Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:23, реферат
Каждая наука в одном и том же объекте изучения выделяет свой предмет исследования – ту или иную форму бытия объективного мира, ту или иную сторону процесса развития природы и общества. Воспитание как сложное, объективно существующее явление изучается многими науками. Исторический материализм, например, рассматривает воспитание как частный момент развития
Некоторые принципы спартанского воспитания пережили века и с поправкой на современные нормы: выносливость, непритязательность, скромность культивируются и в нашей жизни, особенно в военных учебных заведениях.
Более полной и развитой по сравнению со спартанской была афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты, а несколько позже одновременно занимались музыкой, пением, декламацией в школе кифариста. С 12 - 16 лет подростки в школе палистра занимались гимнастикой и пятиборьем (бег, борьба, прыжки, метание копья и диска). Юноши из наиболее знатных семей с 16 - 18 лет продолжали образование в гимназиях, где изучали философию, литературу, политику. Самый высокий уровень образования давала эфибия, куда поступали юноши в 18 - 20 лет. В эфибии юноши продолжали изучение политических наук, изучали законы Афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание двухлетнего обучения в эфибии означало, что ее выпускники стали полноправными гражданами Афин. Аристократический характер афинского образования проявлялся не только в том, что оплатить его могли только очень богатые люди, но и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который был только уделом рабов. Риторская школа Квинтилиана одной из первых получила статус государственного учебного заведения. Квинтилиан исповедовал принципы гуманистической ненасильственной педагогики. Он обосновал и применял в своей педагогической практике три метода обучения и воспитания: подражание, наставление и упражнение. По убеждению Квинтилиана, школьное образование имеет гораздо больше достоинств, чем домашнее (индивидуальное). Его главный научный труд "Наставление в ораторском искусстве" - это гораздо больше, чем руководство по изучению риторики, это по сути педагогика современного Квинтилиану образования. Вот почему научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд считается первым среди научных трудов по педагогике.
Средние века
В период от падения
Римской империи (V в.) до первых революций
(XVI в.) - эпоха средних веков, а
в сфере образования и
монастырские (при монастырях), соборные или кафедральные (при епископских резиденциях). Во всех этих школах дети 7 - 15 лет обучались основам грамоты, религиозным догматам и пению псалмов и молитв.
Развитие ремесел
и торговля в XIII - XIV вв. привели к
появлению цеховых школ, в которых
дети ремесленников получали начальное
образование. Обучение же самому ремеслу
осуществлялось либо в семьях ремесленников,
либо в процессе цехового ученичества.
Гильдейские школы создавались
объединениями купцов - гильдиями. В
этих платных школах учились дети
состоятельных родителей, а обучение
несло практическую направленность.
Интересы феодалов в средние века
обслуживала так называемая рыцарская
система воспитания. Основу этой системы
составляли "семь рыцарских добродетелей":
верховая езда, плавание, владение копьем,
фехтование, умение охотиться, играть
в шахматы, заниматься стихосложением
или играть на музыкальных инструментах.
Для рыцарской системы
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения
(XV - XVI вв.) развитие капиталистических
отношений, прогресс науки и культуры
вызвали возрождение интереса к
античному культурному
Педагогика эпохи
Возрождения придавала большое
значение стимулированию живого интереса
учащихся к знаниям и стремилась
создать такую атмосферу
Наиболее ярко и
полно педагогические идеи Возрождения
выразил Я.А. Коменский (1592 - 1670 гг.) -
великий чешский педагог, теоретик
и практик образования. В главном
труде своей жизни "Великая
дидактика" он призывал "учить
всех - всему" (идея всеобщего обучения),
начинать обучение на родном, а не на
латинском языке, как это было
принято в средневековой школе.
Я. А. Коменский обосновал принцип
сообразности образования и воспитания
природе вообще (макромир) и природе
ребенка (микромир) - в частности, а
также сформулировал целую
- все равно, что
золотое кольцо в носу у
свиньи". Я.А. Коменский - отец
классно-урочной системы
В XVIII - начале XIX вв.
в содержании классического образования
произошли большие изменения. В
гимназиях, которые продолжали ориентироваться
на древнегреческий идеал
XIX в. и современность
В XIX в. наряду с классической средней школой широкое развитие получают реальные и профессиональные школы, призванные удовлетворять потребности растущего производства и торговли. В реальном образовании доминируют предметы естественно-математического цикла. Первые реальные школы возникли в России и Германии уже в начале XVIII в. А самым первым в мире учебным заведением реального образования была открытая в Москве 14 января 1701 года по указу Петра I школа математических и навигационных наук. Перед ней была поставлена задача готовить специалистов военного и морского дела. Часть выпускников этой школы назначались учителями математики. Реальное образование развивалось параллельно и в противоборстве с классическим.
В XX в. в развитых
странах мира система образования
приобрела некоторые общие
Важной частью образования в зарубежных странах стали церковные школы. Например, в США в 70-е годах в католических школах (элементарных, средних) обучалось около 5 млн. учащихся.
Специфические особенности
образования в развитых странах
дальнего зарубежья рассмотрим на примере
США. Обучение детей начинается с 6 лет
и обязательно до 16 лет (по законам
большинства штатов). Начальная школа
- 6 - 8 лет. Средняя школа подразделяется
на младшую (7 - 9 классы) и старшую (10
- 12 классы). Старшая средняя школа
имеет два профиля: академический
с ориентацией на вуз и "практический"
- с ориентацией на рабочие профессии.
Кроме того, старшая средняя школа
характеризуется высокой
Основной тип
высших учебных заведений - университеты
с высокой платой за обучение. Наиболее
высокий уровень обучения обеспечивают
дорогостоящие частные
В истории российского
образования, как и в истории
России вообще, XX век занимает особое
место. После Октябрьской революции
1917 г. вся система народного
В 1936 году Советский Союз стал страной грамотности. Совершенство и размах образования в нашей стране - одна из важных причин победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.
Однако подлинным
триумфом советской системы образования
были успехи в атомной и ракетно-
Вместе с тем
школа и образование в СССР
функционировали в условиях жесткого
партийного диктата. В отдельные
периоды этот диктат осуществлялся
настолько ограниченными
Однако вместе с желанным плюрализмом в деле воспитания и образования в практику российской школы пришел принцип элитарного образования для богатых и превращение массовой школы в скудно обеспеченный отстойник для детей малообеспеченных родителей. Знаменитый Указ № 1, провозгласивший принцип приоритетности образования и установивший оплату труда учителей на уровне средней зарплаты в промышленности, не выполняется ни по одной позиции и используется только в лексиконе российских острословов как синоним известного выражения "потемкинская деревня". И все-таки российская школа всех степеней жива. И она будет жить, пока на ниве народного просвещения трудятся настоящие российские патриоты и подлинные энтузиасты своего дела.
Хочется верить, что
именно школа станет инициатором, организатором
и центром прозрения нашего народа,
и внесет тем самым свой неоценимый
вклад в дело возрождения и
процветания нашей великой
Связь педагогики с другими науками
Место педагогики в системе наук об образовании человека можно более четко выделить путем рассмотрения ее двусторонних (диалектических) связей с другими науками.
Наиболее длительной и продуктивной
является связь педагогики с философией,
которая выполняет
Традиционной является связь педагогики
с психологией. Чтобы правильно
обучать, воспитывать и развивать
человека, его нужно сначала изучить
«во всех отношениях» (К.Д. Ушинский).
В педагогической деятельности надо
учитывать психические
Биология изучает природные особенности человека, которые играют большую роль в образовании (принцип природосообразности обучения и воспитания). Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, дифференциации и индивидуализации образовательного процесса -одна из центральных для педагогики.
Информация о работе Становление педагогики и её связь с другими науками