться наглядность всех видов: игры, экскурсии, уроки среди живой природы; господствующей становится организация занятий, побуждающая  школьников учиться с увлечением.

Наиболее ярко и  полно педагогические идеи Возрождения  выразил Я.А. Коменский (1592 - 1670 гг.) - великий чешский педагог, теоретик и практик образования. В главном  труде своей жизни "Великая  дидактика" он призывал "учить  всех - всему" (идея всеобщего обучения), начинать обучение на родном, а не на латинском языке, как это было принято в средневековой школе. Я. А. Коменский обосновал принцип  сообразности образования и воспитания природе вообще (макромир) и природе  ребенка (микромир) - в частности, а  также сформулировал целую систему  принципов дидактики. Образование, писал Я. А. Коменский, только тогда  имеет ценность, когда благотворно  действует на нравственность учеников, и что "ученость без добродетели

- все равно, что  золотое кольцо в носу у  свиньи". Я.А. Коменский - отец  классно-урочной системы обучения, которая произвела настоящую  революцию в организации учебной  работы школы. Возросший интерес  к духовной культуре античного  мира в эпоху Возрождения породил  новый тип общего среднего  образования, который получил  название "классический". Ведущим  направлением и содержанием классического  образования стало изучение латинского  и греческого языков, античной  литературы, античного искусства.  Учебным заведением, в котором  можно было получить классическое  среднее образование, становится  гимназия.

В XVIII - начале XIX вв. в содержании классического образования  произошли большие изменения. В  гимназиях, которые продолжали ориентироваться  на древнегреческий идеал гармонично развитой личности, статус математики сравнялся со статусом древних языков и расширились такие дисциплины, как родной язык, история, география, естествознание, наука. В России государственные  гимназии были созданы по уставу 1804 г. С этого момента в нашей  стране берет свое начало становление  и развитие классического образования. Вплоть до Октябрьской революции 1917 года гимназия в России - основной тип учебных заведений общего среднего образования.

XIX в. и современность

В XIX в. наряду с классической средней школой широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности  растущего производства и торговли. В реальном образовании доминируют предметы естественно-математического  цикла. Первые реальные школы возникли в России и Германии уже в начале XVIII в. А самым первым в мире учебным  заведением реального образования  была открытая в Москве 14 января 1701 года по указу Петра I школа математических и навигационных наук. Перед ней  была поставлена задача готовить специалистов военного и морского дела. Часть  выпускников этой школы назначались  учителями математики. Реальное образование  развивалось параллельно и в  противоборстве с классическим.

В XX в. в развитых странах мира система образования  приобрела некоторые общие черты  при сохранении своеобразия, обусловленного национальными традициями. Светское среднее образование развитых зарубежных стран представлено тремя типами школ:

  1. Массовая общедоступная, во многих странах - обязательная средняя школа. Такая школа имеет три "вечные" проблемы. Большая численность классов (25 - 40 чел.), невысокая, а иногда и очень низкая зарплата учителя и недостаточное финансирование, определяющее несоответствующую современным требованиям материально-техническую обеспеченность. Эта школа постоянно реформируется. Нет ни одной страны, где бы существующая система образования считалась бы оптимальной по мнению общественности той же страны. Однако перманентное реформирование не решает, а лишь смягчает указанные выше проблемы, а потому потребность в реформах не устраняется.
  2. Привилегированное положение детей из богатых семей обеспечивается наличием частных школ, право на посещение которых дает высокая плата. Эти школы отличаются высоким уровнем материально-технического обеспечения. Высокая зарплата учителей позволяет на основе конкурсного отбора привлечь к работе в этих школах лучшие педагогические кадры.
  3. Государственные школы для одаренных детей. Эти школы финансируются государством, но по более высоким нормам, что по условиям приближает их к частным школам. Пропуском в эти школы служит талантливость, а ее критериями - победы на различных конкурсах и олимпиадах. Количество таких школ очень ограничено.

Важной частью образования  в зарубежных странах стали церковные  школы. Например, в США в 70-е годах  в католических школах (элементарных, средних) обучалось около 5 млн. учащихся.

Специфические особенности  образования в развитых странах  дальнего зарубежья рассмотрим на примере  США. Обучение детей начинается с 6 лет  и обязательно до 16 лет (по законам  большинства штатов). Начальная школа - 6 - 8 лет. Средняя школа подразделяется на младшую (7 - 9 классы) и старшую (10 - 12 классы). Старшая средняя школа  имеет два профиля: академический  с ориентацией на вуз и "практический" - с ориентацией на рабочие профессии. Кроме того, старшая средняя школа  характеризуется высокой дифференциацией  обучения. Обязательными являются небольшое  число дисциплин. На выбор же предлагается до сотни элективных предметов.

Основной тип  высших учебных заведений - университеты с высокой платой за обучение. Наиболее высокий уровень обучения обеспечивают дорогостоящие частные университеты: Колумбийский, Гарвардский, Стенфордский, Принстонский. Кроме того, высшее образование можно получить в институтах и колледжах разного профиля.

В истории российского  образования, как и в истории  России вообще, XX век занимает особое место. После Октябрьской революции 1917 г. вся система народного образования  была кардинально преобразована. Школа  стала бесплатной, общедоступной  независимо от национальности, пола, социального  и имущественного положения. Школа  была провозглашена светской, т.е. независимой  от церкви.

В 1936 году Советский  Союз стал страной грамотности. Совершенство и размах образования в нашей  стране - одна из важных причин победы нашего народа в Великой Отечественной  войне 1941 - 1945 гг.

Однако подлинным  триумфом советской системы образования  были успехи в атомной и ракетно-космической  областях. После запуска первого  искусственного спутника земли в  СССР конгресс США специальную комиссию с заданием выяснить "Кто виновен в национальном позоре США?". Так американцы определили для себя значение запуска первого спутника у нас. Назвав советскую среднюю и высшую школу "секретным оружием" большевиков, американцы приступили к значительному реформированию своей школы.

Вместе с тем  школа и образование в СССР функционировали в условиях жесткого партийного диктата. В отдельные  периоды этот диктат осуществлялся  настолько ограниченными людьми, что целые науки и научные  направления оказывались под  запретом. Так, в свое время были объявлены лженауками генетика и  кибернетика. Вот почему интеллигенция  в массе своей всегда была оппозиционно настроена по отношению к режиму и искренне приветствовала крушение господства партократии.

Однако вместе с  желанным плюрализмом в деле воспитания и образования в практику российской школы пришел принцип элитарного образования для богатых и  превращение массовой школы в  скудно обеспеченный отстойник для  детей малообеспеченных родителей. Знаменитый Указ № 1, провозгласивший  принцип приоритетности образования  и установивший оплату труда учителей на уровне средней зарплаты в промышленности, не выполняется ни по одной позиции  и используется только в лексиконе  российских острословов как синоним  известного выражения "потемкинская деревня". И все-таки российская школа  всех степеней жива. И она будет  жить, пока на ниве народного просвещения  трудятся настоящие российские патриоты и подлинные энтузиасты своего дела.

Хочется верить, что  именно школа станет инициатором, организатором  и центром прозрения нашего народа, и внесет тем самым свой неоценимый вклад в дело возрождения и  процветания нашей великой Родины.

 

Связь педагогики с другими науками

Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более  четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.

Наиболее длительной и продуктивной является связь педагогики с философией, которая выполняет методологическую функцию в педагогике. От системы  философских взглядов исследователей (материалистических, идеологических, диалектических, прагматических, экзистенциальных и др.) зависят направление педагогического  поиска и его результаты. Философия  разрабатывает систему общих  принципов и способов научного познания, является теоретической основой  для осмысления педагогического  опыта и создания педагогических концепций. Педагогические факты и  явления не могут получить научный  статус без их философского обоснования. С другой стороны, педагогика является «полигоном» для приложения и  апробации философских идей. Педагогика разрабатывает пути и средства формирования мировоззрения человека.

Традиционной является связь педагогики с психологией. Чтобы правильно  обучать, воспитывать и развивать  человека, его нужно сначала изучить  «во всех отношениях» (К.Д. Ушинский). В педагогической деятельности надо учитывать психические свойства, интересы, потребности, возможности  личности. Психология как наука, результаты психодиагностики являются важнейшими источниками научного обоснования  образовательного процесса. Одновременно педагогика обосновывает методику психического развития педагогическими средствами.

Биология изучает природные  особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип  природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.

Информация о работе Становление педагогики и её связь с другими науками