Статус и престиж профессии учитель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования: статус и престиж профессии учитель.
Методы исследования:
Анкетирование.
Обработка данных.
Цель: исследовать статус и престиж учителя в обществе.

Содержание работы

Введение……………………………………….……………………………3
Общие сведения
Учитель и общество………………………………………………...4
Роль учителя в обществ…………………………………………….5
Основные функции педагога в современном мире………………8
Социально-профессиональные качества преподавателя и престиж профессии………………………………………………..11
Эмпирическая часть исследования
Методология……………………………………………………….22
Выводы исследования…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

Kursovaya_status_i_prestizh_uchitelya_v_obschestve.docx

— 77.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………….……………………………3

  1. Общие сведения
    1. Учитель и общество………………………………………………...4
    2. Роль учителя в обществ…………………………………………….5
    3. Основные функции педагога в современном мире………………8
    4. Социально-профессиональные качества преподавателя и престиж профессии………………………………………………..11
  2. Эмпирическая часть исследования
    1. Методология……………………………………………………….22
    2. Выводы исследования…………………………………………….23

Заключение………………………………………………………………..26

Приложение 1……………………………………………………………..28

Список используемых источников………………………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. В последние годы в нашем обществе обесценивается труд учителя. В средствах массовой информации встречаются сообщения о неуважительном, оскорбительном отношении к труду учителя.

Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив–формирование у обучающихся нравственных и духовных ценностей.

Предмет исследования: статус и престиж профессии учитель.

Методы исследования:

  1. Анкетирование.
  2. Обработка данных.

Цель: исследовать статус и престиж учителя в обществе.

Логика работы: работа построена таким образом, что теоретическая часть посвящена изучению и определению понятия «учитель», «статус учителя в обществе», «престиж профессии учитель», а в практической части изложены результаты исследования методом анкетирования обучающихся школы и их родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Общие сведения

 

1.1 Учитель и общество

 

Слово «учитель» приобрело  в наши дни широкий обобщающий смысл. Так называют выдающихся мыслителей, оказавших влияние на развитие общества, создавших свои школы, направления  во всех областях духовной сферы, имеющих  своих учеников, последователей.

Среди многообразия жизни  и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все  времена.

Учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель[1].

Настоящий учитель передаёт не одни знания, он способствует воспитанию многих необходимых человеческих качеств  – прежде всего кодекса чести, интеллигентности и таких добродетелей, как правдивость, честность, милосердие, совестливость.

Существуют области деятельности, где на каждый приём работы есть чёткие, исчерпывающие инструкции: «Делай так…» Школьной работе это  противопоказано. Свои главные, трудные  задачи учитель решает сам, полагаясь  на своё мастерство, опыт. Настоящий  учитель идёт навстречу педагогическим трудностям, в постановке проблем  и разрешении их он видит специфику  своей «профессии непрерывной юности».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Роль учителя в обществе

 

Современный учитель должен быть не только профессионалом в своей  сфере деятельности, но и универсальной  личностью, способной исполнять  одновременно несколько ролей. Каковы же эти роли? Перечислим некоторые  из них: непосредственно учитель, воспитатель, организатор, социальный работник, просветитель. Признавая важность всех ролей в их системе и взаимосвязи, выделим первые две как самые главные.

Учитель XXI века старается знать все или многое о современных достижениях наук, сопредельных с предметом, который преподает, о новом в психологии, педагогике, методике преподавания, много и с удовольствием работает в своем кабинете, создает и использует разные ряды наглядности на уроках. Преподаватель серьезно и обстоятельно готовится к урокам, в том числе и психологически; умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу; умеет организовывать познавательную деятельность и общение на уроке; настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться необходимого учебного эффекта; умеет организовать микро групповую творческую деятельность учащихся; всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет оценки; подбирает и выдает разнообразные, интересные, оригинальные, творческие домашние задания.

Работа учителя не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Учитель-профессионал не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое творчество при подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися. Учитель-творец, учитель-исследователь, учитель-куратор – такими видятся грани учителя-профессионала в современном мире.

Роль учителя как такового неотделима от роли воспитателя. Говоря о взаимоотношениях между учителем и учащимися, можно сказать: «Учитель должен быть не только наставником, но и другом учащихся, вместе с ними преодолевать трудности, переживать, радоваться, огорчаться…От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению»[2]. Как бы стремительно ни развивался век информационных технологий, такая прописная истина, как «сеять разумное, доброе, вечное», будет актуальной всегда. Обучая и воспитывая своих учеников сейчас, учитель, по сути, выстраивает модель будущего общества, каким оно будет через 15-20 лет. Конечно, очень важно, чтобы будущие граждане нашего общества были компетентными профессионалами,  умели работать в команде и принимать верные решения в любых ситуациях, проявляя инициативу и творчество. Но если все эти качества не будут подкрепляться нравственными принципами, составляющими «стержень» личности будущих граждан, мир может стать свидетелем новых войн и разрушений. Поэтому главный смысл профессии учителя – дать своим ученикам, а, значит, людям будущего то нравственное направление, которое не позволит им сойти с пути добра.

Ни одна другая профессия  не предъявляет таких требований к личности человека как профессия  учителя. Не может безнравственный  человек воспитать нравственного  ученика, некомпетентный учитель –  привить радость к учению. Чтобы  обеспечить развитие личности учащегося, учитель должен стать по-настоящему современным человеком, он не может  позволить себе «топтаться на месте». Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, способные к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Основные функции  педагога в современном мире

 

1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих всё передовое в разносторонней жизни общества. И, таким образом, в прогрессивном развитии общества. В ускорении этого развития несомненно есть значительная доля сил и многолетнего труда педагога.

2. Профессиональный педагог  составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение. Он, как эстафету, передаёт опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.

3. Есть специфическая  функция педагога – выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он  их затем передаёт молодому поколению. Значит, здесь роль педагога не сводится лишь к аккумулированию, он одновременно является и главным звеном в механизме передачи накопленного старшими ценностного опыта молодым. По сути, здесь отмечается не одна, а две социальные подцели педагога: накопить, чтобы передать.

4. Одна из социальных  ролей педагога состоит в том,  что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений, взаимоотношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Его оценки: есть факторы хорошие и плохие, есть и промежуточные. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в воспитательно-образовательной работе с детьми. В этой функции педагог играет не только прогрессивную роль, но иногда и консервативную. Дело в том, что субъективно педагоги старшего поколения собственные юные и молодые годы с вершины прожитого ностальгически переживают как совершенные, почти идеальные, а новые веяния в жизни порой воспринимаются как разрушение прежних устоев (на самом деле это часто так и есть), как крах, а потому – неприемлемые.

Но в целом общественный прогресс определяется, конечно, не только деятельностью педагогов, но и другими  факторами, и его не остановить консервативными  взглядами отдельных педагогов. И всё же большинство педагогов выбирает новое в детской среде и продвигает это новое в систему общественных отношений.

5. Назовем ещё одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодёжи перед старшим поколением.

Профессиональный педагог  как никто другой знает характерные  физиологические и психологические  черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие  и возможности их разностороннего  развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет  моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодёжи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.

6. И, наконец, ещё одна, едва ли не главная, социальная функция педагога – формирование духовного мира молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодёжи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит её регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.

Итак, роль педагога в современном  обществе проявляется в вышеперечисленных  его социальных функциях. В действительности все эти функции проявляются  не отдельно одна от другой, а в общем  комплексе, отражая сложные взаимосвязи  разных сторон и явлений жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Социально-профессиональные качества преподавателя и престиж профессии

 

Социально-профессиональные качества преподавателя системы  образования определяются той концепцией, которая реализуется в современном  обществе. Модели образования в соответствии с социальным заказом могут быть экстенсивные (построенные на простом воспроизводстве накопленного уровня профессионального знания), продуктивные (нацеленные на продуктивную адекватную адаптацию полученного знания и умений к меняющееся реальности) и интенсивные (нацеленные на творческие и инновационные технологии в применении полученных знаний, сформированных навыков и умений) [3, c. 454–455]. В зависимости от модели образования качества преподавателей меняются от приоритета формального образования к способности творчески мыслить и привлекать учащихся и студентов к инновационной профессиональной деятельности.

 Понятие «профессионализм»  органично включает такие обязательные  характеристики, как применение  навыков, базирующихся на высококачественном  и содержательном теоретическом  знании; специализированное знание  и обучение этим навыкам; наличие  особой компетентности, подтверждаемой  систематически осуществляемыми  экзаменами или тестами, умением  решать инновационные задачи, опираясь  на творческий потенциал, а  также умение передать навыки  творческой деятельности своим  ученикам.

Мировой общественной мыслью признается, что профессионалы, оказывая особо значимые для общества услуги, сохраняют свой высокий статус, позволяющий  им быть независимыми в профессиональной деятельности. Если иметь в виду, что именно профессионализм и  компетентность будут определять положение  как конкретных граждан в обществе будущего, так и отдельных государств, то проблема профессионализма тех, кто  готовит будущих профессионалов – работников системы образования, становится системообразующей. От социально-профессиональных качеств преподавателей  непосредственно зависит качество образования. Эта зависимость больше, чем от наличия и содержания стандартов, программ, образовательных проектов, так как при отсутствии соответствующим образом подготовленных кадров все они окажутся бессильными. Качество образования во все времена определялось качественным составом преподавателей. В этом состоит одна из основных закономерностей развития системы образования.

Информация о работе Статус и престиж профессии учитель