Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа
Предмет исследования: статус и престиж профессии учитель.
Методы исследования:
Анкетирование.
Обработка данных.
Цель: исследовать статус и престиж учителя в обществе.
Введение……………………………………….……………………………3
Общие сведения
Учитель и общество………………………………………………...4
Роль учителя в обществ…………………………………………….5
Основные функции педагога в современном мире………………8
Социально-профессиональные качества преподавателя и престиж профессии………………………………………………..11
Эмпирическая часть исследования
Методология……………………………………………………….22
Выводы исследования…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..26
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………….………………
Заключение……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………..28
Список используемых источников………………………………………29
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последние годы в нашем обществе обесценивается труд учителя. В средствах массовой информации встречаются сообщения о неуважительном, оскорбительном отношении к труду учителя.
Одной из задач, которую ставит перед собой педагогический коллектив–формирование у обучающихся нравственных и духовных ценностей.
Предмет исследования: статус и престиж профессии учитель.
Методы исследования:
Цель: исследовать статус и престиж учителя в обществе.
Логика работы: работа построена таким образом, что теоретическая часть посвящена изучению и определению понятия «учитель», «статус учителя в обществе», «престиж профессии учитель», а в практической части изложены результаты исследования методом анкетирования обучающихся школы и их родителей.
Общие сведения
1.1 Учитель и общество
Слово «учитель» приобрело в наши дни широкий обобщающий смысл. Так называют выдающихся мыслителей, оказавших влияние на развитие общества, создавших свои школы, направления во всех областях духовной сферы, имеющих своих учеников, последователей.
Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.
Учитель - лицо, которое обучает чему-нибудь, преподаватель[1].
Настоящий учитель передаёт не одни знания, он способствует воспитанию многих необходимых человеческих качеств – прежде всего кодекса чести, интеллигентности и таких добродетелей, как правдивость, честность, милосердие, совестливость.
Существуют области
Современный учитель должен быть не только профессионалом в своей сфере деятельности, но и универсальной личностью, способной исполнять одновременно несколько ролей. Каковы же эти роли? Перечислим некоторые из них: непосредственно учитель, воспитатель, организатор, социальный работник, просветитель. Признавая важность всех ролей в их системе и взаимосвязи, выделим первые две как самые главные.
Учитель XXI века старается знать все или многое о современных достижениях наук, сопредельных с предметом, который преподает, о новом в психологии, педагогике, методике преподавания, много и с удовольствием работает в своем кабинете, создает и использует разные ряды наглядности на уроках. Преподаватель серьезно и обстоятельно готовится к урокам, в том числе и психологически; умеет увлечь учащихся на уроке, мотивируя их работу; умеет организовывать познавательную деятельность и общение на уроке; настойчиво и без раздражения работает с каждым учеником, стараясь добиться необходимого учебного эффекта; умеет организовать микро групповую творческую деятельность учащихся; всегда внимательно и уважительно слушает и слышит ребят на уроке и справедливо выставляет оценки; подбирает и выдает разнообразные, интересные, оригинальные, творческие домашние задания.
Работа учителя не ограничивается только урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм, определяемых образовательными стандартами. Она значительно шире и сложней. Учитель-профессионал не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает и переживает все, что происходит каждый день в школе, соединяя воедино и кропотливое творчество при подготовке к урокам, и внеклассную работу по предмету, и всю многообразную деятельность в сотрудничестве с учащимися. При этом он находит возможность и проявляет стремление работать творчески. Творческая деятельность учителя, предполагающая развитие ребенка, строится на опережении, на постоянном творческом искании во всех видах взаимодействия с учащимися. Учитель-творец, учитель-исследователь, учитель-куратор – такими видятся грани учителя-профессионала в современном мире.
Роль учителя как такового неотделима от роли воспитателя. Говоря о взаимоотношениях между учителем и учащимися, можно сказать: «Учитель должен быть не только наставником, но и другом учащихся, вместе с ними преодолевать трудности, переживать, радоваться, огорчаться…От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению»[2]. Как бы стремительно ни развивался век информационных технологий, такая прописная истина, как «сеять разумное, доброе, вечное», будет актуальной всегда. Обучая и воспитывая своих учеников сейчас, учитель, по сути, выстраивает модель будущего общества, каким оно будет через 15-20 лет. Конечно, очень важно, чтобы будущие граждане нашего общества были компетентными профессионалами, умели работать в команде и принимать верные решения в любых ситуациях, проявляя инициативу и творчество. Но если все эти качества не будут подкрепляться нравственными принципами, составляющими «стержень» личности будущих граждан, мир может стать свидетелем новых войн и разрушений. Поэтому главный смысл профессии учителя – дать своим ученикам, а, значит, людям будущего то нравственное направление, которое не позволит им сойти с пути добра.
Ни одна другая профессия
не предъявляет таких требований
к личности человека как профессия
учителя. Не может безнравственный
человек воспитать
1.3 Основные функции педагога в современном мире
1. Педагог выполняет роль «двигателя» в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, специалистов, быстро схватывающих всё передовое в разносторонней жизни общества. И, таким образом, в прогрессивном развитии общества. В ускорении этого развития несомненно есть значительная доля сил и многолетнего труда педагога.
2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим – через молодое поколение. Он, как эстафету, передаёт опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.
3. Есть специфическая функция педагога – выполнять роль «аккумулятора», накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передаёт молодому поколению. Значит, здесь роль педагога не сводится лишь к аккумулированию, он одновременно является и главным звеном в механизме передачи накопленного старшими ценностного опыта молодым. По сути, здесь отмечается не одна, а две социальные подцели педагога: накопить, чтобы передать.
4. Одна из социальных
ролей педагога состоит в том,
что он выступает как
Но в целом общественный прогресс определяется, конечно, не только деятельностью педагогов, но и другими факторами, и его не остановить консервативными взглядами отдельных педагогов. И всё же большинство педагогов выбирает новое в детской среде и продвигает это новое в систему общественных отношений.
5. Назовем ещё одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодёжи перед старшим поколением.
Профессиональный педагог
как никто другой знает характерные
физиологические и
6. И, наконец, ещё одна, едва ли не главная, социальная функция педагога – формирование духовного мира молодёжи в соответствии с принципами и ценностями конкретного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодёжи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит её регулировать своё поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
Итак, роль педагога в современном
обществе проявляется в
Социально-профессиональные
качества преподавателя системы
образования определяются той концепцией,
которая реализуется в
Понятие «профессионализм»
органично включает такие
Мировой общественной мыслью признается, что профессионалы, оказывая особо значимые для общества услуги, сохраняют свой высокий статус, позволяющий им быть независимыми в профессиональной деятельности. Если иметь в виду, что именно профессионализм и компетентность будут определять положение как конкретных граждан в обществе будущего, так и отдельных государств, то проблема профессионализма тех, кто готовит будущих профессионалов – работников системы образования, становится системообразующей. От социально-профессиональных качеств преподавателей непосредственно зависит качество образования. Эта зависимость больше, чем от наличия и содержания стандартов, программ, образовательных проектов, так как при отсутствии соответствующим образом подготовленных кадров все они окажутся бессильными. Качество образования во все времена определялось качественным составом преподавателей. В этом состоит одна из основных закономерностей развития системы образования.