Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 10:32, контрольная работа
В своем первоначальном виде модульное обучение зародилось в конце 60-х гг. XX в. и быстро распространилось в англоязычных странах. Сущность его состояла в том, что обучающийся почти самостоятельно или полностью самостоятельно мог работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевой план занятий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Функции педагога варьировали от информационно-контролирующей до консультативно-координирующей.
Введение
Понятие модульного обучения
Принципы модульного обучения
Особенности организации контроля в модульном обучении
Преимущество модульного обучения
• В начале каждого модуля обязательно нужно конкретно описать интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности.
• В начале каждого элемента следует точно указать частные цели учения в качестве результатов деятельности.
Принцип разносторонности
методического
На эффективность учения влияет множество факторов, прежде всего соответствие содержания обучения возможностям учащихся. Однако и при соблюдении этого условия в процессе учения возникает много сложностей, в частности, из-за неумения обучающихся выбирать оптимальные пути усвоения материала, неразвитости навыков самостоятельного познания. Существуют проблемы и в деятельности педагогов, например, из-за нехватки мастерства, неумения применять все методы обучения и выбирать наиболее приемлемый для данных условий иди их сочетания.
Пути решения этих проблем раскрывают педагогические правила, реализация принципа разносторонности методического консультирования:
• Учебный материал следует представлять в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.
• Должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, создавать собственный оригинальный метод учения.
• Необходимо осуществлять
методическое консультирование педагога
по организации процесса обучения.
В качестве альтернативных решений
могут выступить различные
• Педагог может свободно выбирать предложенные методы и организационные цели обучения или работать по своим, оригинальным методам и организационным схемам.
• В тех случаях. когда преподаватель сам строит модуль, желательно в его содержание включить используемые им методы обучения, гак как это создает условия для обмена опытом между педагогами, преподающими эквивалентные курсы или предметы.
Важно соблюдать принцип паритетности. В последние годы уделяется особое внимание активизации обучаемых в педагогическом процессе, развитию управления и превращению его в самоуправление. Необходимо сосредоточить внимание на создании базисного условия для реализации взаимодействия в процессе обучения. Им может быть уровень подготовленности обучающихся. Именно от него в первую очередь зависит характер связей управления. Но о каких реальных отношениях может идти речь, если, как это бывает при традиционном обучении, основной целью встреч педагога и обучаемого является предоставление первым информации второму? Другими словами, во время занятий педагог чаще всего делает «информационные инъекции», забывая о необходимости использования других функций.
Эффективным педагогический
процесс будет при условии, если
сам обучающийся максимально
активен, а преподаватель реализует
консультативно-координирующую функцию
на основе индивидуального подхода
к каждому. Но для этого необходимо
обеспечить обучающихся эффективными
средствами учения, такими как модуль.
Используя это информационное средство,
обучаемый сможет самостоятельно организовать
усвоение нового материала и приходить
на каждую педагогическую встречу подготовленным,
решая проблемные вопросы, участвуя
в исследовательской
Принцип паритетности
в модульном обучении требует соблюдения следующих педагогич
• Модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня.
• Она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции.
• Модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения.
• В процессе модульного обучения преподаватель передает на которые функции управления модульной программе, в которой он трансформируются в самоуправление.
Вышеизложенные принципы модульного обучения взаимосвязаны. Они (кроме принципа паритетности) отражают особенное ти построения содержания обучения, а принцип паритетности характеризует взаимодействие педагога и обучаемого в новых условиях, складывающихся в ходе реализации модульного подхода процессе обучения. Все названные принципы опираются на обще дидактические и взаимосвязаны с ними.
3.11.3. Особенности структурирования содержания учебного курса в модульном обучении
Цель разработки модулей
— расчленение содержания курса
или каждой темы курса на компоненты
в соответствии с профессиональными,
педагогическими и
Обычно семестровый курс (40—50 лекционных часов) делят на 10—12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд тем, по которым проводят коллоквиумы. В лучших зарубежных вузах модульное деление строится на основе строгого системного анализа понятийного аппарата дисциплины, что дает возможность делить группы фундаментальных понятий, логично и компактно
группировать материал, избегать повторений внутри курса и в смежных дисциплинах, сократить объем курса на 30 % и более.
Модуль — самостоятельная
структурная единица и в
Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения. Та кон перечень, или характеристика входа, служит основой для составления программы предварительного контроля, который можно выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой. В результате такого контроля студент не получает оценку, но имеет возможность выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тех или иных вопросов. Внутри одною курса завершающая контрольная работа по окончании каждою модуля служит предварительным контролем для следующего.
Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент перехолит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.
Информация, входящая в модуль, способна иметь самый широкий спектр сложности и глубины, при четкой структуре и единой целостности, направлеенной на достижение интегрированной педагогической цели. Поскольку задачи обучения могут со временем изменяться, а учебный материал периодически пересматривается и обновляется в связи с непрерывным развитием науки и техники, в структуре модуля заложены постоянная, базовая компонента и вариативная часть. Базовая компонента представляет собой фундаментальное понятие дисциплины — явления, закон, структурный план и т.д., или группу взаимосвязанных понятий. Вариативность зависит как от изменения и обновления содержания информации, так и от направления специализации студента. Тем самым на практике реализуется принцип гибкости и динамичности образования без снижения качества подготовки.
В свете вышесказанного очевидно, что для разработки всего комплекса модулей необходимы системный анализ и глубокая методическая проработка содержания и структуры дисциплины, при которых обеспечивался бы требуемый квалификационной характеристикой объем знаний, навыков и умений студентов.
Кукушин, Педагогические технологии
Особенности организации контроля в модульном обучении
Для оценки знаний при модульном обучении используется новая, более прогрессивная система, которая состоит в замене традиционного дискретно-сессионного контроля на непрерывно набираемый в период обучения и на этапах промежуточного контроля рейтинг. Такая система оценки знаний называется рейтинговой.
Рейтинг представляет собой количественную оценку какого-то качества человека. Следовательно, рейтинг обученности студента — это количественная оценка результатов педагогического воздействия па человека. Дадим следующее определение рейтинга студента:
рейтинг — это сумма баллов, набранная студентом в течение некоторого промежутка времени, рассчитанная по определенным формулам, не изменявшимся в течение этого промежутка.
Рейтинги широко применяются в окружающей нас жизни. Методики их определения разнообразны, различна и степень сложности этих методик. Такое же положение вещей и в системах рейтинговых оценок при модульном обучении.
В ряде систем показатель рейтинга совпадает с оценкой знаний студента при проведении контрольных мероприятий. В этом случае базовая цена модуля известна (рассчитана) заранее. В других же показатель определяется по довольно сложным формулам с учетом стартового оценочного показателя знаний студента, ожидаемой оценки качества выполнения испытания и других величин.
В первом случае сумма баллов, полученных по модулю (или по частям модуля) в процессе обучения и на экзаменах, с учетом корректирующих коэффициентов, составит итоговый рейтинг по дисциплине, а рейтинг по всем дисциплинам семестра составит суммарный рейтинг, который и будет внесен в рейтинг-лист.
Во втором случае рейтинг студента R вычисляется по формуле
где Remap — стартовый рейтинг;
К — коэффициент значимости (весомости) контрольного испытания;
So*. — ожидаемая оценка качества выполнения испытания;
S — реальная оценка качества выполнения испытания.
Для вычисления рейтинга абитуриента и (с учетом К) существуют специальные формулы и таблицы.
Абсолютные величины S даются в пятибалльной оценке и могут быть дробными, К выражается 2-разрядной величиной; а К — 3- разрядной.
Фиксированные точки, лапы обучения определяют вид контроля и, как следствие — вид рейтинга. По лапу контроля предусматривают следующие виды контроля:
• текущий;
• промежуточный,
• итоговый.
Все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного (рубежного) и итогового контроля, оцениваются в очках или баллах. Все набранные баллы суммируются и составляют индивидуальный интегральньй индекс. Цель студента — набрать максимальное число баллов. При рейтинговой системе резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь. Текущий контроль дает до 30—35 % общей максимальной опенки в баллах, промежуточный (рубежный) — 20—25 %, практические занятия и курсовая работа — до 25 %. Доля баллов, полученных на экзамене, обычно не превышает 20 % от общей оценки учебного труда студента. Такая система стимулирует повседневную систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность в учебе, исключает случайности при сдаче экзаменов.
В ряде систем промежуточный
контроль отсутствует. В разных модификациях
системы рейтинговой
По целям контроля рейтинг подразделяется на стартовый, технический, теоретический, творческий и синтезированный.
Стартовый рейтинг предназначен для оценки знаний студентов в начале цикла, проверки остаточного уровня знаний и умений. Он «настраивает» обучаемого на работу с первых дней цикла.
Технический рейтинг — складывается из оценок текущих работ (от 2 до 4 в цикле) и оценок решения типовых задач на коллоквиумах. Он служит для проверки технических умений и навыков студентов при решении типовых стандартных задач.
Теоретический рейтинг набирается на коллоквиумах, проводи мых на этапах промежуточного контроля, и служит для оценки уровня усвоения теоретического материала.
Творческий рейтинг используется для оценки уровня творческого потенциала студента, его умения самостоятельно получать доказательства теории по аналогии с приведенными в лекциях, для приобретения навыков в решении нестандартных задач теоретического и прикладного характера, связанных с профилем будущей специальности. К выполнению задач творческого рейтинга допускаются только те студенты, суммарный рейтинг которых позволяет им претендовать на хорошую и отличную оценку. Аналогичным способом набрать баллы теоретического рейтинга могут только студенты, имеющие минимум баллов по техническому рейтингу.
Каковы могут быть методы контроля? Текущий контроль проводится преподавателем в виде контрольных мероприятий помодульно или по частям модуля. Контрольные мероприятия — это тесты, расчетно-графические задания, контрольные, лабораторные работы, позволяющие установить уровень знаний студента, стабильность выполнения им учебного графика, его активность.
Кроме приведенных выше, различают три типа рейтинговых оценок качества обучения студента:
• по конкретному учебному предмету (временный рейтинг);
• по конкретной кафедре (кафедральный рейтинг);
• в целом по всем кафедрам (общий рейтинг).
Рассмотрим методику
определения предметного
Преподаватель разрабатывает шкалу оценок качества выполненных студентом заданий в процессе изучения им данного предмета. Величина оценки выбирается самим преподавателем, он описывает, при каком качестве выполнения данного задания какая студенту положена оценка. Сумма всех максимально возможных оценок за выполнение каждого задания в течение семестра дает максимально возможную семестровую сумму, а по окончании изучения предмета, например, в течение нескольких семестров, накапливается итоговая предметная рейтинговая сумма — предметный рейтинг студента