Стрессы в работе воспитателя и способы их преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 19:02, реферат

Описание работы

В современных социокультурных условиях достаточно часто стресс-факторы вызывают сложные состояния, последствия которых создают барьеры в профессиональной деятельности, в том числе и в деятельности педагога. Проблема оптимизации взаимодействия в системе «воспитатель-воспитанник» является центральной для педагогики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Понятие стресса в психологии и педагогике………………………………..5
2.Стрессы в педагогической деятельности и их особенности……………….8
3.Пути преодоления стресса у педагогов-воспитателей…………………….13
Заключение………………………………………………………………………18
Список литературы……………………………………………………………..20

Введение

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)

                  психологически трудный контингент – воспитатели работают с детьми психологически здоровыми, но имеющими аномалии характера. поведенческие отклонения. а также с детьми с аномалиями нервной системы и с задержками психического развития;

                  необходимость являться объектом наблюдения и оценивания, постоянно подтверждать свою компетентность – педагог-воспитатель находится «на виду» у воспитанников, коллег и родителей и должен быть всегда безупречен в поведении и деятельности и вне работы

                  временное непостоянство деятельности связано с наиболее яркой отличительной особенностью преподавательской деятельности (а также с образовательной деятельностью воспитателя) и его действие с годами усиливается. Педагог для реализации образовательных целей своей деятельности должен в определенный день недели, в определенное время быть готовым (то есть внутренне настроенным) к контакту с определенной аудиторией, к раскрытию, объяснению определенной темы.

Итак, основная психологическая проблема в профессиональной деятельности педагога – это периодически возникающее состояние напряженности, связанное с необходимостью внутренней перестройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия, влияющее на адаптацию или стрессоустойчивость педагога.

Психологические исследования показали, что состояние готовности к деятельности включает несколько компонентов:

1.                  Интеллектуальный – понимание задач, обязанностей, знание средств достижения цели, прогноз деятельности;

2.                  Эмоциональный – уверенность в успехе, воодушевление, чувство ответственности;

3.                  Мотивационный – интерес, стремление добиться успеха, потребность успешно выполнить поставленную задачу;

4.                  Волевой – мобилизация сил, сосредоточенность на задаче, отвлечение от помех, преодоление сомнений.

«В работе педагога-воспитателя формирование готовности осложняется тем, что разные ее компоненты могут иметь противоположные направленности. Так, интеллектуальность – это и компонент готовности, как понимание задач и обязанностей, и основная составляющая самой деятельности – знание преподаваемого предмета и понимание его проблем. Эмоциональность – настроенность на данный момент, и эмоциональность как коммуникативная культуру. Между этими двумя компонентами готовности могут возникать дисгармоничные отношения. Следовательно, воспитателю приходится несколько раз в течение дня формировать у себя состояние готовности, приводя в гармонию все ее компоненты».[6;342]

Таким образом, стрессоустойчивость педагога – важнейший фактор обеспечения эффективности и надежности профессиональной деятельности. Стрессовые состояния помимо угрозы физическому и психическому здоровью существенным образом снижают успешность и качество выполнения работы, увеличивают уровень психофизиологической цены деятельности, а также могут иметь целый ряд неприемлемых социально-экономических и социально-психологических последствий: снижение удовлетворенности профессиональной деятельностью, деформация личностных и характерологических качеств личности педагога.

В ходе воздействия стресса на личность педагога и снижения стрессоустойчивости в результате профессиональной деятельности можно говорить о формировании синдрома эмоционального выгорания – выработанного личностью механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

 

 


3. Пути преодоления стресса у педагогов

Практически любая служебная ситуация может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.

Помимо самих «стрессоопасных» профессий, подразумевающих стрессы изначально, в любой работе бывают стрессовые ситуации. Вот наиболее распространенные из них:

        неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;

        конфликт с начальником или коллегами;

        недостаточная квалификация;

        чувство перегруженности работой, переутомляемость;

        слишком высокая или слишком низкая ответственность;

        скука и т.д.

Надо помнить, что если мы не в силах максимально приблизить свои ожидания к реально существующему положению вещей, они, как правило, никогда не будут оправдываться. Таким образом, постоянно получая отрицательные эмоции, мы приучаем себя воспринимать всё в негативном свете. Вырабатывается привычка фиксировать негативные чувства. Её последствием является синдром опустошения – состояние, когда человек совершенно теряет интерес к своей работе. В результате данного синдрома человек часто испытывает моральное и физическое изнеможение, полное безразличие к работе и отдаляется от сослуживцев. Опустошение – это не стресс, это скорее результат долговременного воздействия стрессовых условий работы. Опустошению особенно подвержены те, кто ежедневно имеет дело с людьми.

Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального.

Психологический дискомфорт педагога возникает при:

- физической и психологической напряженности труда, постоянном оценивании со стороны различных людей;

-  высоком уровне ответственности;

-  тенденции агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.  Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет, прежде всего, о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

«Опустошение педагога особенно опасно, так как отражается непосредственно на детях, на их отношении к школе, к процессу обучения. Поэтому особенно важно знать, как нужно бороться со стрессом, в данном случае, профессиональным».[6; 157]

Существуют общие способы преодоления стресса, к ним можно отнести:

1.      Пронаблюдать и установить, что именно вызывает симптомы, о которых говорилось раньше (в какое время, что им предшествует и т.д., можно вести дневник, хотя бы в течение недели).

2.      Сделав правильный вывод – почему вы так часто раздражаетесь, вас преследуют кошмары и т.д. – вы сможете попытать что-то изменить в своей жизни (выяснить отношения, поменять график работы и т.д.).

Кроме названного существуют и другие способы выхода из стрессовых состояний: психологическая саморегуляция, использование для сохранения душевного равновесия ароматерапии, восточных методик, подзарядка положительной энергией от растений и домашних животных.

Д. Фонтана в своей книге даёт пять советов учителям по управлению стрессом. [7; 275-280]

Совет первый. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не "застревать" на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные эмоции, поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален [8]:

1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).

2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).

3.  Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.

4.  Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.

5. Позвольте себе полдня провести за "ничегонеделанием".

6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.

7. В выходной позвольте себе подольше поспать.

8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.

9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Часто бывает, что стресс вызывает само несоответствие между ожидаемым и реальностью. Здесь необходимо помнить, что не бывает идеальной работы. Прежде всего, необходимо осознать, что порой наши требования излишне завышены. Если сделать свои ожидания более разумными, можно с большей легкостью приспособиться к уже имеющейся ситуации. Т.е. не можете изменить ситуацию – измените своё отношение к ней.

Осознав реальность и уяснив, что ожидания, возможно, никогда не сбудутся или сбудутся далеко не сразу, вместо того, чтобы впадать в депрессию, попытайтесь приспособиться к действительности.

Также ослабить преподавательский стресс можно, если:

        Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

        Обязательно планировать своё время так, чтобы появлялась возможность бывать в театре, на выставках, постоянно быть в курсе последних новостей.

        Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

        Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

        Научиться планировать своё время. Необходимо, чтобы работа не поглощала всё ваше время. Имея возможность отвлечься, вы почувствуете прилив интереса к своему труду.

Таким образом, стресс - это неизбежность, о которой мы должны знать и всегда помнить. Стресс можно предвидеть и постараться справиться с ним как можно лучше. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой. Надо терпеливо, с желанием готовить себя к сложным жизненным ситуациям, которые обязательно нам встретятся и на работе, и в личной жизни.

 

 

 

 


Заключение

В  последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и других различных проявлений стрессов у педагогов.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Стресс получил название болезни ХХ – ХХI века.

Практически любая ситуация в педагогической деятельности может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.

В ходе работы мы достигли поставленной цели: исследовали проблему профессионального стресса в деятельности педагога-воспитателя и методов борьбы с его негативными последствиями.

                            Также решили поставленные задачи: изучили понятие стресса в психологии, его виды и последствия; рассмотреть вопросы стресса в педагогической деятельности; исследовали пути преодоления стресса у педагогов-воспитателей.

Пришли к выводу, что:

1)     Помимо повседневных стрессов, так же может возникать и профессиональный стресс - напряженное состояние работника, возникающее у него при воз­действии эмоционально-отрицательных и экстремальных факто­ров, связанное с выполняемой профессиональной деятельностью.  Стресс – один из самых «дорогостоящих» видов издержек фирмы, негативно воздействующих как на состояние здоровья работника, так и на функционирование учреждения или фирмы.

2)     Основная психологическая проблема в профессиональной деятельности педагога – это периодически возникающее состояние напряженности, связанное с необходимостью внутренней перестройки на определенное поведение, мобилизации всех сил на активные и целесообразные действия, влияющее на адаптацию или стрессоустойчивость педагога;

3)     Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов, преодоления негативных последствий стрессов является использование ими способов саморегуляции, рефлексии, восстановления и др.

В заключение хотелось бы добавить, что неважно где и как подстерегает вас стресс, главное - «взять себя в руки» и понять, что не так опасен сам стресс, которого невозможно избежать, как его последствия, с которыми вы в состоянии справиться.

Информация о работе Стрессы в работе воспитателя и способы их преодоления