Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:32, контрольная работа
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Введение
Понятие модульного обучения
Принципы модульного обучения
Особенности организации контроля в модульном обучении
Преимущество модульного обучения
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Понятие модульного обучения
Принципы модульного обучения
Особенности организации контроля в модульном обучении
Преимущество модульного обучения
Понятие модульного обучения
Термин «модуль» пришел в педагогику из информатики, где им обозначают конструкцию, применяемую к различным информационным системам и структурам и обеспечивающую их гибкость, перестроение. Термин «модуль» — интернациональный. В тезаурусе ЮНЕСКО имеется несколько производных от него: модульный метод, модульная подготовка, модульное расписание, модульный подход.
Модульный подход обычно трактуется как оформление учебного материала и процедур в виде законченных единиц с учетом атрибутивных характеристик.
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей. Модульное обучение применяется пока исключительно в высших учебных заведениях.
Что же понимается под словом «модуль» в теории модульного обучения?
Исходя из того,
что модуль — это относительно
самостоятельная часть какой-
Обучающий модуль —
это логически завершенная
Модуль содержит познавательную и профессиональную характеристики, в связи с чем можно говорить о познавательной (информационной) и учебно-профессиональной (деятельностной) частях модуля. Задача первой — формирование теоретических знаний, функции второй — формирование профессиональных умений и навыков на основе приобретенных знаний.
В качестве информационных модулей могут быть взяты как целые дисциплины, так и некоторые разделы дисциплин, спецкурсы, факультативы. Деятельностным модулем могут служить лабораторные практикумы и лабораторные работы, спецпрактикумы, технологические и педагогические практики, курсовые и дипломные работы.
На рис. 18 представлена структурная схема обучающего модуля. Основным его ядром, раскрывающим содержание отдельной темы курса, является информационное обеспечение, реализуемое в ходе учебного процесса в форме лекций, практических и лабораторных занятий, самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Каждый из элементов модуля должен иметь соответствующее программное обеспечение для ЭВМ в виде АОС, САПР, пакета прикладных программ. Завершающим этапом работы должны быть конкретные рекомендации студентам или учащимся для использования на практических школьных занятиях, при курсовом и дипломном проектировании в вузе или колледже и для практической работы после окончания вуза.
Предлагаемая структура модуля позволяет в простой и наглядной форме выделить внутри каждого модуля внутренние и внешние связи и на этой основе дать научно обоснованные рекомендации по изучению курса.
Рис. 18. Структурная схема обучающего модуля
Обычно строение модуля какой-либо дисциплины имеет следующий вид:
1. Наименование модуля |
.... |
2, Теоретические занятия |
. . . . |
3. Практические занятия |
.... |
4. Лабораторный практикум |
.... |
5. Программное обеспечение |
.... |
6. Самостоятельная работа студентов |
.... |
Результат обучения | |
1. Теоретические занятия |
.... |
2. Практические навыки |
.... |
Теория модульного обучения
базируется на специфических принципах,
тесно связанных с
Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей. Для реализации этого принципа надо выполнять следующие педагогические правила.
• Учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей;
• Он должен быть представлен
настолько законченным блоком, чтобы
имелась возможность
• В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели.
Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т. е. модуль имеет четкую структуру..
Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части.
При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент гемм, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля.
Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил.
В интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;
• достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;
• совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели должна составлять один модуль.
Принцип динамичности обеспечивает
свободное изменение содержания
модулей с учетом социального
заказа. Высокие темпы научно-
Учебный материал должен постоянно, чуть ли не ежегодно перерабатываться и обновляться. Один из путей выхода из сложного положения состоит в том, чтобы обеспечить такое построение учебного материала, разделы переменной части которого могли бы бьггь достаточно независимыми друг от друга и позволили бы быстро изменять, дополнять и развивать учебный материал каждого раздела.
принцип динамичности
Разрешить противоречие между стабильным и меняющимся содержанием учебного материала возможно, реализуя принцип динамичности. Сформулируем его педагогические правила:
• Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться;
• Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули;
• Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.
Принцип действенности и оперативности знаний и их системы В звеньях сферы образования возникла проблема формирования действенных знаний у обучаемых, что отрицательно повлияло на уровень профессиональной полготовки специалистов. Выход из создавшегося положения — обучать не только видам деятельности, но и способам действий. Деятельностный подход к модульному обучению важен, но его ограниченность в том, что он не предъявляет к процессу обучения требований развития творческого отношения.
Оперативные знания приобретаются
успешнее при условии, если обучаемые
в ходе самостоятельного решения
задач проявляют инициативу, находчивость,
способность использовать имеющиеся
знания в ситуациях, отличных от тех,
в которых или для которых
они приобретались. О системе
действенных и оперативных
Принцип действенности и оперативности знаний
Педагогические правила, которыми следует руководствоваться при реализации принципа действенности и оперативности знаний и их системы, следующие:
• Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий.
• Для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности.
• Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению.
• Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой.
Принцип гибкости требует построения модульной программы и соответственно модулей таким образом, чтобы легко обеспечивалась возможность приспособления содержания обучения и путей его усвоения к индивидуальным потребностям обучаемых.
Реализация принципа гибкости требует соблюдения следующих педагогических правил:
• При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика знаний.
• Она должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно было легко построить индивидуализированную структуру конкретного модуля.
• Для индивидуализации содержания обучения необходим анализ потребности обучения со стороны обучаемого.
• С этой же целью можно пользоваться комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения.
• Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения.
• Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии обучения.
• Требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения определенной цели обучения.
Принцип осознанной перспективы требует глубокого понимания обучающимися близких, средних и отдаленны стимулов учения. Необходимо найти оптимальную меру соотношения связей управления со стороны педагога и самостоятельности (самоуправления) обучаемых. Слишком жесткое управление деятельностью лишает обучаемых инициативы, принижает роль самостоятельного учения.
Если использовать возможности
самоуправления обучающихся, необходимо
дать им ясно понять и осознать цели
(промежуточные и конечные) учения.
В модульном обучении они должны
выступать в качестве значимых результатов
деятельности, поэтому должны осознаваться
учащимися как перспективы
При реализации принципа осознанной перспективы в процессе модульного обучения необходимо соблюдать следующие педагогические правила:
• Каждому учащемуся вначале надо представлять всю модульную программу, разработанную на продолжительный этап обучения (курс, год или весь период).
• В ней точно указывается комплексная дидактическая цель, которую обучающий должен понять и осознать как лично значимый и ожидаемый результат.
• В нес входит программа учебных действий для достижения намеченной цеди, а обучающийся обеспечивается путеводителем для достижения близких, средних и отдаленных перспектив.