Строение мотивации учения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 23:50, реферат

Описание работы

Рассмотрим строение мотивационной сферы учения у школьников, т.е. того, что определяет, побуждает учебную активность ребенка.
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.

Файлы: 1 файл

поведение потребителей мотивация.docx

— 46.63 Кб (Скачать файл)

Кроме того, у отстающих детей  важно укреплять собственное  умение учиться: устранять пробелы в знаниях, расширять запас знаний и развивать знаний по всем их параметрам (полнота, системность, гибкость, действенность и прочность); обучать учащихся выполнению действий по инструкции, четкой их последовательности при понимании детей неизбежности и полноты контроля учителя с детальным объяснением нового материала, с использованием наглядных опор, с проговариванием, с обязательным доведением каждого действия до этапа автоматизации; специально обучать более сложным действиям: различению способа от результата, сопоставлению нескольких способов, изменению способа при необходимости переноса его в новые условия, т.е. умению пользоваться способами и применять их, опираясь при этом на планы, наглядные схемы и т.д.

В работе с неуспевающими необходимо реализовать все изложенное, имея в виду, что начинать лучше с упражнений на постановку целей и стимулирование мотивов, параллельно укрепляя умение учится, постепенно и дробно отрабатывая его звенья. Специально надо предусмотреть преодоление у отдельных детей "выученной беспомощности" как следствие длительных неудач, часто укрепляющих неуважение детей к себе.

    1. Формирование мотивации совместной учебной деятельности.

Рассматривая особенности проявления и развития у школьников мотивов  учения, нельзя не затронуть некоторые  вопросы, связанные с формированием  у них мотивации совместной учебной  деятельности.

Если движущей силой учебной  деятельности школьника является желание, стремление овладеть каким-либо учебным  материалом или способом его добывания, то мы анализируем уровень сформированности познавательных и учебно-познавательных мотивов. В коллективной же учебной работе акценты несколько меняются. Здесь ученика интересует возможность так организовать свое взаимодействие с партнером (взрослым или сверстником), чтобы овладение материалом, знаниями, умениями произошло наиболее эффективно.

При совместной учебной деятельности ребенок учится сопоставлять, сравнивать, наконец оспаривать другую точку зрения, доказывать свою правоту. Такие споры со взрослым, с учителем практически исключены: в силу его опыта и позиции взрослый, тем более педагог всегда прав, и ребенок покорно, часто неосознанно принимает его точку зрения. Положение же сверстников одинакового. Поэтому ребенок готов спорить с товарищем, ибо  изначально считает себя правым. Ребенок осознает, что есть другой путь решения, другой способ действия, что и товарищ может быть прав.

Умение сопоставлять разные точки  зрения в процессе выполнения учебных  заданий, умение как бы "встать на позицию другого человека" ведет  к возникновению важнейшего новообразования. Оно способствует зарождению, развитию и становлению мотива сотрудничества.

Рекомендации по формированию мотивации  совместной учебной деятельности школьников.

Прежде всего учителю необходимо создать ситуацию для возникновения у учащихся общего положительного отношения к коллективным формам работы. Для включения в совместную учебную деятельность младших школьников игра  является одним из наиболее эффективных приемов. В подростковом возрасте наиболее сильно проявляется желание обсудить что-либо со сверстниками. Кроме того, учащиеся этого возраста используют малейший повод для того, чтобы как-то обратить на себя внимание, стать заметным среди других. Включение в урок обсуждения, например, результатов работы, распределение совместных действий по функциям (взаимопроверка, взаимооценка) могут заинтересовать детей, обеспечить их внимательное, заинтересованное отношение к коллективным формам учебной работы. У старших школьников начинает повышаться престиж знаний. Мотивировать их к совместному выполнению заданий может, например, осознание возможности оказать и получить помощь, обменяться информацией.

Большое значение для формирования мотивации совместной учебной работы имеет состав группы. Очень важно  внимательно отнестись к его подбору.

а) При подборе группы необходимо учитывать желание детей работать именно друг с другом, но кроме желания детей работать вместе необходимо учитывать и то, какие цели могут преследовать дети, какие мотивы будут руководить при включении в совместную работу.

б) При подборе группы необходимо учитывать соотношения их возможностей и их представлений об этом. Взаимодействие в группах, где объединены дети, осознающие разницу своих возможностей, возникает в том случае, если более сильные учащиеся прежде всего хотят помочь боле слабому, научить его и средство для этого видят в совместной работе, а слабый обязательно хочет научится и действовать на равных с сильным.

в) При подборе группы необходимо также учитывать индивидуальные особенности учащихся: уровень их знаний, темп работы интересы и т.п.

Особое значение для формирования мотивации совместной деятельности имеет правильный подбор заданий  и форм коллективной работы. Учитель не должен предлагать детям непосильную вместе для них работу. Потому что, не получив удовлетворения от совместного выполнения задания, дети надолго могут сохранить негативное отношение к коллективным формам работы.

Для формирования мотивации совместной учебной работы большое значение имеет то, какое место в работе группы занимает учитель. Он должен осуществлять руководство работы детей учить их способам взаимодействия и в то же время не быть диктатором.

Формировать и развивать  мотивацию - значит не заложить готовые  мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию  другим человеком), а поставить его  в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с четом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Литература

  1. Маркова А.К. и др. / Формирование мотивации учения/ Просвещение, М. –1990.
  2. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. /Мотивация учения и её воспитание у школьников./ Педагогика, М.– 1983.
  3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю./ Психологический справочник учителя/ Просвещение, М. – 1991.
  4. Под ред. Васильевой З.И., Ахаян Т.В. и др./ Изучение личности школьника учителем/ Педагогика, М. – 1991.

Информация о работе Строение мотивации учения