Структура модульного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Содержание работы

Введение
Понятие модульного обучения
Принципы модульного обучения
Особенности организации контроля в модульном обучении
Преимущество модульного обучения

Файлы: 1 файл

Модульное обучение.docx

— 174.96 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Понятие модульного обучения

Принципы модульного обучения

Особенности  организации  контроля в модульном обучении

Преимущество модульного обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие модульного обучения

Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую  к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе  ЮНЕСКО имеется несколько производных  от него: модульный метод, модульная  подготовка, модульное расписание, модульный подход.

Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных  единиц с учетом атрибутивных характеристик.

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его  состояла в том, что обучающийся  почти самостоятельно или полностью  самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство  по достижению поставленных дидактических  целей. Функции педагога варьировали  от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применяется  пока исключительно в высших учебных  заведениях.

Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?

Исходя из того, что модуль — это относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, несущая определенную функциональную нагрузку, то в теории обучения это  определенная «доза» информации или  действия, достаточная для формирования тех или иных профессиональных знаний ;ш6о навыков будущего специалиста (Ю.Т. Тимофеева). Учитывая вышеизложенное, можно дать следующее определение  модуля.

Обучающий модуль —  это логически завершенная форма  части содержания учебной дисциплины, включающая в себя познавательный и  профессиональные аспекты, усвоение которых  должно быть завершено соответствующей  формой контроля знаний, умений и навыков, сформированных в результате овладения  обучаемыми данным модулем.

Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем  можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.

В качестве информационных модулей могут быть взяты как  целые дисциплины, так и некоторые  разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.

На рис. 18 представлена структурная схема обучающего модуля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной  работы студентов. Каждый из элементов  модуля должен иметь соответствующее  программное обеспечение для  ЭВМ в виде АОС, САПР, пакета прикладных программ. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования  на практических школьных занятиях, при  курсовом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.

Предлагаемая структура  модуля позволяет в простой и  наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние  связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.

Рис. 18. Структурная  схема обучающего модуля

 

Обычно строение модуля какой-либо дисциплины имеет  следующий вид:

1. Наименование  модуля

....

2, Теоретические  занятия

. . . .

3. Практические  занятия

....

4. Лабораторный  практикум

....

5. Программное обеспечение

....

6. Самостоятельная  работа студентов

....

Результат обучения

1. Теоретические  занятия

....

2. Практические  навыки

....


 

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактичеекими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы: модульности; выделения из содержания обучения обособленных элементов; динамичности; действенности и оперативности знаний и их системы; гибкости; осознанной перспективы; разносторонности методического консультирования; [паритетности (ПА. Юцявичене). Рассмотрим подробнее каждый.

Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в  содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным  функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для  реализации этого принципа надо выполнять  следующие педагогические правила.

• Учебный материал нужно  конструировать таким образом, чтобы  он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед  ним дидактических целей;

• Он должен быть представлен  настолько законченным блоком, чтобы  имелась возможность конструирования  единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей;

•  В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.

Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует  рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной  дидактической цели, т. е. модуль имеет  четкую структуру..

Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в  программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном  обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части.

При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают  определенную тему конкретного курса  или фрагмент гемм, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.

Руководствуясь принципом  выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих  педагогических правил.

В интегрированной дидактической  цели надо выделять структуру частных  целей;

•  достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

•  совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели должна составлять один модуль.

Принцип динамичности обеспечивает свободное изменение содержания модулей с учетом социального  заказа. Высокие темпы научно-технического прогресса вызывают быстрое старение социальных, общетехнических знаний и даже время от времени заставляют заново взглянуть на ценность общенаучных  знаний. Инертность, присущая всем звеньям  образования, является одной из причин разрыва между образованием и  условиями жизни общества.

Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в  том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы бьггь достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.

принцип динамичности

Разрешить противоречие между  стабильным и меняющимся содержанием  учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:

•  Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;

•  Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;

•   Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.

Принцип действенности и  оперативности знаний и их системы  В звеньях сферы образования  возникла проблема формирования действенных  знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной полготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать  не только видам деятельности, но и  способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.

Оперативные знания приобретаются  успешнее при условии, если обучаемые  в ходе самостоятельного решения  задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся  знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых  они приобретались. О системе  действенных и оперативных знаний можно говорить только при их неразрывном  единении с умениями. Имеется в  виду система общенаучных, общетехнических  и специальных знаний и умений, которую обучающийся может свободно и самостоятельно применять в  практической деятельности.

Принцип действенности  и оперативности знаний

Педагогические правила, которыми следует руководствоваться  при реализации принципа действенности  и оперативности знаний и их системы, следующие:

• Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или  практической) и способов действий.

•     Для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.

•  Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению.

•  Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.

Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.

Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:

•  При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика знаний.

•  Она должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно было легко построить индивидуализированную структуру конкретного модуля.

•  Для индивидуализации содержания обучения необходим анализ потребности обучения со стороны обучаемого.

• С этой же целью можно  пользоваться комплексным критерием  его построения, включающим базовую  подготовленность и индивидуализированные  цели обучения.

•  Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения.

•  Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии обучения.

• Требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.

Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленны стимулов учения. Необходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности (самоуправления) обучаемых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает обучаемых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.

Если использовать возможности  самоуправления обучающихся, необходимо дать им ясно понять и осознать цели (промежуточные и конечные) учения. В модульном обучении они должны выступать в качестве значимых результатов  деятельности, поэтому должны осознаваться учащимися как перспективы познавательной и практической деятельности.

При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения необходимо соблюдать следующие  педагогические правила:

•  Каждому учащемуся вначале надо представлять всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период).

•  В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающий должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.

•  В нес входит программа учебных действий для достижения намеченной цеди, а обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив.

Информация о работе Структура модульного обучения