Структура модульного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:32, контрольная работа

Описание работы

В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.

Содержание работы

Введение
Понятие модульного обучения
Принципы модульного обучения
Особенности организации контроля в модульном обучении
Преимущество модульного обучения

Файлы: 1 файл

Модульное обучение.docx

— 174.96 Кб (Скачать файл)

Преподаватель определяет сумму максимальных рейтинговых  но всем контрольным заданиям своего учебного предмета, которая и представляет максимальное значение рейтинговой  шкалы обученности студента за один семестр — его RSmax. Далее преподаватель устанавливает шкалу оценок: R — итоговый предметный рейтинг студента.

Если RS> К 4 % от RSmax,                        то «отлично»

Если К 4 % от RSj > Rsi > К3% от RS^, то «хорошо» Если К3% от RSmax >Rsi > К2% от RSmax, то «удовлетворительно» Если К2% от RSmax >Rsi >К1% от RSmax, то «неудовлетворительно» Если Rsi < К1% от RSmax, '                                                        то «кол»

Поскольку студент  изучает и другие предметы, то целесообразно  для одной специальности по всем предметам назначить одни и те же числовые параметры К1,К2,КЗ и К4. После этого преподаватель делает пометку: «Данный предметный рейтинг  студента определяется после обучения в течение программного времени  Т».

На этом подготовка рейтинговой шкалы самим преподавателем- предметником закончена. Ее только нужно  нормализовать в диалоге с  ПЭВМ, чтобы можно было унифицировать  рейтинговые шкалы для всех предметов, которые изучают в течение  семестра студенты одной и той  же специальности. В ПЭВМ вводят следующие  данные:

• число рейтинговых  измерений;

•  значение параметров Kl, К2, КЗ и К4;

•  максимально возможные рейтинговые показатели для первого, второго и т.д. измерений.

После этого ПЭВМ просчитывает показатели рейтинговой  шкалы так, итоговый предметный рейтинг  RSmax был стандартный для данной специальности, например RSmax = 1000. В результате получают унифицированную шкалу рейтинга.

Перед началом учебного процесса для студентов вывешивают по каждому учебному предмету унифицированную  предметную рейтинговую шкалу и  перечень требований к качеству выполнения контрольных заданий.

В ходе учебного процесса рядом с этими двумя документами  вывешивают списки студентов данной специальности и курса с показателями рейтинговых приращений в течение  прошедшего месяца. То есть осуществляется ежемесячный мониторинг успешности обучения студентов по данному учебному предмету, который активизирует самостоятельную  работу студента.

Шкала рейтинговых  оценок известна и преподавателю  и студенту. Преподавателю остается только сопоставлять качество выполнения студентами контрольных заданий  и выставлять рейтинговые оценки. Таким образом, исчезает фактор предвзятости преподавателя, субъективизм, побуждающий студента адаптироваться к «слабости» преподавателя ради получения положительной оценки. В результате у студента возникает желание готовить себя к профессиональной работе творчески, с большей интеллектуальной самоотдачей.

Преподаватель завершает  обучение студента по рейтинговой системе  сдачей конечной ведомости, в которой  вместе с итоговым предметным рейтингом  каждому студенту выставляется его  итоговое ранг-место, которое он занял  по данному предмету среди студентов  его специальности и курса, и  итоговую пятибалльную оценку (либо за семестр, либо за все время обучения по данному предмету). В этой же ведомости  он записывает максимально возможный  итоговый предметный рейтинг (RSmax 1000) и время Т, выделенное на изучение данного учебного предмета в отчетном семестре.

Форма ведомости  предметного рейтинга студентов  представлена на рис.19. В нее введены следующие условные обозначения: imax— количество студентов в группе (на специальности, курсе), RSmax — максимально возможное значение предметного рейтинга, которое можно было получить за усвоение материала данного учебного предмета;

i — номер студента в контингенте учащихся; К — номер кафедры (порядковый принимается по решению кафедр и ректората соответственно);

 

р — номер учебного предмета конкретной кафедры; Р — ранг студента, т. е. место занимаемое им по рейтинговому показателю;

Рис. 19. Форма ведомости  предметного рейтинга студентов

Трк — количество часов, отведенное на р-предмет k-кафедры в учебном плане.

Проставляются так  же даты начала преподавания этого  предмета и проведения рейтингового контроля. Ведомость может быть стартовой, если предмет будет преподаваться  и в следующих семестрах, промежуточной, если предмет преподавался уже не первый семестр, и финишной, если предмет  преподавался последний или один семестр.

Предметно-рейтинговый  мониторинг успешности обучения студента

Такая ведомость  позволит осуществлять предметно-рейтинговый  мониторинг успешности обучения студента в течение семестра.

Мониторинг — рейтинговое отображение динамики качества обучения по результатам рейтингового контроля по модулям (Ml, М2, МЗ, М4, М5), рубежный окончательный в данном семестре рейтинговый контроль (Рм).

Изучение преподавателем этой ведомости после ее окончательного заполнения позволяет изучать динамику обучения каждого студента и сопоставлять ее со среднестатистическими данными  по группе и курсу, судить об успешности проведенных в семестре занятий  и ввести коррективы в преподавательскую работу. На этом завершается основная часть рейтинговой технологии обучения.

Кроме предметного  рейтинга, могут определяться кафедральный и общий семестровый рейтинг  студента, которые учитываются при  распределении между студентами привилегий (материальная помощь, назначение специальных стипендий, надбавок, распределение  путевок, плата за обучение и т.п.).

С помощью мониторинга  общего рейтинга обученности студента в течение всего периода обучения в вузе можно проследить динамику качества профессиональной подготовки студента от семестра к семестру. Ученый совет факультета и деканат могут пользоваться этими рейтинговыми показателями при распределении студентов на практику, работу, в аспирантуру и т.д.

Таким образом осуществляется рейтинговая технология получения  и анализа результатов обучения студентов в вузе.

Рейтинговая система  контроля знаний студентов при модульной  системе обучения позволяет:

• упростить процедуру  непрерывного контроля знаний;

•  получать, накапливать и выдавать достоверную информацию о состоянии дел у студента, группы, потока за любой промежуток времени и на текущий момент;

•       прогнозировать положение дел у студента на некоторые временные периоды;

•  регулировать учебный процесс в соответствии с программными целями и с учетом его результатов на контролируемом этапе;

• стимулировать  активное приобретение знаний студентами, выявлять лидеров и аутсайдеров, поощрять отличившихся;

•  определять статус студента, группы, потока в глазах самих студентов, преподавателей, руководителей учебного процесса;

•  создать благоприятные условия для синтеза знаний, решения междисциплинарных проблем, внедрения различных уровнен обучения (обязательной и производительной, базовой и профессиональной программ обучения);

•  использовать в процессе обучения компьютерные системы, вычислительную и организационную технику;

• свободно выбрать  в соответствии со способностями  и наклонностями студента уровень  и направленность подготовки;

• создать новую  среду для разработки эффективного методического обучения; повысить производительность труда участников производительного  процесса.

 Преимущества модульного обучения

Модульное построение курса  дает ряд значительных преимуществ  и является одним из эффективных  путей интенсификации учебного процесса, особенно в условиях целевой интенсивной  подготовки специалистов.

К числу преимуществ данного  метода обучения относятся:

• обеспечение методически  обоснованного согласования всех видов  учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;

•  системный подход к построению курса и определению его содержания;

•  гибкость структуры модульного построения курса;

•     эффективный контроль за усвоением знаний студентами;

•  выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя;

•  быстрая, дифференциация студентов: различаются «усредненные» группы отличников, успевающих и слабых студентов, вместо которых появляются первый, второй, десятый, сотый и т.д. студенты курса;

•     резко упрощается отбор кандидатов в аспирантуру, исключается продвижение не очень способных, но активных студентов;

•  при значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые знания, навыки и умения в своей предметной области.

Модульное формирование курса  дает возможность осуществлять перераспределение  времени, отводимого учебным планом на его изучение, по отдельным видам  учебного процесса расширяет долю практических и лабораторных занятий, а также  самостоятельной работы студентов. Возникает необходимость в новых  формах лекции, при которых наряду с фундаментальной подготовкой  студен т получал бы необходимые  навыки и знания в области обшей  методологии проектирования и эксплуатации оборудования, разработки современных  прогрессивных технологий.

При комплексном рассмотрении содержания обучающих модулей исключается  дублирование в изучении предмета, появляется возможность обоснованного  введения в учебный процесс элементов  научных исследований и проведения научно-исследовательских лабораторных работ.

Взаимосвязь различных форм обучения при модульной организации  учебного процесса позволяет целенаправленно  управлять научно-методической работой  преподавателя и определять узкие  места методического или программного обеспечения, лабораторной базы кафедры. Кроме того, наглядность структуры  курса «проявляет» перспективные  направления их совершенствования  и позволяет научно обоснованно  планировать работу всего педагогического  коллектива.

Модульный подход в обучении позволит более полно удовлетворить  потребности творческой личности в  образовательской деятельности, поскольку появится осознанная заинтересованность в получении тех или иных знаний; возможность изменять специализацию или получать несколько специализаций; изменять уровни притязаний (бакалавр, магистр), форсировать или продлевать срок изучения в целом при известной конечной цели; быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, индивидуализировать процесс обучения, осуществлять сотворчество с преподавателем, снизить фактор неудовлетворенности индивида в образовании.

Введение новой системы  автоматически отменит традиционные зачетные недели и межсеместровые экзамены, поскольку студент будет работать по индивидуальному трафику и у него появится возможность интегрирования информации но принципиально новой системе, в которой будут объединены базовые, специальные, профессиональные знания и навыки. При этом исчезнет необоснованная перегрузка дисциплинами.

Модульной структурой обусловлено  усиление мотивации обучения, поскольку  студент заинтересован в получении  информации, посещении лекций и лабораторно-практических занятий. Он сам решает вопрос поэтапного контроля, более того, заинтересован в нем как в определенной ступени на пути продвижения к конечной цели. Оценка знаний при этом обычно рейтинговая по индивидуальному интегральному индексу (ИИИ). В результате подобной оценки знаний повышается заинтересованность студентов в обучении, появляется возможность форсировать изучение дисциплины, что незамедлительно придаст процессу обучения индивидуальный характер.

Не станет стрессовых ситуаций, присущих экзаменационной системе; процесс контроля знаний превратится  в интересные беседы, дискуссии по насущным проблемам науки.

Таким образом, модульная  система высшего образования  и связанные с ее введением  интенсификация информационно-деятельного  процесса обучения, система контроля знаний и профессиональной пригодности  может в значительной мере повысить эффективность и качество подготовки специалистов, обеспечить целенаправленность творческой деятельности личности.

Бесспорно, внедрение модульного обучения потребует определенной организационной  перестройки учебного процесса. Она  бу-

I дет касаться планирования  работы преподавателей, подготовки  лабораторной базы к фронтальному  проведению работ, формирования  контингента студентов с учетом  пропускной способности лабораторий,  разработки соответствующего методического  обеспечения. организации контрольных  проверок знаний. Но возникновение  этих проблем не должно сдерживать  внедрение новой формы обучения  в вузах.

В последнее десятилетие  модульная система обучения проходит апробацию и в ряде средних  общеобразовательных школ. Рейтинговый  контроль знаний учащихся стал, например, нормой в ростовской СШ № 76 — школе-лаборатории  Российской академии образования. Этот опыт подробно будет освещен в  подготавливаемом нами к печати учебном  пособии «Дидактика».


Информация о работе Структура модульного обучения