Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа
Предмет исследования: статус и престиж профессии учитель.
Методы исследования:
Анкетирование.
Обработка данных.
Цель: исследовать статус и престиж учителя в обществе.
Введение……………………………………….……………………………3
Общие сведения
Учитель и общество………………………………………………...4
Роль учителя в обществ…………………………………………….5
Основные функции педагога в современном мире………………8
Социально-профессиональные качества преподавателя и престиж профессии………………………………………………..11
Эмпирическая часть исследования
Методология……………………………………………………….22
Выводы исследования…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..26
В российских исследованиях
начала ХХ века портрет приближаемого
к идеалу преподавателя в представлениях
учащихся был достаточно конкретен
и ясен: на первом месте качества
наставника, друга, помощника, старшего
товарища (добрый, отзывчивый, любит
и понимает учащихся и студентов).
Такое отношение в большей
степени характеризует
Социальные качества учителя, характеризующие его отношение к миру социальных ценностей, – это три важнейшие подструктуры личности: знания, практические умения и навыки, действительно получаемые учителем при соблюдении им перечисленных условий. Однако данная подструктура, не оживленная интересами, ориентациями, ценностным отношением, мотивацией профессиональной деятельности учителя, рискует остаться мертвым капиталом, не способным рождать новые социальные ценности для общества.
Профессионализм учителя – сложное
интегральное свойство, формирующееся
профессионально-ценностными
Образование как основа
благополучия, получения престижной
и высоко оплачиваемой работы,
возможностей самореализации, стало
значимо еще в советский
При этом почти половина респондентов считает, что мы живем в ином мире, в котором утрачены традиционные ценности (46%), что молодежь сегодня настроена релятивистки, потребительски, что она эгоистична и цинична (64%), 55% опрошенных молодых считает, что беспринципность сегодня – залог успеха [5, с. 125]. Эти условия накладывают особый отпечаток на социальную среду, в которой протекает профессиональная деятельность преподавателей.
Профессионализм или педагогическое мастерство имеет несколько уровней. Первый – обучение как подражание лучшему образцу, второй – воспроизведение уже на собственном уровне мастерства учителя, совершенствование на уровне самообразования. Самый высокий уровень профессионализма – педагогическое творчество, проявляемое как новаторство, которое в свою очередь определяется новизной содержания предмета, средств обучения, целей, методики [3, с. 456]. В советский период престиж преподавателя был довольно высок (хотя в идеологическом и морально-этическом измерении гораздо больше, чем в материальном, однако статус преподавателя был значим). Сегодня только 9,5% учащейся молодежи считают учителя своим идеалом [5, c. 128].
В последнее время мировая научная мысль активно ищет пути эффективного воспитания интеллектуального потенциала. На Западе уже сложились два способа формирования интеллектуальной элиты. Для Великобритании, Германии, Франции характерно довольно четкое распределение учащихся на разных этапах их жизни по уровням и типам учебных заведений. Путь США, Японии, Канады предусматривает совместное обучение с предоставлением права индивидуального выбора в соответствии со склонностями и возможностями учащихся. Если иметь в виду, что интеллектуальный потенциал нации – это все знания, которыми располагают граждане, следовательно, носителем интеллекта является каждый из них. Дилемма в выборе способа подготовки интеллектуального потенциала состоит в том, чему отдается предпочтение – качеству или затратам на его получение. В любом случае непременным условием формирования интеллекта – двигателя прогресса общества – является наличие интеллекта у самих воспитателей.
Интеллект (от лат. intellectus – разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В современной западной психической адаптации человека к обстоятельствам его жизни. Такой точки зрения придерживается Ж. Пиаже и В. Штерн. Отечественные ученые исходят из принципа единства интеллекта, его связи с личностью. Особое внимание в становлении интеллекта уделяется эмоционально-волевым особенностям личности. Интеллектуальные способности человека обусловлены социально-экономическими условиями его жизни. Интеллектуальные уровни людей являются не раз и навсегда данными и неизменными качествами, а, скорее, «переменными величинами».
Применительно к труду учителя профессионализм никоим образом не означает узкую специальность, как в других профессиях. Профессиональная культура учителя формируется, с одной стороны, как совокупность материальных и духовных, а с другой – как синтез ценностных ориентаций личности учителя и его творчества.
Итак, анализ проблемы современного
состояния взаимоотношений
Представления абсолютного
большинства учащихся и родителей
об идеальном учителе связаны, прежде
всего, с его человеческими, личностными
качествами доброты, великодушия, терпимости,
любви к детям. Лишь потом следует
профессионализм, который тоже невозможен
без эмоционально-богатой
Еще сравнительно недавно
при выборе профессии такие ценности,
как престиж и положение в
обществе, являлись для абитуриентов
вузов незначительными: всего 7,7% девушек
и 11,1% юношей выделяли их среди других.
Предпочтение отдавалось другим ценностям
– самосовершенствованию
Выступая на межправительственной конференции ЮНЕСКО, Франсис Бланшар, бывший генеральный директор Международного бюро труда МОТ, говорил: «Роль, которую школа и университет играет во всех странах, должна поставить профессию учителя на одно из мест в иерархии социальных ценностей. Нет никакого сомнения в том, что эта роль будет приобретать все больше значение по мере тех крупных изменений, которым подвергаются экономические и социальные структуры, в частности в развивающихся странах, по мере изменений условий жизни, по мере изменений характера отношений между отдельными людьми и целыми государствами» [7].
Что же означает понятие «престиж»? Социальный престиж (от фран. Prestige – обаяние, очарование) как сравнительную оценку обществом, группой, ее членами социальной значимости различных объектов, явлений, их позиции и положения в обществе. В одном из энциклопедических изданий понятие «престиж» определяется как «соотносительная оценка социальной роли или действия, социальной или профессиональной группы, социального института физического достоинства, психологического качества и т.п., разделяемая членами данного общества или группы на основании определенной системы ценностей». При этом выделяется престиж социальный: «сравнительная интегральная оценка значимости социальных объектов или деятельности субъектов с позиций определенной системы ценностей»
Американская социология
склонна рассматривать понятие
«престиж» в одном ряду с такими,
как «достоинство»
Такие социологи, как Bendix M., Lipset, Parkin, считают, что престиж необходимо анализировать с учетом нескольких показателей социального неравенства: дохода, власти, уровня образования и социальной репутации. Но даже в этом случае не гарантируется валидность шкал престижа профессий, ибо не всегда ясно, что это реальное соотношение, или то, что представляется желаемым респондентам.
Западная социология рассматривает
престиж как общий символ социального
статуса, определяемый системами ценностей,
распространенными в
Наиболее существенными признаками социального статуса отдельных групп является профессия, квалификация (образование), предопределяющие условия материального вознаграждения, а также семейно-возрастные различия. В конечном счете социально-экономический статус личности или группы включает в себя, как правило, три главных составляющие – престиж, профессии, уровень образования и уровень дохода.
Престиж является далеко не
второстепенным показателем системы
ценностей каждого общества. По существу,
престиж – это степень
К истокам проблематики престижа
профессий можно отнести
В более поздних работах
Ф.Р. Филиппов различает престиж
профессии и престиж
Социальный престиж тесно связан с престижем профессий и опосредуется им. Социологи активно используют индикаторы социального престижа при изучении социальных ориентаций общественных групп, особенно молодежи. Ряд авторов определяют престиж профессий как социальную характеристику профессий, социально-экономическую категорию, социальный мотив, интерес.
Подводя итог краткому анализу
проблемы формирования новых социально-