Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:25, курсовая работа
Предмет исследования: статус и престиж профессии учитель.
Методы исследования:
Анкетирование.
Обработка данных.
Цель: исследовать статус и престиж учителя в обществе.
Введение……………………………………….……………………………3
Общие сведения
Учитель и общество………………………………………………...4
Роль учителя в обществ…………………………………………….5
Основные функции педагога в современном мире………………8
Социально-профессиональные качества преподавателя и престиж профессии………………………………………………..11
Эмпирическая часть исследования
Методология……………………………………………………….22
Выводы исследования…………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………..26
Вместе с тем, необходимо решить и другую профессионально важную задачу – формирование стратегии образования и, прежде всего модели личности преподавателя, отвечающего новым запросам общества. Необходимо определиться – какой тип личности формируется современной системой образования: продуктивный или интенсивный (инновационный, творческий), каковы технологии воспитания подобных кадров, и какими путями обеспечить приток в профессию наиболее ценных, творческих образованных, умеющих мыслить самостоятельно выпускников школ или профессионалов, имеющих стремление к передаче своего профессионального опыта и стремящихся к научному осмыслению своей профессии.
Каким же образом поднять престиж профессии учителя? Он зависит от качества работы педагога. Сегодня компетентностный учитель— это человек, способный распознавать («видеть») индивидуальность учащихся и сложности учебного процесса; реагировать на различные потребности школьников, осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику; улучшать среду обучения, создавать благоприятный климат; принять ответственность за качество своей деятельности.
Результаты международного исследования PISA свидетельствуют о том, что ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей, ни один другой фактор не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров.
С целью повышения престижа
профессии учителя
Важно поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов, специальных фондов для организации стажировок, повышения квалификации за рубежом учителей, аспирантов, преподавателей, научно-педагогических работников — словом, всего того, что формирует профессиональную среду.
Исследовательская работа по этой теме велась в несколько этапов.
На первой, стадии исследования после анализа имеющейся по данной теме литературы, обнаружилось, что статус и престиж учителя в настоящее время потеряли свое значение по сравнению с 20 веком. Поэтому на данной стадии были разработаны анкеты (Приложение 1), целью которых было выяснить является ли профессия учителя престижной и какими свойствами должен обладать современный учитель.
На заключительной стадии исследования мы проанализировали, проинтерпретировали и оформили соответствующим образом все собранные материалы.
Проанализируем распределение ответов респондентов на вопрос об оценке престижа профессии учителя в современном российском обществе. Мы получили следующие значения: 21% опрошенных считают профессии учителя престижной, но только не в России, а за границей. Что же касается России, то большинство опрошенных, а именно 64% считают профессию учителя не престижной. Они аргументируют это следующими причнами: низкая заработная плата, неуважение со стороны учеников и их родителей, отсутствие карьерного роста.
Кроме того, половина граждан РФ – 51% убеждены, что за последние 10 лет статус учителя в России понизился, 21% опрошенных считают, что статус педагога не изменился, а 17% утверждают, что он повысился.
Диаграмма1 : имидж современного учителя
Диаграмма2: Самое главное в работе учителя.
Диаграмма3: Учитель не должен позволять себе…
На вопрос: «Каким должен быть идеальный учитель, чтобы на его уроках было интересно, а его личность вызывала бесспорное уважение, как учеников, так и их родителей?» респонденты отвечали по-разному. Но самым распространенным ответом, который давал каждый третий опрошенный, был учитель, обладающий огромным терпением. 30% респондентов сказали, что учитель должен быть профессионалом, идеально знающим свою дисциплину. Далее были названы такие качества, как: любовь к детям и доброта – 18%, выдержка и стрессоустойчивость – 11%, объективность и умение донести свой предмет до учеников – 9%. 7% российских людей отметили, что идеальный учитель должен обладать высокими интеллектуальными способностями и проявлять любовь к своей профессии, 6% -быть порядочным человеком, 5% - внимательным. По мнению 4% людей, принявших участие в опросе, идеальный учитель – это мудрый, понимающий, грамотный, общительный, ответственный человек, умеющий заинтересовать свою аудиторию. Также были упомянуты чуткость, чувство юмора, вежливость, строгость, железное здоровье, уважение к ученикам и умение найти свой подход к каждому ребенку
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщив полученные результаты социологического опроса, мы пришли к выводу, что идеальный современный учитель – это человек
Роль педагога в современном обществе проявляется в вышеперечисленных его социальных функциях. В действительности все эти функции проявляются не отдельно одна от другой, а в общем комплексе, отражая сложные взаимосвязи разных сторон и явлений жизни.
Также проанализировав результаты исследования, можно смело утверждать, что профессия учителя в России считается не престижной. И правительство и общество должны сделать все, что вернуть этой профессии престиж, так как именно от учителей и от такого как они обучает и воспитывает своих учеников зависит модель будущего общества и то каким оно будет через 15-20 лет.
Приложение 1
а) современно и стильно
б) у преподавателя должен быть официально-офисный стиль
в) затрудняюсь ответить
а) умение научить своему предмету
б) принимать и понимать ученика
в) быть примером для подражания
а) занижать оценки
б) выделять любимчиков
в) унижать честь и достоинство ученика
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова- ООО «Издательство ЭЛПИС», 2003.- 944с.
2.Сухомлинский В.А., Избр. произведения: В 5 т. Т. 4. Киев, 1980. С. 12-13
3. Павленок П.Д., Аникеева О.А. Социология образования. //Социология. М., 2002.