Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 19:02, реферат
В современных социокультурных условиях достаточно часто стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога. Проблема оптимизации взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник» является центральной для педагогики.
Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие стресса в психологии и педагогике………………………………..5
2.Стрессы в педагогической деятельности и их особенности……………….8
3.Пути преодоления стресса у педагогов-воспитателей…………………….13
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………..20
Введение
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Понятие стресса в психологии и педагогике………………………………..5
2.Стрессы в педагогической деятельности и их особенности……………….8
3.Пути преодоления стресса у педагогов-воспитателей……………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
В последние несколько десятилетий изучение стресса стало одной из наиболее популярных тем в психологической и педагогической науке и практике. Актуальность данной проблематики очевидна. Не подлежит сомнению, что все возрастающая интенсивность и напряженность современной жизни проявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновения негативных эмоциональных переживаний, реакций и приводит к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний. В свою очередь это вызывает увеличение риска развития целого ряда заболеваний стрессовой этиологии – «болезней стресса».
На сегодняшний день отмечается повышенный интерес к стрессам, связанным с трудовой деятельностью. Это обусловлено тем, что профессиональные стрессы могут нарушить дееспособность организации, приводя к потере кадровых ресурсов.
В современных социокультурных условиях достаточно часто стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога. Проблема оптимизации взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник» является центральной для педагогики. Большинство концепций воспитания отражают непрерывный поиск и усилия, предпринимаемые педагогами и психологами в этом направлении. Однако существует психофизиологический аспект решения данной проблемы. В настоящее время, главным образом, уделяют внимание тому, является ли выбранный педагогом-воспитателем режим воспитания и обучения оптимальным с точки зрения психологических и биологических критериев, но недостаточно затрагивается вопрос о стрессоустойчивости педагога-воспитателя к критическим ситуациям.
Степень разработанности проблемы: данная проблема достаточно разработана. Проблемой стали активно интересоваться и изучать с начала XX века. Данной проблеме посвящены труды Г. Селье, Л. Леви, Р. Лазаруса, Э. Ушаковой, П. Фресса, Ю. С. Савенко, Л.А. Китаевой-Смык, Е. Василюка, Д.Фонтана и др.
Это и обусловило цель нашей работы – исследование проблемы профессионального стресса в деятельности педагога-воспитателя и методов борьбы с его негативными последствиями.
Для реализации указанной цели представляется необходимым решить следующие задачи:
1) Изучить понятие стресса в психологии, его виды и последствия;
2) Выявить проблематику стресса в педагогической деятельности;
3) Рассмотреть пути преодоления стресса у педагогов-воспитателей.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы работы могут быть использованы в учебном процессе высших учебных заведений в преподавании курсов «Педагогика», «Психология педагогики», при разработке тематических лекций, спецкурсов, а так же послужить базисом для последующих разработок.
1. Проблема стресса в психологии и педагогике
В наши дни много говорят о стрессе, связанном с административной или диспетчерской работой, с загрязнением окружающей среды, с выходом на пенсию, с физическим напряжением, семейными проблемами или смертью родственника. Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не знает, что же такое стресс
Слово стресс, пришедшее к нам с английского, означает «давление», «напряжение». Стресс – это не только служебные и семейные перегрузки. Это состояние души, способ восприятия мира и образ действия в нем. Стресс – это всегда состояние повышенного напряжения, вызываемого воздействием, которое невозможно контролировать в определенный промежуток времени.
Канадский ученый Ганс Селье первым описал и сформулировал теорию стресса. Он писал: «Cтресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете». [5; 29]
Стресс – это важнейший инструмент тренировки и закаливания, он повышает сопротивляемость организма, тренирует защитные механизмы. Стресс может способствовать не только возникновению тяжелого страдания, но и большой радости, он способен привести человека к вершинам творчества. Ганс Селье писал, что в определенных количествах стресс живому организму необходим. «Стресс – это не только зло, беда, но и благо. Без него наша жизнь превратилась бы в бесцветное существование без радости и печали. Стресс – это не только то чего можно избежать, но и сила которую можно использовать себе на пользу». [5; 35]
«Ответная реакция на стресс зависит от характера человека. Одних стрессовая ситуация взбадривает и придает сил, например, альпинистов, некоторых угнетает, но большинство справляется со стрессом какое-то время. Постоянно действующий, длительный стресс, называемый дистресс, уже может привести к тяжелому психическому и физическому расстройству». [9]
По мнению Р. Люфта, «многие считают стрессом все, что происходит с человеком, если он не лежит в своей кровати» [1; 121]. Но Г. Селье полагал, что «даже в состоянии полного расслабления спящий человек испытывает некоторый стресс» [5; 46], и приравнивал отсутствие стресса к смерти.
В современной науке существует множество определений стресса. В нашей работе за основу мы будем брать следующее, которое отражает, на наш взгляд, сущность понятия. Стресс – это состояние общего психофизического напряжения, возникающее у индивида под влиянием экстремальных условий, нарушающее механизмы адаптации систем организма и психики.
В современной науке выделяют три вида стресса, характеризующиеся эмоциональным, социальным, информационным напряжением:
1) Эмоциональный стресс – аффективные переживания, сопровождающие стресс и ведущие к неблагоприятным изменениям в организме человека. Он возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией;
2) Социальный стресс – различные виды социального напряжения, давления, нагрузок, требующих многообразных приспособительных реакций, сложного уравновешивания в системе социального поведения, взаимодействия.
3) Информационный стресс – состояние информационной перегрузки, когда индивид не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать правильные решения в требуемом темпе, будучи ответственным за последствия принятых решений.
Сегодня все чаще используется как отдельный вид стресса понятие «профессиональный стресс». Это связано с все возрастающим интересом к повышению качества работы сотрудников-профессионалов, за счет исключения различных факторов снижения эффективности труда, в том числе стресса.
С. Касл выделяет две основные линии интерпретации понятия «стресс в труде» [3; 239–240]:
в более узкой трактовке стресс — это завышенные требования среды к личным возможностям субъекта, т. е. перегрузка работой, которую человек не в состоянии выполнить, сверхстимуляция и т. п.;
в более широкой трактовке стресс — это неадекватность в целостной системе взаимоотношений «человек — среда», которая включает не только приведенное выше толкование, но и связи между потребностями человека и возможностью их удовлетворения в труде (другими словами, неиспользование человеком своих возможностей, снижение нагрузки, низкая стимуляция). Кстати, это в немалой степени связано с проблемой справедливости в труде (вклад должен соответствовать вознаграждению), а эта проблема напрямую связана с проблемой чувства собственного достоинства работника.
Таким образом, профессиональный стресс определяется как состояние эмоционального напряжения, возникающее в результате действия неблагоприятных факторов, ведущее к снижению эффективности трудовой деятельности и к деформации личностных и характерологических качеств индивида.
2. Стрессы в педагогической деятельности и их особенности
Профессия педагога является на сегодняшний день одной из стрессогенных. Возникновение стресса у педагогов связано с высоким эмоциональным напряжением, социальным напряжением (выстраивание индивидуальной модели общения с воспитанником и коллегами, координация общения в коллективе), а также информационными перегрузками в процессе профессиональной деятельности.
Данное состояние напряжения, характерное для профессионального стресса создает барьеры в профессиональной деятельности педагога; последствия блокируют его коммуникативную активность (нарушают взаимодействие с воспитанником и педагогическим коллективом), влияют на физическое и психическое здоровье и в целом на адаптацию (стрессоустойчивость) педагога. Таким образом, проблема стрессоустойчивости выступает как проблема обеспечения сохранения и повышения продуктивности труда педагога в условиях резкого возрастания нагрузок.
«Проблема профессионального стресса в деятельности остро стоит и у педагогов дошкольного образования, где к общим факторам стресса, характерным для деятельности профессионала можно относить и дополнительные стресс-факторы: ранний возраст воспитанников, особенности организации общения, особенности организации деятельности и т. д».[4; 68]
Дадим определение понятию «стрессоустойчивость». Анализируя взгляды учёных, занимающихся проблемами стресса, можно определить стрессоустойчивость в педагогической деятельности как интегративное свойство человека, компонентом которого является эмоциональная устойчивость, т. к. деятельность педагога связана со сложными эмоциональными условиями.
В.З. Коган и ее коллегами было проведено психодиагностическое обследование с целью выявления основных черт личности педагога (в том числе и дошкольного образования) и особенностей их психической адаптации. Были определены четыре группы:
1. Педагоги с достаточно высоким уровнем психической адаптации. Для них характерны устойчивость к стрессовым воздействиям, рациональный подход к решению проблем, способность не идти на конфликт с окружающими.
2. Педагоги, способные противостоять трудностям, нести все тяготы жизни на своих плечах, активно отстаивать свою позицию. При затруднении в решении проблем они полностью погружаются в общественно-полезную деятельность, но такой «уход», являясь защитным механизмом личности, при длительном действии приводит к физическому и психическому перенапряжению и повышает предрасположенность к заболеваниям.
3. Педагоги с определенной неустойчивостью личностной сферы и склонностью к неврастеническим реакциям. Для них характерны высокая потребность в самореализации, сочетающаяся с высоким самоконтролем и тенденцией к сдерживанию поведенческих реакций, осторожность и осмотрительность, сочетающиеся с раздражительностью. Основная проблема – сдерживание самореализации, сверхконтроль над эмоциями, повышенные нравственные требования к себе и другим. Такие особенности создают условия для усиления эмоциональной напряженности, что усугубляет дезадаптацию, повышает внутреннюю конфликтность и тревожность.
4. Педагоги с ярко выраженным невротическим развитием личности, которое характеризуется психической неустойчивостью, чувствительностью к воздействиям окружающей среды, склонностью к тревожности, боязливости, что обуславливает низкую стрессоустойчивость.
Одним из главных показателей стрессоустойчивости является степень эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности, которая характеризуется следующими признаками (по Шефферу):
невозможность сосредоточиться на чем-либо, ухудшение памяти, мысли часто «улетучиваются»;
слишком частые ошибки в работе;
очень быстрая речь, повышенная возбудимость;
потеря чувства юмора;
слишком часто возникающее чувство усталости, частые «беспричинные» боли (вызванные не физическими проблемами);
резкое возрастание числа выкуриваемых сигарет, пристрастие к спиртным напиткам;
постоянное ощущение недоедания или отсутствие аппетита и вкуса к еде;
невозможность во время закончить работу, работа не доставляет прежней радости.
Наряду со стрессогенными факторами, общими для всех людей, в деятельности педагога (в том числе и педагога дошкольного образования) присутствует ряд профессиональных стресс-факторов:
хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность – деятельность связана с интенсивным общением, с целенаправленным восприятием партнера и воздействием на него: у педагогов-воспитателей деятельность сопряжена с постоянным эмоциональным подкреплением общения и особенностями речевой среды;
повышенная ответственность – постоянная работа в режиме внешнего и внутреннего контроля: у воспитателей доминируют чувства сопереживания, сочувствия, на него возлагается ответственность за воспитание, развитие и обучение воспитанников, за их жизнь и здоровье, а также постоянный самоконтроль и самоотдача в деятельности;
Информация о работе Стрессы в работе воспитателя и способы их преодоления