Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:32, контрольная работа
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Введение
Понятие модульного обучения
Принципы модульного обучения
Особенности организации контроля в модульном обучении
Преимущество модульного обучения
Преподаватель определяет сумму максимальных рейтинговых но всем контрольным заданиям своего учебного предмета, которая и представляет максимальное значение рейтинговой шкалы обученности студента за один семестр — его RSmax. Далее преподаватель устанавливает шкалу оценок: R — итоговый предметный рейтинг студента.
Если RSt > К 4 % от RSmax, то «отлично»
Если К 4 % от RSj >
Rsi > К3% от RS^, то «хорошо» Если К3% от RSmax >Rsi
> К2% от RSmax,
то «удовлетворительно» Если К2% от RSmax >Rsi
>К1% от RSmax, то «неудовлетворительно»
Если Rsi < К1% от RSmax, '
Поскольку студент
изучает и другие предметы, то целесообразно
для одной специальности по всем
предметам назначить одни и те
же числовые параметры К1,К2,КЗ и К4.
После этого преподаватель
На этом подготовка
рейтинговой шкалы самим
• число рейтинговых измерений;
• значение параметров Kl, К2, КЗ и К4;
• максимально возможные рейтинговые показатели для первого, второго и т.д. измерений.
После этого ПЭВМ просчитывает показатели рейтинговой шкалы так, итоговый предметный рейтинг RSmax был стандартный для данной специальности, например RSmax = 1000. В результате получают унифицированную шкалу рейтинга.
Перед началом учебного процесса для студентов вывешивают по каждому учебному предмету унифицированную предметную рейтинговую шкалу и перечень требований к качеству выполнения контрольных заданий.
В ходе учебного процесса
рядом с этими двумя
Шкала рейтинговых оценок известна и преподавателю и студенту. Преподавателю остается только сопоставлять качество выполнения студентами контрольных заданий и выставлять рейтинговые оценки. Таким образом, исчезает фактор предвзятости преподавателя, субъективизм, побуждающий студента адаптироваться к «слабости» преподавателя ради получения положительной оценки. В результате у студента возникает желание готовить себя к профессиональной работе творчески, с большей интеллектуальной самоотдачей.
Преподаватель завершает обучение студента по рейтинговой системе сдачей конечной ведомости, в которой вместе с итоговым предметным рейтингом каждому студенту выставляется его итоговое ранг-место, которое он занял по данному предмету среди студентов его специальности и курса, и итоговую пятибалльную оценку (либо за семестр, либо за все время обучения по данному предмету). В этой же ведомости он записывает максимально возможный итоговый предметный рейтинг (RSmax = 1000) и время Т, выделенное на изучение данного учебного предмета в отчетном семестре.
Форма ведомости предметного рейтинга студентов представлена на рис.19. В нее введены следующие условные обозначения: imax— количество студентов в группе (на специальности, курсе), RSmax — максимально возможное значение предметного рейтинга, которое можно было получить за усвоение материала данного учебного предмета;
i — номер студента в контингенте учащихся; К — номер кафедры (порядковый принимается по решению кафедр и ректората соответственно);
р — номер учебного предмета конкретной кафедры; Р — ранг студента, т. е. место занимаемое им по рейтинговому показателю;
Рис. 19. Форма ведомости предметного рейтинга студентов
Трк — количество часов, отведенное на р-предмет k-кафедры в учебном плане.
Проставляются так же даты начала преподавания этого предмета и проведения рейтингового контроля. Ведомость может быть стартовой, если предмет будет преподаваться и в следующих семестрах, промежуточной, если предмет преподавался уже не первый семестр, и финишной, если предмет преподавался последний или один семестр.
Предметно-рейтинговый мониторинг успешности обучения студента
Такая ведомость позволит осуществлять предметно-рейтинговый мониторинг успешности обучения студента в течение семестра.
Мониторинг — рейтинговое отображение динамики качества обучения по результатам рейтингового контроля по модулям (Ml, М2, МЗ, М4, М5), рубежный окончательный в данном семестре рейтинговый контроль (Рм).
Изучение преподавателем этой ведомости после ее окончательного заполнения позволяет изучать динамику обучения каждого студента и сопоставлять ее со среднестатистическими данными по группе и курсу, судить об успешности проведенных в семестре занятий и ввести коррективы в преподавательскую работу. На этом завершается основная часть рейтинговой технологии обучения.
Кроме предметного рейтинга, могут определяться кафедральный и общий семестровый рейтинг студента, которые учитываются при распределении между студентами привилегий (материальная помощь, назначение специальных стипендий, надбавок, распределение путевок, плата за обучение и т.п.).
С помощью мониторинга общего рейтинга обученности студента в течение всего периода обучения в вузе можно проследить динамику качества профессиональной подготовки студента от семестра к семестру. Ученый совет факультета и деканат могут пользоваться этими рейтинговыми показателями при распределении студентов на практику, работу, в аспирантуру и т.д.
Таким образом осуществляется рейтинговая технология получения и анализа результатов обучения студентов в вузе.
Рейтинговая система контроля знаний студентов при модульной системе обучения позволяет:
• упростить процедуру непрерывного контроля знаний;
• получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент;
• прогнозировать положение дел у студента на некоторые временные периоды;
• регулировать учебный процесс в соответствии с программными целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;
• стимулировать активное приобретение знаний студентами, выявлять лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся;
• определять статус студента, группы, потока в глазах самих студентов, преподавателей, руководителей учебного процесса;
• создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем, внедрения различных уровнен обучения (обязательной и производительной, базовой и профессиональной программ обучения);
• использовать в процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику;
• свободно выбрать в соответствии со способностями и наклонностями студента уровень и направленность подготовки;
• создать новую среду для разработки эффективного методического обучения; повысить производительность труда участников производительного процесса.
Преимущества модульного обучения
Модульное построение курса дает ряд значительных преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов.
К числу преимуществ данного метода обучения относятся:
• обеспечение методически обоснованного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
• системный подход к построению курса и определению его содержания;
• гибкость структуры модульного построения курса;
• эффективный контроль за усвоением знаний студентами;
• выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;
• быстрая, дифференциация студентов: различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. студенты курса;
• резко упрощается отбор кандидатов в аспирантуру, исключается продвижение не очень способных, но активных студентов;
• при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.
Модульное формирование курса
дает возможность осуществлять перераспределение
времени, отводимого учебным планом
на его изучение, по отдельным видам
учебного процесса расширяет долю практических
и лабораторных занятий, а также
самостоятельной работы студентов.
Возникает необходимость в
При комплексном рассмотрении
содержания обучающих модулей исключается
дублирование в изучении предмета,
появляется возможность обоснованного
введения в учебный процесс элементов
научных исследований и проведения
научно-исследовательских
Взаимосвязь различных форм
обучения при модульной организации
учебного процесса позволяет целенаправленно
управлять научно-методической работой
преподавателя и определять узкие
места методического или
Модульный подход в обучении позволит более полно удовлетворить потребности творческой личности в образовательской деятельности, поскольку появится осознанная заинтересованность в получении тех или иных знаний; возможность изменять специализацию или получать несколько специализаций; изменять уровни притязаний (бакалавр, магистр), форсировать или продлевать срок изучения в целом при известной конечной цели; быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество с преподавателем, снизить фактор неудовлетворенности индивида в образовании.
Введение новой системы
автоматически отменит
Модульной структурой обусловлено
усиление мотивации обучения, поскольку
студент заинтересован в
Не станет стрессовых ситуаций, присущих экзаменационной системе; процесс контроля знаний превратится в интересные беседы, дискуссии по насущным проблемам науки.
Таким образом, модульная система высшего образования и связанные с ее введением интенсификация информационно-деятельного процесса обучения, система контроля знаний и профессиональной пригодности может в значительной мере повысить эффективность и качество подготовки специалистов, обеспечить целенаправленность творческой деятельности личности.
Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует определенной организационной перестройки учебного процесса. Она бу-
I дет касаться планирования
работы преподавателей, подготовки
лабораторной базы к
В последнее десятилетие модульная система обучения проходит апробацию и в ряде средних общеобразовательных школ. Рейтинговый контроль знаний учащихся стал, например, нормой в ростовской СШ № 76 — школе-лаборатории Российской академии образования. Этот опыт подробно будет освещен в подготавливаемом нами к печати учебном пособии «Дидактика».